Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений
статья по теме

В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений

Актуальность работы по речевому развитию младших школьников обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека. В решении задачи развития речи учеников может помочь работа с различными видами искусства: прозой, поэзией, графикой, живописью и т.д. В данной статье особое внимание уделим такому направлению, как  «Развитие связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений», т.к.  произведения классической музыки, народные песни, инструментальные композиции – это ещё и богатый материал для речевого развития младших школьников, для раскрытия творческих возможностей каждого ученика.

Обучая детей, педагогу необходимо владеть информацией как о стартовом уровне речевого развития каждого ребёнка, так и о динамике повышения этого уровня. В соответствии с ФГОС НОО уже разработано достаточно большое количество диагностических материалов по выявлению сформированности у ребёнка УУД (личностных и метапредметных). Но пока нет методик по определению уровня развития связной речи детей на основе восприятия музыкальных произведений. В литературе по психологии методы оценки уровня речевого развития у младших школьников авторы тесно связывают с психодиагностикой уровня развития мышления, говоря о неразделимости понятий «речь» и «мышление», не рассматривая взаимосвязь речевого развития и музыки.

С другой стороны, по мнению современных учёных-лингвистов, текстом, в широком понимании, является не только литературное произведение, но также произведения музыкального и изобразительного искусства. Поэтому учащимся могут быть предложены методики, где критерием оценки правильности ответов служит уровень развития коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие музыкального текста.

Предложим несколько диагностических методик по определению уровня развития коммуникативно-речевых умений младших школьников.

Задание 1. Из предложенных заголовков выбрать подходящий для звучащего музыкального произведения.

Цель методики: определить уровень сформированности умения озаглавливать произведение в соответствии с его темой.

Задание 2. Определить количество действующих лиц в прозвучавшем музыкальном произведении. (Названия пьес детям не сообщаются).

Цель методики: оценить умение выделять в данной теме микротемы.

Задание 3. Определить количество частей в музыкальном произведении.

Цель методики: выявить уровень сформированности умения определять количество и границы частей в музыкальном произведении.

Оценка правильности выполнения заданий может быть следующей:

3 – ученик справился с заданием правильно и самостоятельно, доказательно обосновал свой выбор; 2 – для выполнения задания потребовалась помощь учителя, дополнительные наводящие вопросы; 1 – ученик даже с помощью наводящих вопросов после нескольких попыток не смог справиться с заданием или выполнил его неправильно.

При сохранении формулировки заданий от класса к классу усложняется лишь музыкальный материал. Это позволит учителю не только развивать умение вслушиваться в звучащее музыкальное произведение, но и сделать вывод о речевом продвижении своих учеников.

Таким образом, применение диагностических методик по изучению речевого развития младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений может помочь учителю оценить уровень сформированности личностных и метапредметных умений младших школьников, а детям - правильно излагать свои мысли и чувства, понять и почувствовать богатство и разнообразие окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Методические основы развития связной речи младших школьников

В статье даны рекомендации по развитию связной речи младших школьников....

«Развитие речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства»

Особую роль речевого развития играет работа с картиной как произведением живописи. "Картинка является могучим средством к "развязыванию" языка детей" К.Д.Ушинский...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА В 3 КЛАССЕ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с  процессом развития связной письменной речи младших школьников на уроках русского языка с включением заданий исследовательского характера...