Диагностика речи учащихся начальных классов по Фотековой.
методическая разработка по логопедии по теме
Доступный материал для диагностики речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_diagnofotekovoi.doc | 71 КБ |
02_kartaobsledetmeto_fotekova.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование речи младших школьников.
Устная речь.
Блок 1. Экспрессивная речь | |||
Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания | 120 | ||
А)исследование звукопроизношения | 30 | ||
Собака – маска - нос Щука – вещи – лещ Сено – косить – высь Чайка – очки – ночь Замок – коза Рыба – корова – топор Зима – ваза Река – варенье – дверь Цапля – овца – палец Лампа – молоко – пол Шуба – кошка – камыш Лето – колесо – соль Жук - ножи | |||
Б)Исследование сформированности звукослоговой структуры слова | 15 | ||
Скакалка Кинотеатр Космонавт Баскетбол Космонавт Перепорхнуть Милиционер Аквалангист Сковорода Термометр | |||
В)Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики. | 30 | ||
Надуй щеки Надуй одну щеку Надуй другую Упри язык в правую щеку Помести язык между верхними зубами и верхней губой («обезьяна») «Трубочка» «Лопата» «Маятник» «Качели» «Улыбка» - «Трубочка» | |||
Г)Повторение цепочек слогов | 30 | ||
а-и-у – у-а-и жа-ща | |||
би-ба-бо – бо-ба-би ла-ра | |||
ба-па – па-ба ма-на-ма – на-на-ма | |||
са-ша – ша-са жа-ша-ша – ша-жа-ша | |||
ча-тя – тя-ча ла-ра-ра – ра-ра-ла | |||
ма-на ца-са-ца | |||
Серия 2. Исследование словообразовательных функций | 90 | ||
А)Называние детенышей животных У кошки – У собаки - У козы – У курицы - У волка – У свиньи - У утки – У коровы - У лисы – У овцы - У льва - | 30 | ||
Б)Образование относительных прилагательных | 30 | ||
Варенье из вишни - кисель из клюквы – Варенье из яблок - салат из моркови – Варенье из сливы - суп из грибов – Кукла из соломы - лист дуба – Горка изо льда - лист осины - | |||
В)Образование качественных прилагательных | 15 | ||
За хитрость называют – За жадность – За трусость – Если днем мороз, то день… Если дождь – Если ветер - | |||
Г)Образование притяжательных прилагательных | 15 | ||
У собаки лапа – У волка – У медведя – У льва – Клюв птицы – Гнездо орла - | |||
Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи | 150 | ||
А)Составление предложений по картинкам (1) Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко. | А, Б,В = 45 | ||
Б)Составление предложений по картинкам (2) Мальчики играют в мяч (футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя) Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати). | |||
В)Составление предложений по картинкам (3) Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар. | |||
Г)Повторение предложений В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | 15 | ||
Д)Составление предложений из слов в начальной форме. Доктор, лечить, дети Сидеть, ветка, синичка Груша, бабушка, внучка, давать Миша, собака, небольшая, бросить, косточка Петя. Купить, шар, мама, красный | 15 | ||
Е)Верификация предложений. Собака вышла в будку. По морю плывут кораблик. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. | 15 | ||
Ж)Дополнение предложений предлогами. Лена наливает чай… чашки. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Деревья шумят… ветра. Пес сидит… конуры. | 15 | ||
З)Завершение предложений. Игорь промочил ноги, потому что… Сережа замерз, хотя… | 15 | ||
И)Образование мн.ч. существительных в И. и Р. падежах. Дом - дома Стол- Стул – Окно – Звезда – Ухо – Дом – много домов Стол – Стул – Окно – Звезда – Ухо - | 30 | ||
Серия 4. Исследование связной речи. | 120 | ||
А)Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок. | 60 | ||
Б)Пересказ текста «Галка и голуби» | 60 | ||
Серия 5. Исследование номинативной функции речи. | 120 | ||
А)Название предметов по картинкам: -часы, пальто, очки, кровать, лестница; -карандаш, сито, руль, колесо, лопата; - крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос. | А, Б = 45 | ||
Б)Название действий по картинкам. -одевает, кормит, плавает, плачет, строит; -копает, гладит, рисует, вяжет, рубит; -подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает, набирает. | |||
В)Словоупотребление 30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй; 20 – за 6 – 15 штрафных очков в пробах на грамматический строй; 10 – за 16 –25 штрафных очков; 0 – за 26 и более штрафных очков | 30 | ||
Блок 2. Импрессивная речь. 180 | |||
Серия 1. Исследование понимания значения слов. | 120 | ||
А)Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов: -бутылка, кошка, женщина, яблоко; -письмо, друг; письмо, дверь; самолет, цветок; -женщина, яблоко, кошка; письмо, бутылка, дверь; сумка, цветок, рыба. | 30 | ||
Б)Понимание близких по звучанию названий предметов: -коза, трава, бочка; -дрова, коса; почка, миска; трава, бочка; -точка, мишка, коса; коза, дрова, почка; мишка, точка; трава, дочка, миска. | 30 | ||
В)Понимание далеких по значению и звучанию названий действий: -работает, стирает, играет, едет; -готовит, смотрит; прыгает, поет; поливает, едет; -поет, работает, смотрит; едет, готовит, поливает; стирает, продает, играет. | 30 | ||
Г)Понимание действий, близких по значению: -ставит, катит, несет; -тянет, бросает; кладет, ведет, тянет; крутит, несет; ведет, кладет; держит, ставит, катит; бросает, вешает, несет; ставит, крутит, ведет. | 30 | ||
Серия 2. Исследование сложных логико-грамматических конструкций. | 30 | ||
А)Понимание обратных конструкций. Мужчину обрызгала женщина. Трактором перевозится машина. Газету закрывает книга. Клеенка покрыта скатертью. Девочкой спасен мальчик. Мама перевозится дочкой. | 15 | ||
Б)Понимание предложных конструкций с обозначением места. В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком. | 15 | ||
Серия 3. Исследование фонематического восприятия. | 30 | ||
Смотри блок 1, серия 1 (г), 10 проб, не выделенных жирным шрифтом. | |||
Письменная речь. | |||
Серия 1. Исследование навыков языкового анализа. | 30 | ||
Сколько слов в предложении «Около дома росла береза» Какое второе слово в этом предложении? Сколько слогов в слове «рак»? Какой третий слог в слове «машина»? Сколько звуков в слове «рак»? Сколько звуков в слове «шапка»? Какой первый звук в слове «шапка»? Какой третий звук в слове «школа»? Какой звук после «Ш» в слове «школа»? | |||
Серия 2. Исследование навыков письма. | |||
1 класс. Напиши:
| 45 | ||
2 класс. Запись под диктовку. Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина. | 45 | ||
3 класс. Диктант. Птицы. Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. | 45 | ||
Серия 3. Исследование навыков чтения | |||
1 класс. Прочти слова: -мак, нож, день, пила, ем, юг; -юла, курица, дерево, собака, сапоги, голубика; -флаг, йод, цирк, стул, крик, шмель; -блеск, ствол, ванна, диван, забор, индюк. | 45 | ||
2, 3 классы. Текст «Как я ловил раков» (А.Н. Корнев, 1997) | 45 | ||
Общий бал за тест | |||
Процент успешности | |||
Уровень успешности |
Предварительный просмотр:
Обследование речи учащихся по методике Фотековой Т.
Тесты | 1 | 2 | 3 |
Серия1. Исследования сенсомоторного уровня. | |||
| |||
- губы в улыбке; - губы «трубочкой»; - язык «лопаткой»; - язык «иголочкой»; - язык «чашечкой»; - щелканье языком («лошадка»); - «вкусное варенье»; - «качели»; - «маятник»; - чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка» | |||
| |||
скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, перепорхнуть, кораблекрушение, аквалангист, термометр | |||
Серия 2. Исследование навыков языкового анализа | |||
День был теплый. Около дома росла высокая береза. | |||
дом, карандаш | |||
- первый звук в слове крыша; - третий звук в слове школа; - последний звук в слове стакан | |||
рак, сумка, диктант | |||
Серия 3. Исследование грамматического строя речи | |||
- Наступила осень. - Птичка свила гнездо. - Над водой летали белые чайки. - В саду много красных яблок. - Земля освещается солнцем. - Ранней весной затопило весь наш луг. - Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. - Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. - Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. - На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | |||
- Девочка гладит утюгом. -Дом нарисован мальчик. - Мальчик умывается лицо. - Собака вышла в будку. - Березки склонились от ветра. - Солнце освещается землей. - По морю плывут корабль. - У Нины большая яблоко. - Хорошо спится медведь под снегом. - Над большим деревом была глубокая яма. | |||
- мальчик, открывать, дверь - девочка, читать, книжка - доктор, лечить, дети - рисовать, карандаш, девочка - в, сад, расти, вишня - сидеть, синичка, на, ветка - бабушка, груша, внучка, давать - Витя, косить, трава, кролики, для - Миша, дать, собака, большая, кость - Петя, купить, шар, красный, мама | |||
- Лена наливает чай … чашки. - Почки распустились … деревьях. - Лодка плывет … озеру. - Чайка летит … водой. - Птенец выпал … гнезда. - Деревья шумят… ветра. - Последние птицы падают … березы. - Щенок спрятался … крыльцом. - Пес сидит … конуры. - Большая толпа собралась … театром. | |||
- один стол, а много – это… - стул - … - окно - … - звезда - … - ухо - … - стол, а много чего? - … - стул - … - окно - … - звезда - … - ухо - … | |||
Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования. | |||
1. - У кошки – котята, а у… - козы - … - волка - … - утки - … - лисы - … - льва - … - собаки - … - курицы - … - свиньи - … - коровы - … - овцы - … | |||
2. Образование существительных в уменьшительной форме. - стол - … - стул - … - дом - … - снег - … - дерево - … | |||
3. Образование прилагательных от существительных. А) Относительных - шляпка из соломы – - кисель из клюквы – - горка изо льда – - салат из моркови – - варенье из вишни – - суп из грибов – - варенье из яблок – - варенье из сливы – - варенье из малины – - варенье из клубники – - варенье из черники – - лист дуба – - лист клена – - лист осины – - шишка ели - | |||
Б) Качественных - лису за хитрость называют хитрой, а - волка за жадность – - зайца за трусость – - медведя за силу – - льва за смелость – Если днем жара, то день – жаркий, а если… - мороз - солнце - снег - дождь - ветер - холод | |||
В) Притяжательных У собаки лапа собачья, а у… - кошки, медведя, волка, льва, лисы, зайца, белки; - гнездо орла – - клюв птицы – - ружье охотника – | |||
Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических конструкций. | |||
| |||
Серия 6. Исследования связной речи | |||
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) | |||
2. Пересказ прослушанного текста. Горошины. В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся начальных классов.
Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....
Программа развития речи учащихся начальных классов
Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...
Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.
Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...
Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов
Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов
Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов....
Диагностика успеваемости учащихся начальных классов
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учеб...