Учебно-методический комплект по логопедии. 1 класс. "Как к нам в гости звук Р попал".
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zvuk_r_k_nam_popal.pptx | 1.77 МБ |
frontalnoe_logop._zanyatie_v_1_kl.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема:Как к нам звук «Р» попал.
Цель: знакомство со звуком «р»; развитие правильного произношения в слогах, словах, предложениях; развитие функций языкового анализа и синтеза, словообразования; развитие фонематического слуха, анализа и синтеза; воспитание чувства дружбы, доброго отношения друг к другу.
Оборудование: предметные картинки (гора, ворота, радуга, крокодил, кенгуру, зебра, верблюд, розы, ромашки, нарциссы, астры), Звуковички, презентация к уроку, флакон с духами, роза.
Ход урока:
- Психологический настрой.
_Положите руки поудобнее. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Сотворите вокруг себя поле любви, мира, добра.
Кто пришёл к нам тихо, тихо?
Ну, конечно, не слониха!
И , конечно , бегемот тихо
Так пройти не мог.
И повсюду тишина…
Это значит, это значит
Тише всех пришла зима.
- А начинает зиму месяц « декабль». Ой! Я кажется звук потеряла! Вы не знаете – какой?
( проверяю: р-р-р )
- Психогимнастика (Дети встают)
- Раз, два, повернись и в животных превратись!
-Кто покажет сердитого тигра? Как он грозно рычит?
-А как мурлычет ласковая кошечка?
- Покажите любопытного воронёнка, который выглядывает из гнезда и каркает тоненьким голосом.
- А теперь – его маму, которая отвечает ему низким голосом.
III. Сообщение темы занятия.
- Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?
- Послушайте присказку.
В некотором царстве, некотором государстве, высоко в горах жил звук «Р».
- Давайте все дружно его произнесём.
- Чем он вам понравился?
1. Характеристика звука «Р»
- Какой он?
-Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой?
2.Произношение изолированного звука. Работа над голосом.
-Вокруг «Р» рычали звери. Как они рычали? Падали камни ( отрывистое произнесение). Грохотал гром (раскатистое произнесение) Это были звуки, с которыми ему нельзя было дружить.
( проговаривают грустно: р-р-р )
Пролетела мимо сорока и говорит: « Что ты грустишь? Отправляйся в школу, в п. Красногорский. Там все звуки и буквы живут в волшебных замках, и дети их научились произносить.»
Обрадовался звук «Р» и отправился в дорогу.
А сейчас мы будем смотреть в волшебное зеркало, всё видеть и помогать звуку «Р».
IV Произношение звука «Р» в слогах, слоговых сочетаниях и словах.
- Что это? (горы) Звуку»Р» надо помочь перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки.
Прилетела гласная «А». Какой слог получился? ( ра)
(аналогично: с О, У, Ы)
- Смотрите! Получилось волшебное заклинание: ро-ру-ры-ра
- Давайте скажем: ро-ру-ры-ра- расступись гора.
Расступилась гора, а за ней – ро-во-та
- Что я перепутала? ( во-ро-та)
(уронить Звуковичок)
-Упал звук «Р», поранил руку и воскликнул: « Ах! Рана!»
- Какое слово можно составить? ( охрана)
V.Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза.
Чтобы охрана пропустила звук «Р» через ворота, надо сказать добрые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу хорошие слова.
Зло - …добро.
Лень-…трудолюбие.
Трусость-…храбрость.
Грусть-…радость.
-Ура! Ворота открылись!
За воротами – звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку «Р», укажут им путь.
- Отгадайте названия животных с перепутанными слогами:
КА-БЕЛ
РАН-БА
ДИЛ-КРО-КО
БЛЮД-ВЕР
- С кем подружился звук «Р» ?
С белкой, с бараном, с крокодилом, с верблюдом.
VIII. Падежное управление.
Идёт звук «Р», вдруг перед ним сад.
- Что увидел звук «Р» ?
( презентация: ромашки, астры, розы, нарциссы)
- Назовите эти цветы.
- Сорвал звук «Р» хоть один цветок? Что он подумал? (распылить незаметно духи).
- Что вы почувствовали? (аромат цветов).
Звук «Р» любовался чем? (Т.п.):
Ромашками, нарциссами,розами, астрами.
IX. Произношение звука “Р» в предложениях. Словообразование.
Кроме цветов звук «Р» увидел фруктовые деревья, которые угощали его своими плодами.
- Чем угостило грушевое дерево?
( Грушевое дерево угостило грушами.)
Аналогично: персиковое дерево, абрикосовое, виноградная лоза…
Поблагодарил звук «Р» фруктовые деревья, а куда идти дальше-не знает.
В саду есть цветок, который ему поможет.
Выставляется схема слова «роза».
Роза даст ему лепесток, и он укажет путь.
X. Произношение звука «Р» в чистоговорках.
Идёт звук «Р», песенки распевает, чистоговорки сочиняет :
Ра-ра-ра-стоит высокая гора;
Рад-рад-рад- растёт сладкий виноград;
Нат-нат-нат-я люблю гранат;
Руша-руша-руша-спелая груша;
Ерсик-ерсик-ерсик-очень вкусный персик.
XI Произношение «Р» в словах и подбор определений.
Подул сильный ветер. Покажите- какой? Ветер вырвал лепесток у звука «Р» и унёс его. Вдруг он видит знак, а на нём надпись: « Направо пойдёшь- к Дракону попадёшь, налево пойдёшь- никуда не попадёшь».
Слышит «Р» чьи-то рыдания ( А что такое «рыдания»?) Они рыдают, потому что дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте отгадать, кто это:
Б.атино, Чабу.ашка, Пье.о, К.окодил Гена.
-Какой звук забрал Дракон ? А знаете зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему ласковые слова, чтобы он вернул им звук. (Слайд: улыбающийся Дракоша)
-Что сказали звуку «Р» сказочные герои? Он стал их другом. Кого вы можете назвать своим другом? А ты,….., хороший друг?
Крокодил Гена предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».
XII Сочинение стихов, подбор рифм.
Развеселились наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им.
Буратино взял … топор
И пошёл чинить… забор.
Видит он- стоит (картинка)… машина,
Но машина без … бензина.
Влил бензин он в …мотор
И наехал на….
Тут Тортила… прибежала
Буратино… отругала.
XIII Отгадывание загадки.
«Куда же мне идти дальше?»- спросил «Р» у Дракоши.
-Я покажу тебе волшебную дорогу , если отгадаешь мою загадку: «Разноцветное коромысло над рекою повисло».
Дети называют слово и «разбрасывают» по звукам.
По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук «Р» добрался до нашей школы. И мы ему очень рады! Поздороваемся с ним! Скажите ему, как называется наш посёлок. А теперь покажите, где он будет жить. ( Открывают страничку в Букваре).
XIV Знакомство с буквой Р.
-Звук «Р» посмотри- вот это твоя буква.
Детям предлагается изобразить букву Р с помощью пальчиков, поз.
Затем даются трафареты буквы Р, который они обводят и раскрашивают синим цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по математике 1 класс УМК «Планета знаний» (с использованием игр В.В. Воскобовича)
Серия заданий с использованием игр В.В. Воскобовича....
Учебно-методическая разработка урока в 3 классе
Родовые окончания имен прилагательных...
Учебно методическое пособие по математике 1 класс
Учебно методическое пособие по математике для 1 класса по программе 21 век...
Учебно-методический конспект по математике 2 класс
Планируемые результаты:предметные: обеспечить понимание понятия "Множество. Элементы множества"; актуализировать знания учащихся по теме "элементы множества" и умения классифицировать предметы по опре...
Учебно-методический конспект по технологии 1 класс
Планируемые результаты:личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развитие трудолюбия, способности к с...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....
Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов "Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Формирование логических действий у младших школьников в учебно-воспитательном процессе...