«Профилактика оптической дисграфии»
материал по логопедии ( класс) на тему
Для ребенка, который учится писать и читать, каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика оптической дисграфии»
(у школьников с ОНР)
Аннотация:
Для ребенка, который учится писать и читать, каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий. При чтении ребенку приходится останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой, так как поле зрения пока ограничено пределами знака. Необходимо сохранять направление движение глаза слева направо, последовательно узнавать каждую букву, соотнося ее с определенным звуком, осуществлять синтез двух звуков и произносить слог в целом.
На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи.
В последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптически схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как правило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программа или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.
Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т.д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляется пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не дописывать их, соскальзывать, заходить на поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вследствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.
Мною предложены следующие собственные рекомендации по предупреждению оптической дисграфии у школьников:
1. Чтение слогов хором по таблице, выполненной в рукописном шрифте.
2. Поэлементная запись слов с проговариванием.
3. Соотнести звуки с буквами рукописного шрифта.
4. Чтение слоговых таблиц.
5. Прочитать, проанализировать и записать предложения.
6. Выборочный диктант слогов.
7. Расставить картинки в два ряда — по наличию звука.
8. Графически записать предложения.
Рекомендации по различению букв:
1. Узнать буквы в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных;
2. Узнать буквы, наложенные друг на друга, по типу фигур Попельрейтера;
3. Узнать сходные по начертанию буквы;
4. Воспроизвести изолированные буквы, ряды букв, сходных по начертанию.
5. Составить буквы из элементов.
6. Определить сходство и различие букв.
7. Найти связь с небуквенным изображением.
8. Расшифруйте символы.
Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.
Литература:
1. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2007
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: Владос, 1995.
3. Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс... канд. пед. наук. - М., 1995. - 169 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии.
В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе
Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...
Упражнение по профилактике оптической дисграфии
Упражнение по профилактике оптической дисграфии...
Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.
Материал предназначен для логопедов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и воспитателей ГПД...
Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.
Данная презентация дает возможность увидеть, как осуществляется работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии в условиях ГПД. Занятия проводятся в игровой форме воспитателем ГПД.Материал пре...
Профилактика оптической дисграфии
Направления коррекционной работы при оптической дисграфии•В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.Оп...
Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет
Методы диагностики предпосылок оптической дисграфии у дошкольников...