Профилактика оптической дисграфии.
материал по логопедии (1 класс) по теме
В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как конструирование фигурок из палочек. Сначала задания по выкладыванию фигур из палочек с речевым сопровождением мы проводили только на занятиях. Заметив повышенный интерес детей к таким заданиям, нами был разработан комплекс игр на основе конструирования, который позволяет проводить профилактику нарушений письма в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_azbuka.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тылик Татьяна Ивановна
учитель-логопед МОУ ГСШ
Тазовского района ЯНАО
Весёлая азбука.
Возраст: 5-7лет
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. В отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.к. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических раздражений. (Л. С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Период начального обучения грамоте отмечается тем, что ребёнок ещё долго «принужден отдавать своё внимание овладению техническими предпосылками письма - способами разложить слово на звуки и записать их в буквах» (А.Р. Лурия Очерки по психофизиологии письма.-АПН,1950г.). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. А.Р. Лурия в «Очерках по психофизиологии письма» (АПН,1950г.) определял, что собственно письмо включает ряд специальных операций:
- Анализ звукового состава слова, подлежащего записи:
Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове.
Второе — уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы;
- Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
- «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи.
Несформированность какой-либо из указанных операций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как конструирование фигурок из палочек. Сначала задания по выкладыванию фигур из палочек с речевым сопровождением мы проводили только на занятиях. Заметив повышенный интерес детей к таким заданиям, нами был разработан комплекс игр на основе конструирования, который позволяет проводить профилактику нарушений письма в свободное время:
- «Угадай букву» Ребёнок выкладывает фигурку, остальные угадывают букву. Можно предложить рассказать соответствующее данной фигурке двустишье.
- «Цепочка» Игра проводится в команде. Один ребёнок выкладывает первую палочку, каждый следующий участник игры должен положить одну палочку, чтобы получилась фигурка.
- «Покажи букву». Ведущий рассказывает двустишье, остальные участники игры поднимают подходящую букву из разрезной азбуки.
- «Строители» Ведущий показывает букву, игроки выкладывают по памяти фигурку.
- «Реставратор» Игра проводится в парах. Дети по желанию выкладывают фигурки, затем ведущий убирает любые 2 палочки (со временем количество палочек можно увеличить). Игроки меняются местами, восстанавливают фигурку своего соседа. Проводится взаимопроверка.
Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, мы включаем в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в запоминании букв, соотнесения графического образа буквы со звуком, правильного расположения элементов каждой буквы. Эти упражнения всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, совершенствуют тонкие дифференцированные движения пальцев рук, развивают творческие и речевые способности детей.
А- азбука | Азбука- первая книга моя, её прочитаю от А и до Я. | __ ____ ___ _
А ___ ___ ___
|
Б- бант | Катя бантик завязала и на праздник побежала. | |
В- вагон | Мы садимся в свой вагон, далеко помчит нас он. | ___ ___ ___ _ ____
____ ___ ___ ___ |
Г- гриб | В лес с корзиной я пошёл, у пенька грибок нашёл. | |
Д- дом | Это домик наш, друзья! Мама, папа в нём и я! | |
Е-ель | Ель зелёная стоит. У неё прекрасный вид. | |
Ё- ёлка | Ёлочка зелёная выросла в лесу, ёлочку на праздник я домой несу. | |
Ж - жук | Жук по зеленой травке ползет, Дойдет до конца и... упадет. | |
3 - забор | Сад забором оградили, Чтоб деревья дольше жили. | |
И- игла | Это игла. Она очень остра, Детям иглой играть нельзя! | |
К - качели | Как высоко качели взлетают, И ребятишек веселых качают |
|
Л- лопата | Лопатой быстро я копаю, песком машину нагружаю. | |
М - машина | Машина по улицам быстро мчится, из- под колес пыль клубится. | |
Н-носилки | На стройке носилки очень нужны: мусор убрать и раствор принести. | |
О- облако | По небу облако плывёт. Ветер вдаль его несёт. | |
П- пароход | Пароход большой плывет, капитан его ведет. | |
Р- ракета | В небо ракета быстро взлетела, в ней космонавт сильный и смелый. | |
С-санки | Санки зимой с горок летят, на санках ребята хохочут, визжат | |
Т-танк | Танк - боевая машина. Большая, надёжная, несокрушимая! | |
У- усы | Усы есть у папы, есть у кота, но, посмотрите, их нет у меня | |
Ф-флаг | В руки я флажок возьму, и на праздник с ним пойду | |
Х- холодильник | В каждом доме он стоит, и продукты нам хранит. |
|
Ч- часы | Тик-так нам песенку поют и всегда идут-идут. | |
Ш- шкаф | Есть в доме для одежды дом. Его из палочек мы быстро соберём. | |
Щ- щётка | Для улыбки белоснежной щёткой пользуйся прилежно. | |
Э- эскимо | Слушайте загадку: холодное и сладкое, а когда кончается- остается палочка. |
|
Ю- юла | Быстро вертится юла, вот такие чудеса! |
|
Я- яма | Здесь нельзя проехать прямо, просто на дороге ЯМА! |
ЛИТЕРАТУРА:
- ГавринаС.Е. ,Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем
руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия
развития, 1997г.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.- СПб., Питер Пресс
1997г.
- Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии ребёнка.-
Москва, 1996г.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-Москва.,1968г.
- Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С.- Москва: Просвещение,1968г.
- Лурия А.Р. Очерки по психофизиологии письма.-АПН,1950г.
- Перегожин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков.-
Москва: ТЦ Сфера.,2005г.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб: «Акцидент»1997г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб. «Лань»,1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе
Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...
Упражнение по профилактике оптической дисграфии
Упражнение по профилактике оптической дисграфии...
Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.
Материал предназначен для логопедов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и воспитателей ГПД...
Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.
Данная презентация дает возможность увидеть, как осуществляется работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии в условиях ГПД. Занятия проводятся в игровой форме воспитателем ГПД.Материал пре...
«Профилактика оптической дисграфии»
Для ребенка, который учится писать и читать, каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий....
Профилактика оптической дисграфии
Направления коррекционной работы при оптической дисграфии•В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.Оп...
Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет
Методы диагностики предпосылок оптической дисграфии у дошкольников...