Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет
методическая разработка на тему

Борутто Елена Александровна

Методы диагностики предпосылок оптической дисграфии у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_detey_6-7_let.pptx137.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Профилактика оптической дисграфии у детей 6-7 лет Борутто Елена Александровна

Слайд 2

Актуальность. Для решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах профилактики данной патологии у дошкольников, чем о путях преодоления её у школьников. Это объясняется тем, что оптическую дисграфию, легче предупредить, чем устранить. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления причин формирования предпосылок нарушения письменной речи у дошкольников по типу оптической дисграфии. Проблема исследования – каково должно быть содержание логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников. Предмет исследования –оптико-пространственные представления детей 6-7 лет. Объект исследования – особенности формирования оптико-пространственных представлений у детей 6-7 лет.

Слайд 3

Цель исследования – изучить уровень сформированности зрительных и моторных функций, на которых базируются оптико-пространственные представления дошкольников, подобрать набор упражнений по профилактике оптической дисграфии. Методы исследования : в процессе исследования были использованы следующие методы (по классификации Б. Г. Ананьева): библиографический, эмпирические (наблюдение, психодиагностические тесты). Развивающие занятия с детьми. Практическая значимость – материалы исследования могут быть использованы логопедами, психологами и педагогами начальной школы, а так же родителями в рамках профилактически-развивающих занятий с детьми в домашней обстановке.

Слайд 4

Профилактическая работа При устранении предпосылок оптической дисграфии проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д ) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах .

Слайд 5

Экспериментальная часть В выпускной аттестационной работе было проведено экпериментальное исследование предпосылок оптической дисграфии у детей 6-7 лет. Место проведения: исследование проводилось на базе ГБОУ школа (дошкольное отделение) г.Москвы. Контингент: дети подготовительной группы, 6-7 лет (21 человек). Сроки проведения: Сентябрь - ноябрь 2015 года. Параметры исследования: зрительное восприятие, пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация у детей 6-7 лет.

Слайд 6

Экспериментальная работа включала в себя несколько этапов: Констатирующий - проведена диагностика наличия предпосылок оптической дисграфии у дошкольников. Формирующий - был направлен на подбор заданий и реализацию профилактических мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии детей 6-7 лет. Контрольный - проверка эффективности профилактической работы, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.

Слайд 7

Комплекс психодиагностических методик, используемый в обследовании детей: Определение ведущей руки. Исследование зрительного восприятия: Наложенные изображения. Узнавание «зашумленных» изображений. Незавершенные изображения. "Эталоны" (О.М.Дьяченко). Исследование зрительной памяти: «9 фигур» (тест Бернштейна). Исследование зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, пространственного восприятия: «Домик» Гуткина Н.И. Тест Керна - Йирасика . Проба Хеда (речевой вариант). Графический диктант Д.Б.Эльконина .

Слайд 9

Методика "Наложенные изображения"

Слайд 10

Методика "Зашумлённые изображения"

Слайд 11

Методика "Незавершённые изображения"

Слайд 12

Методика "Эталоны"

Слайд 13

Методика "Зрительная память"

Слайд 14

Методика "Домик" Гуткина Н.И.

Слайд 15

Тест Керн-Йирасика

Слайд 16

Методика Пробы Хэда

Слайд 17

Методика "Графический диктант"

Слайд 18

Результаты диагностики наличия предпосылок оптической дисграфии у детей 6-7 лет по блокам (до и после профилактической работы).

Слайд 19

Предпосылки оптической дисграфии у детей 6-7 лет

Слайд 20

Выводы: Проблема оптической дисграфии начинается с наличия предпосылок у детей дошкольного возраста и если вовремя не начать профилактическую работу они проявятся у учащихся младших классов. Таков неизбежный путь развития данной формы речевой па­тологии в случае непринятия своевременных профилактических мер.

Слайд 21

Незрелость зрительно-пространственного восприятия, зрительной перцепции и пространственного гнозиса являются важнейшими факторами, определяющими характер трудностей обучения. Основная задача профилактики оптической дисграфии должна состоять в том, чтобы как можно раньше прервать этот «естественный» ход событий. Он должен быть прерван уже на уровне появления у ребенка первичных симптомов данного нарушения, обозначающихся в дошкольном возрасте в виде ее предпосылок.

Слайд 22

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы логопедами, психологами и педагогами начальной школы, а так же родителями в рамках профилактически-развивающих занятий с детьми в домашней обстановке. Проблема нарушений письменной речи у современных школьников - одна из самых актуальных и сложных, поскольку письмо и чтение в дальнейшем превращается в средство получения знаний, а дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом, но влечёт за собой проблемы обучения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии.

         В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе

Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...

Упражнение по профилактике оптической дисграфии

Упражнение по профилактике оптической дисграфии...

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.

Материал предназначен для логопедов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и воспитателей ГПД...

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.

Данная презентация дает возможность увидеть, как осуществляется работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии в условиях ГПД. Занятия проводятся в игровой форме воспитателем ГПД.Материал пре...

Наглядный материал по профилактике и коррекции оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями.

Методическон пособие. Наглядный материал. Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей....

Формирование графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста как один из эффективных методов профилактики оптической дисграфии

Несформированность графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста приводит к трудностям в освоении образовательной программы в начальной школе. Особенно эта проблема актуальн...