Звук и буква Ц
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Звук и буква Ц.
Послушайте пожалуйста слова и скажите, что их объединяет? Матрац, заяц, месяц, конец, индеец, колодец, дворец, молодец, огурец, зверинец, кузнец, палец, танец, леденец, певец…
К каким из этих слов можно задать вопрос- кто? а к каким- что?
Буква Ц.
Букв немало мы узнали, добрались до буквы Ц. Есть слова, гдеЦ- в начале, где- в середине, где – в конце.
Цепь, цветок и цифра- тут Ц в начале все прочтут, а в словах отец,боец Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде её птенцы. Цирк откроется в субботу, уж приехали борцы.
В цех явились на работу молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц, словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице, на границе и в столице. И в цыплятах на крыльце Тоже есть две буквы Ц. (Дьяконов)
«Закончи словечко».
Больни ..(ца) ули..(ца) сахарни..(ца) пугови..(ца) горчи..(ца)
– Какой слог заканчивает все слова? – Какой согласный звук повторяется в этом слоге?
Характеристика звука. (Согласный, глухой, всегда твёрдый.)
Произношение чистоговорки. /Учитель; учитель + ученики (хором) ; отдельно каждый ученик/
Ца-ца-ца! Ца-ца-ца! Птица вывела птенца.
Це-це-це вот вам сказка о ___яйце. Цо-цо-цо курица снесла яйцо. Цу-цу-цу киска тянется к яйцу. Ца-ца-ца брысь, котёнок, от яйца! Цу-цу-цу не пускать его к яйцу. Цо-цо-цо сами мы съедим яйцо. Цы-цы-цы мы сегодня молодцы. Це-це-це вот вам сказка о яйце.
Дети по очереди выбирают из множества картинок ту, в названии которой есть звук [ц], называют слово, определяют, где в слове стоит звук [ц] : в начале слова, в середине или в конце слова.
Хлопните в ладоши тогда, когда в слове услышите звук [ц].
Ножницы, щука, птенцы, цена, сундук, циркуль, дождик, чеснок,
медведица, салат, продавец, стул, стол, полотенце, кузнец, птенец.
Физкультурная минутка. Зайцы
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Знакомство с новой буквой.
На что похожа эта буква? (Дети придумывают, на что может быть похожа
эта буква, а затем им предъявляется картинка.) На какие буквы походит буква Ц? - Чем буква Ц отличается от букв Ш, Щ? - А вот этот стих поможет вам различать буквы Ц и Щ. / чтение ребёнком стихотворения, с одновременным показом различий/ Буква Ц на Щ похожа. Щётка Щ, Ц – щётка тоже. Но у Щ – внутри щетинка, А у Ц – пуста серединка. Из каких элементов состоит буква Ц? Выкладывание буквы Ц из кофейных зёрен.
Чтение слогов в слоговых таблицах.
ЦА ЦЕ ЦЫ ЦО ЦУ |
«Букву вставляй – слово получай»
умни. а ов. а сини. а модни. а
кури. а пугови. а
Прочитай слово, которое обозначает: -домашнее животное; – название зимующей птицы; – девочку, которая любит наряжаться; – похвалу; – название домашней птицы; – то, что можно пришить.
Сочиним стихотворение. Рос на грядке….. огурец. Жил на дереве … скворец Тот скворец был … мудрец. Он хотел съесть … огурец. Прилетела вдруг … синица Мне нельзя тут … поживиться? Склевали вместе … огурец. И стихам нашим … конец.
Гимнастика для глаз.
( направлена на закрепление ориентировки в пространстве, со сменой зрительного поля). Выполняется стоя. + Составление словосочетаний Глазки зажмурь, А теперь подмигни. На пол смотри, В потолок погляди. Левой рукой закрой правый глазок, Правой рукой закрой правый глазок. Глазки теперь отдохнули дружок? Теперь дружно не зевай, слово справа прочитай (МОЛОДЦЫ!) А теперь смотри налево – и слова объединяй.
ЦВЕТУЩИЙ ШУБА ЦВЕТНАЯ ЩЕГОЛ РАЗНОЦВЕТНЫЙ САД |
Чтение предложений с добавлением слов.
Учащиеся по очереди читают предложения, там, где слово заменено рисунком подбирают подходящее слово.
снесла . Из вылупился . Кузнец ковал . Я потерял . У Нины . Клади в кастрюлю. обглодал кору. |
Стань фокусником
-преврати упаковку для письма в публичное музыкальное представление.
Конверт- концерт
-Воду в птицу
Капля- цапля
Графический диктант «Цветок».
- Что получилось? (цветок)
- На каком месте в слове цветок стоит звук [ц] ?
10. Итог занятия.
- Прежде чем закончить занятие отгадайте загадки:
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребёнок,
А зовут меня … (Цыплёнок) - Какой звук стоит первым в слове цыплёнок? [ц]
- Назовите, какой он? (согласный, всегда твердый, глухой)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (ножницы) Ц-6
На шесте дворец, во дворце певец. (скворец).
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...