Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости по русскому языку у учащихся начальных классов
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Загребина Татьяна Валентиновна

Чтобы правильно писать, нужно овладеть основными принципами русской орфографии.Таких принципов три: фонетический, морфологический, традиционный. Овладение каждым из них имеет свои особенности и свои сложностии предполагает наличие у ребенка необходимых для этогоумений и навыков, полученных им еще до начала обучения письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости по русскому языку у учащихся начальных классов

(из опыта работы)

       Чтобы грамотно писать, нужно овладеть основными  принципами  русской орфографии. Таких принципов три: фонетический морфологический и традиционный. Овладение каждым из них имеет свои особенности и свои сложности и предполагает наличие у ребенка необходимый для этого умения и навыки, приобретенные им еще до начала обучения письму.

 Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают действие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и  взаимобусловленность.

Операции процесса письма:

  1. Побуждение, мотив, задача (мысленно соcтавляется  план письменного высказывания).
  2. Деление предложения на составляющие его слова.
  3. Анализ звуковой структуры слова (определение звуковой оболочки слова, последовательность и место каждого звука).

         В звуковом анализе одновременно задействованы речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Большую роль в   определении характера звуков и их последовательности играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее;  особенно велика эта роль на начальных этапах овладения навыков письма.

 4.  Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть  отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически.

 5. Моторная операция процесса письма- воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы.

     Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

     Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций

                                                 

                                                     Речевые функции:

  •  правильное произношение звуков;
  •  слуховая дифференциация звуков;
  •  языковой анализ и синтез;
  •  фонематический лексико-грамматической стороны речи.

                                                      Неречевые функции:

  •  зрительный анализ и синтез;
  •  пространственные представления;
  •  внимание, собранность.

      Несформированность  какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, т.е дисграфию. У детей с различными видами дисграфий наблюдается несформированность  следующих функций:

  • зрительного анализа и  синтеза;
  • пространственных представлений;
  • слухо-произносительной  дифференциации звуков речи;
  • фонематического, слогового анализа и синтеза;
  • деления предложения на слова;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • расстройство памяти или внимания;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

                Мною для наблюдений взяты фонематические процессы (слухо-произносительная дифференциация звуков речи; фонематический и слоговой анализ и синтез; деление предложений на слова) и влияние их на письмо младших школьников. Недоразвитие или распад  ( в более тяжелых случаях дефектов речи) перечисленных высших психических   функций приводят к следующим специфическим ( логопедическим) ошибкам:

        Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:

        1)     пропуски букв и слогов (трва (трава), пинес (принес), кродил (крокодил);

        2) перестановки букв и слогов онко(окно), звял(взял), пеперисал(переписал),          натустгла(наступила);

        3)     недописывание букв и слогов ( красны(красный), лопат(лопата);

        4) наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава(трава), котораые(которые),бабабушка(бабушка)   клюкиква (клюква)

        5)   искажение слова наотух (на охоту),  хабаб(храбрый), чуки (щуки), спеки ( с пенька);

        6)  замена одной буквы на другую (зуки(жуки), панка (банка), тельпан (тюльпан), шапаги (сапоги);

        7) нарушение смягчения согласных ( васелки (васильки), смала (смяла), кон(конь);

        8) слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила(наступила), у шла (ушла), висит настене (висит на стене), у стала(устала).

        9) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: " Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером."

                  Требования программы к оценке 3:  письменной работы логопедической ошибки расценивается как  орфографическая.

        Чтобы помочь ученику начальных классов преодолеть эти специфические ошибки, учитель с помощью   логопеда организует индивидуальную коррекционную работу.

        Своевременное распознавание характера речевого дефекта позволит определить основные методы и приемы обучения, их принципиальное направление в коррекционном обучении. Школьному логопеду приходится работать со следующими дефектами речи: дисграфия у ребенка с ФН (ФФН, ОНР); Ф

 1. Общая недостаточность речи у ребенка  с ЗПР ( или с двуязычием)

                                             

  • недоразвитие фонематического слуха и восприятия
  • несформированность звуко- буквенного анализа и синтеза
  • дефекты звукопроизношения
  • неполноценный, недостаточный словарь
  • несформированность грамматического строя речи
  • дисграфия, обусловленная общей недостаточностью
  • речи у ребенка с ЗУР

       Из схемы структуры дефекта видно, что исходным компонентом является недоразвитие фонематического слуха и восприятия; если не развит фонематический слух, то по принципу ценной реакции страдают другие стороны языка.

2. Фонетико- фонематическое недоразвитие речи. ФФНР

  • недоразвитие фонематического слуха и восприятия
  • нарушение произносительной стороны речи ( дефект звукопроизношения)
  • несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза
  • специфические логопедические ошибки на письме - дисграфия, обусловленная ФФН

Фонематическое недоразвитие ФНР

  • недоразвитие фонематического слуха и восприятия
  • сложности в различении коррелирующих фонем
  • перенесение на письмо неумения различать сначала коррелирующие фонемы;
  • затем фонемы - в сильной и в слабой позиции дисграфия, обусловленная ФН

( фонематическим недоразвитием )

Фонетический дефект ( дислалия различного характера )

  • несформированность произносительной стороны речи
  • легкая степень недоразвития фонематического слуха и восприятия
  • специфические логопедические ошибки на письме (" как говорю- так и пишу")

           Анализируя структуры речевых дефектов приходим к выводу, что все они включают в себя как составляющую часть структуры дефекта: недоразвитие фонематического слуха и восприятия в различной степени .

          Для преодоления недостатков  звукопроизношения, нарушений чтения и письма (дислексии, дисграфии обусловленной ФН и ФФН) необходимым этапом в работе с детьми- логопатами является: развитие фонематического слуха и восприятия)

          Но что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Корнем слова фонематический является  -фонем- (греч.- звук речи). Фонема, звук, буква. Какова взаимосвязь этих трех элементов?

          Буква- графический знак, входящий в азбуку, в алфавит ( материальное выражение звука, буква- то, что видим и пишем)

          Звук речи - минимальный членораздельный элемент речи с присущими ему физическими признаками. ( Например, гласные звуки, согласные звуки и их физические признаки)

         Фонема- абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки  ( звук, проявляющий себя то в сильной, то в слабой позиции; то, что мы слышим и произносим).

           В русском языке различают 42 фонема: 6 гласных и 36 согласных ( деление по механизму образования). Согласные   делятся на группы с учетом пяти основных признаков:

      1) наличие или отсутствие голосовых складок ( звонкие, глухие, сонорные согласные)

      2) по способу артикуляции (смычные, смычно- взрывные, фрикативные, аффрикаты, дрожащие)

      3) по месту артикуляции (губно- губные, губно- зубные, язычные...)

      4) по наличию или отсутствию подъема спинки языка ( твердые и мягкие)

      5) по месту резонирования ( носовые и ротовые )

          Дети, имеющие нарушения в письме, не умеют дифференцировать на слух или в произношении; одновременно на слух и в произношении звуки, сходные по артикуляции  (способ и место образования ) и звуки, сходные по звучанию  ( звонкие - глухие; твердые - мягкие )

          Учителю начальных классов, школьному логопеду важно научить ребенка уметь видеть различия в фонемах, т.е.  развить фонематический слух.

      Чем же отличается фонематический слух от физического?

      Слух человека в процессе онтогенеза приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы)

         Этим он отличается от слуха животных. В раннем детстве ребенок воспринимает звуки нечетко, искаженному с другой, не сразу понимают обращенную к ним речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения.

         Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный физический слух. Слуховой анализатор начинает функционировать с первых часов жизни. Исследования Л.В. Неймана и В.И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха

 ( не превышающем 20-25 Дб) возникают затруднения в  восприятии некоторых звуков ( многих согласных, безударных окончаний слов). Такое понижение физического слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи ( когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас  и грамматический строй).

       Постепенно от первых часов жизни, к 5-6 годам жизни в норме у человека развивается фонематический слух.

      Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

      Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

      В норме фонематический слух развивается к 6 годам жизни. В практике начальной школы наблюдается недоразвитие фонематического слуха и во 2-м, и в 3-м классе начального обучения, т.е. и в 8, и в 9 лет.

      Развитый фонематический слух определяется следующими критериями:

      а) умение различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка ( звонкие- глухие;  твердые- мягкие; свистящие- шипящие; аффрикаты и шипящие)

      б) осознанный контроль звучания собственной и чужой речи.

      в) умение последовательно выделять звуки из состава слова и удерживать в памяти их порядок.

      В работах Волковой, описываются уровни фонематического слуха, восприятия. В частности:

      1. уровень (легкая степень нарушения фонематического слуха ): недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав и слоговая структура анализируются  правильно.

      2. уровень ( более грубое нарушение фонематического слуха): неумение различать большее количество звуков из  нескольких фонетических групп ( шипящие и свистящие, шипящие и аффрикаты, звонкие и глухие, твердые и  мягкие). Хотя артикуляция этих смешиваемых звуков достаточно сформирована. Звуковой анализ соответственно       нарушается более грубо. ( Произношу правильно - пишу неверно ).

      3. уровень - глубокое фонематическое недоразвитие ( низкий уровень фонематического слуха ) : нечеткое различение фонем в собственной и в чужой речи ( глухих или звонких, свистящих или аффрикат ); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднения при анализе звукового состава речи. Другими словами, ребенок, "не слышит" звуков в слове, не различает отношений между звуковыми элементами, не способен выделить  их из состава слова и определить их последовательность.

     

 Уровень развития фонематического слуха зависит от того, составляющим компонентом какого речевого нарушения  он является.

      1. уровень нарушения фонематического слуха встречается в ФД, в ФН.

      2. уровень - в ФФН.

      3. уровень - в ОНР, в ОРН.

        Чтобы работа над правильным произношением, над грамотным письмом принесла успех, необходимо научить ребенка слышать фонемы родного языка, так как регулятором нормированного употребления звуков в речи и отражением  этих звуков в графических знаках - буквах является фонематический слух. Две взаимосвязанные задачи: развитие      фонематического слуха и восприятия и развитие артикуляционных навыков могут решаться параллельно или последовательно. В артикуляторных формах ( фонематической и фонетической ) дислалии, т.е в тех случаях, когда нет грубых   нарушений в фонематическом восприятии ( 1 уровень ) эти задачи решаются параллельно. При акустико - фонематической форме дислалии главная задача заключается в том, чтобы научить детей: различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции.

        Автор популярного пособия для педагогов и родителей "Как звучат слова" предлагает своего рода экспресс - обследование уровня развития фонематического слуха у дошкольников.

      Задания:

      1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других:

        - рама, рама, рама, лама, рама;

        - лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;

        - колобок, колобок, коробок, колобок;

        - оклик, оклик, окрик, оклик;

        - сок, сок, ток, сок;

        - коза, коза, лоза, коза;

        - рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;

        - сытый, сытый, шитый, сытый;

        - челка, челка, щелка, челка;

        - чадить, чадить, щадить, чадить;

        - чикать, чикать, чикать, шикать;

        - почесть, почесть, по шесть, почесть;

        - гора, гора, кора, гора;

        - голос, голос, колос, голос;

        - граб, граб, краб, граб;

        - пороки, пороки, пороги, пороки.

   

 2. Повтори вслед за логопедом:

         га- га- ха- ла

         ма- ха- ма- ла

   

  3. Хлопни в ладони, когда услышишь другой звук: ш- ш- с- ш , г- г- к- г , с- с- з- с , р- р- л- р

     Хлопни в ладони, когда услышишь другой слог:

     га- га- га- ха

     му- му- му- жу

 

 4. Какое слово встречается чаще других: сентябрь- октябрь- туча- мяч- медведь- январь- сентябрь- пальто- декабрь-

        - сентябрь.

    Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими- либозаданиями не справился или затруднялся, значит, необходимо более углубленное обследование состояния фонематического слуха, уточнение, компонентом в структуре какого речевого дефекта проявляется данное фонематическое    недоразвитие.

    Логопеды московского предлагают также своего рода экспресс- обследование уровня фонематического слуха и навыков звуко- буквенного и слогового анализа- синтеза слов по классам: 1-й, 2-й, 3-й.

    1 класс

    а) определение уровня фонематического восприятия и осознание смыслоразличительной функции фонем:

       Воспроизведи предложенную цепочку слогов : та- да- та   ба- па- ба  га-гя- га

                                                                                    пя- па- пя   ша-са- ша  жа- за- жа

                                                                                    ра- ла- ра    ло- ро- ло  

 

    3 положение: операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания

    и дифференциации фонем ( фонематический слух, восприятие) проводятся в начале коррекционной работы в таком речевом дефекте как дислалия на материале правильно произносимых звуков. После того, как ребенок научится узнавать тот или другой звук в слове; определять место этого звука среди других; отличать один звук от других, можно    перейти к другому этапу коррекционной работы от звукового анализа правильно произносимых звуков к звуковому  анализу неправильно произносимых звуков.

    4 положение: работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобысобственное неправильное произношение не мешало ребенку. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ограничить или исключить проговаривание ребенком неавтоматизированного звука, перенеся всю    нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ребенка желательно подключать на последних занятиях, чтобы сравнить его произношение с нормой.

    В основе всех нарушений речи ( в том числе и в основе дисграфий - нарушений письменной речи ) лежит отклонение в анализаторной деятельности детей ( речедвигательной или речеслуховой ). Отклонения в работе этих анализаторов обусловливают нарушение дифференциации звуков речи. Вследствие этого учащиеся начальных классов с трудом     овладевают звуковым анализом - синтезом. И отсюда возникают "дисграфические" ошибки, причиной которых является несформированность фонематических процессов и слухового восприятия.

    Учитывая описанные ранее положения о развитии фонематического слуха, система преодоления фонематического недоразвития строится по двум взаимосвязанным направлениям работы:

    1-е: коррекция произношения, т.е постановка и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме; различение смешиваемых звуков на слух.

    2-е: последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слов на основе развития фонематических процессов.

    Вся система работы логопеда по развитию слуховой памяти, слухового внимания и фонематического восприятия условно делится на шесть этапов и своевременного логопедического обследования. Игры и упражнения, описанные в    этих шести этапах можно провести на протяжении от 4-х до 6-7 лет ( до выпуска из детского сада ), но можно и частично использовать в начальных классах общеобразовательной школы.

    Итак, 1 этап -  узнавание неречевых звуков.

              2 этап -  различение высоты, силы, тембра голоса.

              3 этап -  различение слов, близких по звуковому составу

              4 этап - различение слогов

              5 этап - дифференциация фонем

              6 этап - развитие навыков звукового анализа - синтеза.

 

 1 этап. Цель: развивать слуховое внимание и слуховую память.

Упражнение 1.

            Дети легли, голову на руки, закрыли глаза, " уснули ". Послушаем звуки за окном ( в коридоре, в классе ). - Что шумит?

   Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? и т.д. Набор вопросов всякий раз составляется самим учителем по ситуации. Это же упражнение можно использовать в качестве успокаивающего нервную систему в начале занятий    после "бурной перемены".

Упражнение 2.

             Ребенка попросить на минутку выйти из кабинета, спрятать игрушку (предмет) ( можно показывать, а можно искать неизвестный для ребенка предмет ). Ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на неречевые звуки; громкое или   тихое звучание

    - хлопать в ладоши

    - ударять в бубен

    - звенеть колокольчиком

    - ударять в барабан и т.п.

   Если ребенок подходит к игрушке - звук более громкий, если удаляется - звук более тихий. Необходимо, чтобы сила   звука менялась плавно: от сильного - к среднему и тихому.

Упражнение 3.

             Дети встают в круг. Выбирается водящий, он уходит на минутку за дверь. В это время играющие договариваются, через сколько человек будет звенеть передаваемый незаметно за спиной колокольчик. Задача входящего угадать, за чьей спиной звенит колокольчик.

Упражнение 4.

              Необходимо две игрушки: два зайца, два мишки, две обезьянки и т.п. ( большой и маленький ), настольная ширма. За   ширмой на барабане, в бубен, погремушкой и т.п. играет то большая, то маленькая игрушка. Дети должны отгадать,    кто из зверюшек играл ( можно заранее вместе с детьми дать им имена ).

Упражнение 5.

              Логопед расставляет на столе несколько предметов ( или озвученных игрушек ). Манипулируя с предметами ( стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой ), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или   гремит.

   Варианты игры: увеличить количество предметов, заменить новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения  звуков ( увеличение от 2 до 5 ). Последний вариант должен быть таким: слева направо каждый последующий предмет  должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий ( например, постукивание чайной ложки о стакан, о чашку,   о металлическую кружку, о керамическую кружку, о деревянный бочонок ).

Упражнение 6.

   Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь по стеклянной банке, по керамической кружке; газете, если ее разрывать и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за настольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они    слышат каждый раз.

   

      2 этап. Цель: развивать слуховое внимание и слуховую память; умение различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов и фраз.

Упражнение 1.

                  Дети по очереди называют имя водящего ( стоит к ним спиной ). Водящий на слух определяет и показывает, кто его  позвал.

   Усложнение игры: все дети зовут водящего - "Ау!" то громко, то тихо,  а дети  "отгадывают"- говорят, далеко или близко   он находится. Дети стоят, повернувшись спиной к водящему. Затем каждый ребенок по очереди произносит -"Ау!" то   громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед ( " Далеко ушел в лес". Или: " Близко зовет, от самой опушки" )

Упражнение 2

                     Логопед показывает игрушечного котенка. " Внимательно послушайте и запомните, как котенок мяукает, когда находит-

   ся близко (громко ) и как он мяукает, когда находится далеко ( тихо ). Логопед сам произносит " Мяу ", меняя силу  голоса. Дети отгадывают, далеко или близко мяукает котенок.

   Усложнение игры: котенок боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Или котенок ласкается, поет   свою песенку.

   Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх или спокойствие, а водящий отгадывает.

   Анологично дети учатся различать, где гудит пароход ( " У - у - у " ) - далеко ( тихо ) или близко ( громко );

   - какая дудочка играет ( "у-у-у"- произносится низким голосом; если большая; "у-у-у"- произносится высоким голосом,   или девочка высоким голосом )

Упражнение 3.

                  Логопед выставляет перед детьми трех медведей ( игрушки или картинки ): большого, среднего, маленького. Затем   рассказывает сказку " Три медведя " ( в сокращенном варианте ), произнося соответствующие реплики и звукоподражения, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Упражнение 4.

                Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и  козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ( " му - у ", "бе-е, "хрю-хрю" и т.д. ). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на    высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

   Логопед: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь -   хлопните в ладоши" вагон-вакон-фагон ,-вагон-факон, вагом.

   Показать чистый лист бумаги. Задание то же: хлопнуть в ладоши, если услышишь неправильное произношение бумага-тумага-пумага-пумака,-бумака. Правило: начинать со слов, простых по звуковому составу, переходить- к более  сложным. Усложнение игры: поднять красный кружок, если услышишь неправильное произношение или:

   поднять красный кружок, если слово произнесено неверно;

   поднять зеленый кружок, если слово произнесено правильно.

                Второй вариант игры (с красным и зеленым кружком ) в большей степени способствует развитию у детей внимания и    с успехом может быть использован не только в детском саду, но и во фронтальных формах работ в начальных классах

Упражнение 2.

          Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, лак, мак, бак, сок, сук,   дом, ком, лом, сом, коза-коса, лужи, лыжи и т.д.

   Затем логопед называет 3-4-5 картинок, дети запоминают их, расставляют на наборном полотне слева -направо  или    сверху -вниз по заданию логопеда.

Упражнение 3.

       Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка.

   Затем дети выходят по одному, каждому дается по одной картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той,   название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

   ком               бак               сук               ветка               каток                 горка

   дом               рак               лук               клетка             платок              корка

   сом               мак               жук              пятка               листок               норка

   лом               лак                бук              плетка             моток                марка

Упражнение 4.

   Из каждых четырех названных логопедом слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже   на остальные три:

                                мак-бак-так-банан

                                сом-ком-индюк-дом

                                лимон-вагон-кот-бутон

                                мак-бак-веник-рак

                                совок-гном-венок-каток

                                пятка-ватка-лимон-кадка

                                ветка-диван-клетка-сетка

                                каток-дом-моток-поток.

     

 

   4 этап. Цель: учить детей различать слоги на слух.

Упражнение 1.

           Логопед произносит несколько слогов, например: на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые  ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п.

Упражнение 2.

         Логопед выбирает водящего, на ушко шепчет ему слог. Ребенок произносит этот слог вслух. Логопед повторяет вслед за ним этот же слог или называет оппозиционный по звонкости - глухости. Дети говорят хором, одинаковые или разные слоги, поднимают кружочки на вновь проговариемые ребенком медленно оба слога; поднимают синий кружок, если   употреблен в слоге глухой согласный звук и зеленый  кружок - на звонкий согласный. Это должно выглядеть примерно так:

      Ребенок: па. Логопед: па.

      Дети хором ( одинаковые )

      Ребенок па - пауза - па.

  Дети должны поднять во время второго произношения оба раза синие кружки.

Упражнение 3.

        Воспроизвести ( повторить вслед за логопедом слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по  мягкости - твердости.

     па-пя    ма-мя     ва-вя     та-тя    ба-бя    да-дя    фа-фя

  Логопед прозносит по 3-4-5 пар слогов. Подобные пары  слогов возможны с гласными буквами: и, ё, ю.

Упражнение 4.

          Воспроизвести слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа, та-пта, фа-тфа, та-фта.

 

 5 этап. Цель: учить детей различать фонемы родного языка.

  Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Упражнение 1.

           Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет:

" Поезд гудит у-у-у-у; девочка  плачет а-а-а-а, птичка поет и-и-и-и."  Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и ), а дети поднимают соответствующие картинки ( птичка, поезд, девочка ).

                                                    Усложненные варианты игры:

  а) логопед произносит звуки кратко

  б) детям раздать вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок - (а), зеленый - (у), желтый (и).

  Логопед произносит звуки а-у-и, дети поднимают соответствующий кружок.

   в) в ряд гласных а-у-и включить другие гласные о-ы-э, на которые дети не должны реагировать.

   Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Упражнение 2.

                   Назвать первый звук в словах ( выделить его голосом, "нажать" на него )

   Малина, мама, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, мука, моток, мотыга, маска, море, музыка, мыло.

   Объяснить слова: мох, монета, магнит, макать, моток, мотыга, маска, маки.

Упражнение 3.

                 Поднять зеленый (если глухой звук - синий ) кружок, карточку с изображением буквы "м", если услышишь в слове звук  (м). Логопед медленно читает слова:  маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, коза.

Упражнение 4.

                  Определить, где слышится звук (м)- в начале, в середине или в конце слова. Слова: монета, маска, дом, шлем, гном,   лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Упражнение 5.

                   Определить, в каком из двух слов слышится звук (м), произнести это слово, объяснить его значение.

   Калина - малина, море - горе, мох - пух, муха - сухо, раки - маки, монета - ракета, мука - рука, магазин - бензин, зайка -   майка, мыло - шило.

  6 этап. Цель: формирование навыков звукового анализа - синтеза.

Упражнение 1.

   1. Отхлопывать 2-х, 3-х, и т.д. - сложные слова. ( Сколько слогов в слове - столько и хлопков ).

Упражнение 2.

           Анализ гласных звуков. Детям раздается 5-6 красных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например: а, ау, иоу и т.п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

Упражнение 3.

             У детей на столах лежат по три кружка разных цветов. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает   (а), желтый - (у), зеленый - (и). Затем он произносит сочетания из этих звуков -  сначала по два звука: ау, уи, уа, аи.

   Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Так же проводится анализ   всех остальных гласных звуков.

   Анализ согласных звуков. В нем должна соблюдаться определенная последовательность: сначала выделяют последний  согласный звук в середине слова. Легче в анализе согласных детям даются взрывные согласные, затем сонорные.

Упражнение 1.

             Дети выходят по одному к столу, вынимают из конверта картинки, громко, четко называют их, выделяя голосом последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.   На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук.

Упражнение 2.

              Разложить на наборном полотне картинки так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.

Упражнение 3.

              Логопед показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например: тан..., пау..., вени....

   Ребенок называет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.

Упражнение 4.

                 Определить первый звук в словах: собака, солнце, сыр, самолет, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, свекла, сон.

   В каких словах после "с" слышится а ?

   Логопед еще раз медленно читает слова, дети поднимают карточку с изображением буквы "а".

   В каких словах после "с" слышится о? у ? ы ?

   Самостоятельно назвать 5 слов со звуком (с) в любой позиции.

   Выделить звук (с), "нажать" на него в произношении слов:

 садик, самокат, самолет, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок,    носок, сынок, лес, автобус, овес, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Упражнение 5.

                   Детям раздаются карточки " Где слышен звук? "   начало слова    середина слова    конец слова   и раздаются кружки красного, синего и зеленого цветов ( в зависимости от того, какой звук отрабатывается: гласный,   глухой или звонкий согласный ). Детям объясняется, что, если звук слышен в начале слова, то кружок кладем в первый   квадратик и т.д.

              Большую часть детей - дисграфиков составляют дети с ФФН (фонетико-фонематическим недоразвитием), т.е. дети, у   которых в силу несформированности фонематических процессов возникают проблемы с усвоением программы по   родному языку.

              Учитель и логопед совместно должны научить ребенка пользоваться продуктивными приемами предупреждения, исправления ошибок. Важную роль здесь играет осознание ребенком своего дефекта устной речи и его последствий.

               Ученик должен знать, какие звуки речи он неправильно или недостаточно четко произносит и какие ошибки допускает   в письме.

   С этой целью каждая ошибка обязательно исправляется учителем совместно с учеником. При этом необходимо разъяснить ученику, в чем сущность допущенной ошибки путем сопоставления неправильно произнесенного и написанного   с правильным. Опираясь на такое сравнение, ребенок постепенно учится самостоятельно находить ошибки и исправлять   их. Опыт доказывает, что многократное выписывание ошибок, всевозможные упражнения в списывании текстов и т.д. не приводят к должному результату. Лишь специально организованные и систематические наблюдения над фактами   языка, на основе которых ученик научится анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления,   будут способствовать преодолению его фонематического недоразвития.

             На начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками

   Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Однако время, отведенное программой на усвоение материала этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико - фонематическим   недоразвитием. Кроме того, поскольку у последних задержано спонтанное развитие предпосылок к овладению звуковым составом слова, методы работы с ними должны быть отличными от тех, которыми учитель постоянно пользуется   в классе.

             Таким образом, основными задачами учителя, желающего добиться результативности в обучении русскому языку, независимо от того, с учащимися каких классов он проводит специальные занятия, являются:

   1)  длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнить, сопоставлять и различать   звуки речи ( сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные );

   2)   совместная работа с логопедом над уточнением артикуляции звуков, над постановкой и автоматизацией смешиваемых   и искаженных в произношении звуков.

   3)   формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных ( акустико-артикуляционных ) признаков    звуков;

   4)  закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное поведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством  которых проводится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

        Обобщенное представление о звуке, а следовательно, и правильное использование соответствующей буквы возникают не сразу. Ученик нуждается в большом количестве тренировочных упражнений по развитию фонематического слуха,   по звуковому анализу, с соблюдением постепенного усложнения его форм.

         Учителю начальных классов необходимо добиться сознательного усвоения акустико-артикуляционного образа звука    (либо это делает сам учитель, либо логопед ). В этой работе должна прослеживаться четкая последовательность:

 постановка-автоматизация-дифференциация.

          В работе же над слуховым, фонематическим восприятием тоже должна строго соблюдаться поэтапность в применении    тех упражнений, которые предлагает учитель учащимся.

 

  1 этап. Цель: научить различать изучаемый звук среди других в чужой речи.

Упражнение 1.

               Подними руку или карточку с буквой ( графическим образом звука ), если услышишь этот звук среди названных мною.

    Называть подряд 4-5 звуков. Например, (ш): з-с-ш-ж-щ.

Упражнение 2.

          Подними сигнальную карточку или букву, когда услышишь слова на заданный звук. (ш) в словах:  сосна, шина, щука,  мощный, записка,  машина, шуба,  малыш, насос...

Упражнение 3.

       Учитель называет 5-7 слов, ученик слушает и запоминает только те, в которых имеется изучаемый звук. По просьбе    учителя он эти слова повторяет.

Упражнение 4.

       Учитель читает связный текст, в котором дети определяют по слуху слова с нужным звуком, затем правильно произносят  их и записывают графически. При графической записи слова, не содержащие звука изучаемого, прочеркиваются, а те  слова, в которых изучаемый звук имеется, обозначаются соответствующей буквой или условным знаком. При наличии    звука в слове дважды соответствующая буква или знак повторяются столько же раз. Например:

 Малыши играют в   шашки.

                 Ш        Ш           Ш         Ш.

    2 этап. Цель: научить различать изучаемый звук не только в чужой, но и в собственной речи.

Упражнение 1.

          Ученику предлагается ряд картинок. Ребенок должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них,

    названия которых содержат изучаемый звук.

Упражнение 2.

         Ученик выбирает из орфографического словаря 4-5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить эти слова и правильно их произнести, указав место отрабатываемого звука. При необходимости учитель уточняет значение этих   слов.

 

  3 этап. Цель: формировать умение выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать    между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

Упражнение 1.

          Выделить, назвать, какой звук стоит в начале или в конце слова ( в сильной позиции - для гласных - первая буква в слове   под ударением; для согласных - начало слова перед гласным или согласным, в конце слова кроме звонких согласных - шалаш, школа ). В этом упражнении важно, чтобы изучаемый звук стоял бы в сильной позиции.

Упражнение 2.

          Выделить согласный звук из положения перед гласным; затем - из любого положения в слове. Изучаемый звук стоит в разных    позициях и сочетаниях с другими звуками. Например (ш): душ, шуба, шапка, кошка, шалаш.

          При подборе речевого материала на первых порах в ряде слов не должны быть звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком (ш) слова со звуком (с) не даются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить и выделять из состава изучаемый звук. Не следует также на    первых занятиях давать слова со звуками ( ж, з, ц, ч, щ ). Наличие слов с этими звуками может затруднить восприятие  (ш) и его выделение из состава слова. Аналогичные условия необходимы для отработки звуков ( ж, з, ч, ц ).

           При изучении (р) из упражнений исключаются слова со звуком (я), и наоборот: при изучении звонких - парный глухой

Упражнение 3.

       Определить количество и последовательность звуков в словах ( на изучаемый звук ).

Упражнение 4.

        Дать ребенку готовую схему ( из кружков или из квадратиков ) слова. На основе схемы ребенок должен установить порядок звуков в анализируемых словах и одновременно определить, какое место занимает в слове изучаемый звук.

Упражнение 5.

         Учитель произносит громко, несколько утрированно изучаемый звук в слове, ребенок должен сказать, где он слышит  звук: в начале, в середине или в конце слова.

Упражнение 6.

         Обобщенные и сокращенные упражнения типа: " Назови четвертый звук в слове " или " Какой звук стоит до...?,       какой после...?, какой между...? " и т.д.

Упражнение 7.

        Прослушать слово, повторить и проанализировать; после анализа составить это слово из букв разрезной азбуки,   прочитать вслух и записать в тетрадь по памяти.

Упражнение 8.

         Составленное слово переделать в другое при помощи замены буквы или нескольких букв

 ( суп-сук-сок-сом-сын ); расположить эти слова одно под другим, прочитать, проанализировать и сравнить звуковой состав каждого из них.

      Необходимо обратить внимание на то, что с изменением звука изменяется смысл слова.

Упражнение 9.

      Вставь такие гласные буквы, чтобы получилось 2 слова; 3 слова; 4 слова.

                                    л - в                                    н - с

                                    м -х                                    д - м

                                    м - ч                                   с - р

                                    п - р                                    б - р

                                    р - с                                     зав - л

                                    пот - к                                 см - ли

                                    т - чка                                  п - ть

Упражнение 10.

       Вставь такие согласные буквы, чтобы получилось 2 слова; 3 слова; 4 слова.

                                     лу -                 пло-          -олк

                                     ша-                 са-              ро-

                                   -ени                 со-а            -ом

                                   -лот                  ду-а           -аки

                                  -олоса

Упражнение 11.

            В словах:  зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово.

     В словах: сук, рос, стол замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово.

     В словах: пила, гора, рад, рама переставь согласные, чтобы получилось новое слово.

     В словах: меточка, малина, борона, долото - замени первый слог, чтобы получилось новое слово.

Упражнение 12.

        Подбери слова по первому или последнему слогу с использованием картинки или без нее.

Упражнение 13.

     Составить ряд слов из слогов, данных вразбивку. Полоски бумаги с напечатанными словами нарезаются по слогам, перемешиваются. Задача ребенка: из данной ему кассы слогов собрать слова, не оставив ни одного слога.

     То же самое: из рассыпных букв ( буквы не всего алфавита, а лишь необходимые для слов ) составить слова.

     Вставить пропущенный слог или букву  Игра " Буква заблудилась ", или " Слог потерялся ".

Упражнение 14.

            Составить предложение по предложенным картинкам ( названия содержат изучаемый звук ) с последующим их анализом:

     - определение порядка слов в предложении

     - называние слов по порядку и вразбивку ( назови слова по порядку, назови 5-е, 3-е слово )

     - выделить слова с изучаемым звуком, указать их место в предложении.

     - деление указанных слов на слоги и выделение слогов с изучаемым звуком, четкое их проговаривание.

Упражнение 15.

     Составить предложения из слов, данных вразбивку. Слова насыщены изучаемым звуком.

     В работе над предложением внимание детей акцентируется на случаях, когда буква, соответствующая звуку, заменяется  при письме.

Упражнение 16.

     Диктанты с предварительным устным или графическим анализом. В процессе анализа ученик самостоятельно находит  в них слова с изучаемым звуком, произносит их, указывает, какую букву он напишет, и только после этого приступает  к записи предложения.

     Можно также использовать зрительно - предупредительные, выборочные и контрольные диктанты. Диктанты подбираются со строгим учетом особенностей речевого недостатка каждого ученика и программных требований.                                  

   

  4 этап. Цель: развитие способности различать сравниваемые (дифференцируемые) на слух. Так при дифференциации     ( с-ш ) предлагаются следующие упражнения:

Упражнение 1.

         Учитель произносит слова, содержащие звуки ( "ш" и "с" ): шалаш, сани, нос, шум, шалун, сумка, каша. Ученик должен  отчетливо повторить каждое слово и сказать, какой в нем звук- с-  или - ш- и какое место он занимает.

Упражнение 2.

     Поднять карточку с буквой, соответствующую услышанному звуку.

Упражнение 3.

     Разложить предметные картинки в зависимости от того, какой звук имеется в названии каждой. Названия картинок   дети отчетливо произносят.

Упражнение 4.

     Из букв разрезной азбуки составить цепочку слов с оппозиционными звуками. При этом замена той или иной буквы или слога    изменяет смысл слова.

     Муська- мушка- мишка- миска- маска- Машка- кашка- каска- киска- кишка- кушак- кушать- кусать- писать- пишет...

Упражнение 5.

         Составить слова из букв разрезной азбуки, затем записать слова со звуком (с,ш) в тетради под диктовку или по памяти,   расположив их в два столбика.

                                                     -  с -                               -   ш -

                                                    насос                           шутка

                                                    стакан                          детишки

                                                    скамейка                      школьники

                                                    таксист                        бабушка

      После записи эти слова прочитываются с отчетливым произношением сравниваемых звуков. После этого упражнения   можно провести самопроверку или взаимопроверку ( они развивают орфографическую зоркость, познавательные  процессы, регулируют учебную деятельность ).

Упражнение 6.

      В словах вставить пропущенные буквы с или ш, подчеркнуть их.

      У Па...и   ...ани

      Малы...    ...тоит у кио...ка

      Ко...ка поймала мы...ку

      После этого упражнения также возможны самопроверка или взаимопроверка.

Упражнение 7.

        Придумать и составить слова из разрезной        азбуки со звуками (с-ш ), проанализировать эти слова; затем написать   слуховой проверочный диктант.

      В процессе работы по дифференциации звуков большое внимание уделяется упражнениям на сопоставление аффрикат с   акустически сходными зауками, например, (ц) со звуками ( с,сь,т ); (ч) со звуками (ц, щ, ть, с, ш); звука (щ) со звуками   ( ш, ч, сь, ть, ц ), так как они чаще всего смешиваются во время письма.

       Учителю начальных классов знающем,  о детях с недоразвитием фонематического слуха необходимо сосредоточить внимание на дополнительной отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка тем,  как:

          - Гласные звуки и буквы

        - Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие

        - Ударение

        - Слог

        - Обозначение на письме твердых и мягких, звонких и глухих звуков

        - Правописание слов с мягкими и твердыми согласными, звонкими и глухими согласными в корне, с непроверяемыми согласными в корне.

        - Правописание  ши - жи, ча - ща, чу - щу.

          Усвоение, понимание этих тем ребенком может быть задержано из-за речевого недоразвития.

           На занятиях в классе по русскому языку упражнения, которые предлагаются детям с речевыми нарушениями, должны также иметь специфическую направленность. Так, работая над гласными и согласными звуками и буквами, учитель активнее должен привлекать внимание детей к способу образования звуков, особенностям их артикуляции.

          Это необходимо для того, чтобы научить учащихся выделять признаки, характерные для гласных и согласных    звуков, и, опираясь на них, четко различать эти звуки.

          Такие упражнения теснейшим образом должны быть связаны с работой по обобщению представлений детей о слоге, с развитием умения выделять звуки, входящие в состав слога, особенно прямого. Прямой слог состоит из смыкания и размыкания и произносится одним выдыхательным толчком, что создает определенные трудности    вычленении гласных и согласных звуков из его состава. Поэтому детям с недоразвитием фонематического слуха необходимо предлагать больше ( чем предусмотрено программой ) упражнений на выделение гласных и согласных звуков из  прямого слога, как последовательно, так и вразбивку. Данные упражнения целесообразно проводить с опорой на артикуляцию произносимых звуков.

ВЫВОДЫ:

          Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения  и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

          Звуко - буквенный анализ слов не возможен без развитого фонематического слуха; это две, тесно взаимосвязанные операции в процессе письма. Несформированность навыков анализа- синтеза звукового состава слова- одна из причин  неуспеваемости учащихся начальных классов.

          Кроме того, недоразвитие фонематического слуха является одним из основных компонентов в структуре речевых    дефектов, с которыми работает школьный логопед.

          Значит, чтобы преодолеть неграмотность, неуспеваемость, необходимо ежедневно, ежеурочно развивать фонематический слух у младших школьников. Развитый фонематический слух и навыки звуко-буквенного анализа – фактор преодоления неуспеваемости по русскому языку в 1-3 классах.

          Фонематический слух в норме развивается к 6-7 годам жизни, но в реалиях жизни более половины детей начальной школы имеют  недоразвитие фонематического слуха. Поэтому необходима длительная и кропотливая работа учителя начальной школы, независимо от того, в 1-м, во 2-м или в 3-м классе он работает.

          Нельзя полагаться на спонтанное развитие фонематического слуха и навыков звуко-буквенного анализа. Начинаем развивать фонематический слух с 4-х лет в детском саду на материале неречевых звуков и поэтапно до выпуска из детского сада. Если учитель обнаружил недоразвитие фонематического слуха ( методики обследования описаны   в работе ), то необходимо наметить направления коррекционной работы с такими детьми. Помощь в составлении   коррекционной программы должен оказать школьный логопед.

          При составлении коррекционной программы необходимо учитывать следующие положения:

          1. Фонематический слух начинаем развивать на анализе целых слов, а уж потом - в слогах, на изолированных звуках.  Ибо,  фонема проявляет себя только в какой - либо позиции в слове.

          2. Первые упражнения по развитию фонематического слуха дает на материале правильно произносимых звуков, а уж затем переходим к "искаженным" и "смешиваемым" в произношении звукам.

          3. В звуковом анализе исключать проговаривание "неправильных" звуков, чтобы не закреплялся артикуляторный образ.

              В работе обозначены 6 этапов развития фонематического слуха у дошкольников и 5 этап - у школьников начальных классов. В приложении предложено? упражнения по развитию фонематического слуха.

               

         

                                 

                                   

                                   

                                                                   

       

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов.

Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ...

КВН по русскому языку для учащихся начальных классов

Участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда имеет свой символ, название....

Повторяем правила по русскому языку.( для учащихся начальных классов)

Тетрадь повторения изучаемых правил по русскому языку в начальной школе....

Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся начальных классов.

Индивидуальные карточки по русскому языку (пропедевтика орфографических и речевых ошибок в диктантах и творческих работах)....

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.

Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....