Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи
статья по логопедии на тему

Тараненко Елена Викторовна

 

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей.

 Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедических занятий высокийИспользование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по какой-либо одной методике, а используя три – четыре методики обучения.

Для одних детей наилучшим является слуховой аналитико-синтетический метод, но крайне труден метод зрительного глобального запоминания, когда слово воспринимается целиком. Для других, наоборот, глобальный или полуглобальный метод с опорой на зрительный анализатор предпочтительнее, а аналитико-синтетический – крайне нежелателен. Поэтому на логопедических занятиях применяю комплекс методик обучения чтению и письму, не ограничиваясь использованием аналитико-синтетического, как это принято в традиционной школе.

При формировании навыка чтения и письма важно учитывать и психологию усвоения. Начальный период усвоения навыка чтения, т.е. логографическая стадия, редко берется во внимание. Для нее характерно запоминание слов в виде целостного образа с предметом или картинкой. Эта стадия тем более продолжительна и развернута, чем меньше возраст ребенка. Наблюдение за детьми, обучающимися чтению и письму в школе, показывает, что в определенной степени глобальное запоминание слов имеет место всегда. Часть слов опознается целиком (короткие и знакомые), часть – побуквенно и по слогам.

 

Предлагаю рассмотреть содержательный и коррекционно-методический аспекты, применяемые в своей работе. Основой нарушения процесса обучения чтению и письму у детей с речевой патологией является недостаточная языковая компетентность, ярко выраженные затруднения в овладении звуковым анализом слов. Формирование навыка фонемного анализа и синтеза на логопедических занятиях осуществляю с помощью традиционных методик: выделение начального звука, определение места положения звука в слове и т.д.

Но уже на этом этапе начинаю работу по запоминанию слов, используя методику Т.С. Резниченко, с помощью которой ребенок может научиться узнавать написание слова целиком, как иероглиф, не выделяя отдельных букв. Использую и прием из методики М. Монтессори, при котором на предметы, находящиеся в логопедическом кабинете прикрепляются карточки с написанными на них названиями предметов. Через некоторое время меняется местами несколько карточек и предлагается детям восстановить порядок. Позднее можно убрать все карточки и попросить детей прикрепить заново.

У детей с недоразвитием фонематического восприятия отмечаются значительные трудности при усвоении букв. Сформировать стабильный графический образ буквы у детей помогает лепка букв из пластилина, выкладывание их из различных материалов. Для развития зрительно-пространственной ориентировки провожу работу на сравнение сходных по написанию букв, выделение общих элементов, учу видеть разницу в их расположении, используя с этой целью прописи Н. Г. Агарковой. Эффективны приемы обведения контура выпуклых рельефов букв, приемы дермолексии (рисование букв на ладони), тактильное опознавание букв (сделанных из наждачной бумаги или готовых форм, спрятанных в мешочек).

В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваю на формировании и автоматизации навыков слогослияния. Не владея навыком слогослияния, дети пытаются угадывать нужный слог, это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения. Чтобы избежать этого использую преимущественно слоговой материал по методике А. Н. Корнева «Называние – поиск – прочтение». Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звукобуквенные связи. Хорошего эффекта добиваюсь при регулярности применения и частоте смены таблиц М. Л. Лукашенко. Ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.

Когда ребенку начинают предъявлять требование читать целыми словами, а он еще не готов к этому, то ребенок читает слово дважды (шепотом или про себя по слогам, а потом вслух). Это значительно замедляет темп и понимание прочитанного. В этом случае помогает закладка с окошечком с прорезью справа. Прочитать слово слитно ребенку позволяет и развиваемая с самого начала способность видеть слово сразу, одним неделимым кодом. Для этого упражняемся в отыскивании нужного слова в тексте.

Данный подход к формированию навыков чтения и письма, когда на логопедических занятиях используется комплекс методик обучения, позволяет осуществить индивидуализированное и природосообразное коррекционно-педагогическое воздействие, адаптированное к возможностям ребенка с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей.

 Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедических занятий высокийИспользование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по какой-либо одной методике, а используя три – четыре методики обучения.

Для одних детей наилучшим является слуховой аналитико-синтетический метод, но крайне труден метод зрительного глобального запоминания, когда слово воспринимается целиком. Для других, наоборот, глобальный или полуглобальный метод с опорой на зрительный анализатор предпочтительнее, а аналитико-синтетический – крайне нежелателен. Поэтому на логопедических занятиях применяю комплекс методик обучения чтению и письму, не ограничиваясь использованием аналитико-синтетического, как это принято в традиционной школе.

При формировании навыка чтения и письма важно учитывать и психологию усвоения. Начальный период усвоения навыка чтения, т.е. логографическая стадия, редко берется во внимание. Для нее характерно запоминание слов в виде целостного образа с предметом или картинкой. Эта стадия тем более продолжительна и развернута, чем меньше возраст ребенка. Наблюдение за детьми, обучающимися чтению и письму в школе, показывает, что в определенной степени глобальное запоминание слов имеет место всегда. Часть слов опознается целиком (короткие и знакомые), часть – побуквенно и по слогам.

Предлагаю рассмотреть содержательный и коррекционно-методический аспекты, применяемые в своей работе. Основой нарушения процесса обучения чтению и письму у детей с речевой патологией является недостаточная языковая компетентность, ярко выраженные затруднения в овладении звуковым анализом слов. Формирование навыка фонемного анализа и синтеза на логопедических занятиях осуществляю с помощью традиционных методик: выделение начального звука, определение места положения звука в слове и т.д.

Но уже на этом этапе начинаю работу по запоминанию слов, используя методику Т.С. Резниченко, с помощью которой ребенок может научиться узнавать написание слова целиком, как иероглиф, не выделяя отдельных букв. Использую и прием из методики М. Монтессори, при котором на предметы, находящиеся в логопедическом кабинете прикрепляются карточки с написанными на них названиями предметов. Через некоторое время меняется местами несколько карточек и предлагается детям восстановить порядок. Позднее можно убрать все карточки и попросить детей прикрепить заново.

У детей с недоразвитием фонематического восприятия отмечаются значительные трудности при усвоении букв. Сформировать стабильный графический образ буквы у детей помогает лепка букв из пластилина, выкладывание их из различных материалов. Для развития зрительно-пространственной ориентировки провожу работу на сравнение сходных по написанию букв, выделение общих элементов, учу видеть разницу в их расположении, используя с этой целью прописи Н. Г. Агарковой. Эффективны приемы обведения контура выпуклых рельефов букв, приемы дермолексии (рисование букв на ладони), тактильное опознавание букв (сделанных из наждачной бумаги или готовых форм, спрятанных в мешочек).

В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваю на формировании и автоматизации навыков слогослияния. Не владея навыком слогослияния, дети пытаются угадывать нужный слог, это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения. Чтобы избежать этого использую преимущественно слоговой материал по методике А. Н. Корнева «Называние – поиск – прочтение». Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звукобуквенные связи. Хорошего эффекта добиваюсь при регулярности применения и частоте смены таблиц М. Л. Лукашенко. Ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.

Когда ребенку начинают предъявлять требование читать целыми словами, а он еще не готов к этому, то ребенок читает слово дважды (шепотом или про себя по слогам, а потом вслух). Это значительно замедляет темп и понимание прочитанного. В этом случае помогает закладка с окошечком с прорезью справа. Прочитать слово слитно ребенку позволяет и развиваемая с самого начала способность видеть слово сразу, одним неделимым кодом. Для этого упражняемся в отыскивании нужного слова в тексте.

Данный подход к формированию навыков чтения и письма, когда на логопедических занятиях используется комплекс методик обучения, позволяет осуществить индивидуализированное и природосообразное коррекционно-педагогическое воздействие, адаптированное к возможностям ребенка с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возможные проблемы в формировании навыка чтения и письма у учащихся."

Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....

Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта

С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...

Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников

Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развити...

Совершенствование навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для родителей.

Аннотация: в материале представлены приемы по совершенствованию навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.  Игровые упражнения оказывают положительное влияние на развитие вни...

Статья: «Формирование навыков чтения и письма учащихся с ЗПР»

На логопедических занятиях применяю комплекс методик обучения чтению и письму, не ограничиваясь использованием аналитико-синтетического, как это принято в традиционной школе....