Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик
статья по логопедии на тему

Типцова Анна Васильевна

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся обеспечивают освоение детьми не только учебных заданий, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных , а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включённости в современное общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_statya_effekt_formir_nav_cht_ipis_u_uch_s_zpr.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик

                   Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся обеспечивают освоение детьми не только учебных заданий, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных , а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включённости в современное общество.

               Дети с задержкой психического развития испытывают, в силу биологических и социальных причин, нарушение чтения и письма, возникающее чаще всего в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому надо применять наиболее эффективные пути коррекции, используя  не одну, а несколько методик обучения.
         Для одних детей наилучшим является слуховой аналитико-синтетический метод, но труден метод зрительного глобального запоминания, когда слово воспринимается целиком. Для других, наоборот, глобальный или полуглобальный метод с опорой на зрительный анализатор предпочтительнее, а аналитико-синтетический – крайне нежелателен. Поэтому на логопедических занятиях применяю комплекс методик обучения чтению и письму, не ограничиваясь использованием аналитико-синтетического, как это принято в традиционной школе.
           При формировании навыка чтения и письма важно учитывать и психологию усвоения. Для начального периода усвоения навыка чтения (логографическая стадия)  характерно запоминание слов в виде целостного образа с предметом или картинкой.  В определенной степени глобальное запоминание слов имеет место всегда: часть слов опознается целиком (короткие и знакомые), часть – побуквенно и по слогам.
               Основой нарушения процесса обучения чтению и письму у детей с задержкой психического развития  является недостаточная языковая компетентность,  затруднения в овладении звуковым анализом слов. Формирование навыка фонемного анализа и синтеза на логопедических занятиях осуществляю с помощью традиционных методик: выделение начального звука, определение места положения звука в слове и т.д. Но уже на этом этапе начинаю работу по запоминанию слов, используя методику Т.С. Резниченко, с помощью которой ребенок может научиться узнавать написание слова целиком, как иероглиф, не выделяя отдельных букв. И

Частично использую и прием из методики М. Монтессори, при котором на предметы, находящиеся в логопедическом кабинете прикрепляются карточки с написанными на них названиями предметов, которые периодически меняются местами.
              У детей с недоразвитием фонематического восприятия отмечаются значительные трудности при усвоении букв. Сформировать стабильный графический образ буквы у детей помогает лепка букв из пластилина, выкладывание их из различных материалов. Для развития зрительно-пространственной ориентировки провожу работу на сравнение сходных по написанию букв, выделение общих элементов, учу видеть разницу в их расположении, используя с этой целью прописи Н. Г. Агарковой. Эффективны приемы обведения контура выпуклых рельефов букв, тактильное опознавание букв (сделанных из наждачной бумаги или готовых форм, спрятанных в мешочек).
              В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваю на формировании и автоматизации навыков слогослияния. На этом этапе я использую природообразную (т.е. несущую в себе образную меру) педагогическую технологию Н.А.Зайцева, преимуществом которой является то, что эта методика может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными и наработанными методическими приёмами: звенящее чистое русское слово озвучивает и облагораживает душу ребёнка.  Слоговой материал позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звукобуквенные связи.
 

                  Нельзя не сказать о слоговых таблицах. Это, пожалуй, один из самых эффективных видов работы, но  не всегда интересный для ребенка. Поэтому надо проявить  фантазию. Рассказать ему о том, что с другой планеты прилетел инопланетянин . Он не знает нашего языка, поэтому нашими буквами написал свои инопланетянские слова.

                    С таблицами надо работать следующим образом:
• При знакомстве с каждой таблицей первым её читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам).
• Затем ребенок читает таблицу вместе со взрослым (взрослый громко, а ребенок шепотом, но при этом проводит пальцем по дугам и точкам), и только после этого - самостоятельно (шепотом или громко, по своему желанию).
• Затем взрослый простым карандашом проставляет ударение в некоторых слогах. Читает сам, а затем – ребенок.
• Место ударения меняется, и слоги читаются вновь.
• Усложнение! После того, как ребенок научится хорошо читать слоги по слоговой таблице, взрослый дает следующее задание: « Закрой глаза и представь то место в таблице, которое я сейчас прочитаю. Открой глаза и покажи, где я читала».

Слоговые таблицы  хорошо использовать при коррекции стертой формы дизартрии. Когда ребенок умеет правильно произносить оба отрабатываемых звука, но ему не хватает скорости движений языка для переключения с одного звука на другой (например, с верхних звуков Ш, Ж на нижние С и З).  В таком случае акцент делается именно на скорость произнесения этих слогов. Разумеется, начинаем работу с медленного повторения слогов, постепенно наращивая темп.

Слоги расположены столбиками, построенными по одному образцу (гласные меняются всегда в одной и той же последовательности). Отработку этих столбиков лучше производить последовательно:  пока не получается точно и легко повторять слоги из первого столбика, ко второму не переходим. В конце работы по дифференциации звуков в слогах  - слоги даем вразнобой.

       Хороший эффект  при регулярности применения и частоте смены таблиц М. Л. Лукашенко. Ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.
              Когда ребенку начинают предъявлять требование читать целыми словами, а он еще не готов к этому, то ребенок читает слово дважды (шепотом или про себя по слогам, а потом вслух). Это значительно замедляет темп и понимание прочитанного. В этом случае помогает закладка с окошечком с прорезью справа. Прочитать слово слитно ребенку позволяет и развиваемая с самого начала способность видеть слово сразу, одним неделимым кодом. Для этого упражняемся в отыскивании нужного слова в тексте.
              Формирование на логопедических занятиях навыков чтения и письма у детей посредством использования комплекса методик обучения  позволяет осуществить индивидуализированное и  природосообразное коррекционно-педагогическое воздействие, адаптированное к возможностям ребенка с задержкой психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития...

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нар...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...