Профилактика дисграфии
план-конспект по логопедии на тему
Занятия по профилактике дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_korrektsii_opticheskoy_disgrafii.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Логопедическая тема: дифференциация букв п-т
Задачи:
Речевые:
- учить детей дифференцировать зрительные образы букв п-т;
- развивать навык звукового анализа и синтеза;
- развивать умение согласовывать прилагательные с
существительными в предложениях;
- развивать мелкую моторику;
Неречевые:
- развивать умение конструировать и реконструировать;
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развивать зрительно-пространственную ориентировку;
- развивать логическое мышление.
Оборудование:
Буквы п-т (запись на доске);
Сюжетная картинка с изображением девочки и мальчика;
Изображение «плана местности»;
Силуэтные изображения трех медведей
Ход занятия:
1. Организационный момент - Развитие умения конструирования и реконструирования.
Логопед:
Постройте буквы из элементов под диктовку:
нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;отступить одну клетку; рядом начертить параллельно такую же палочку; соединить две параллельные палочки наверху
перекладиной. Это печатная буква п;
нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;нарисовать наверху перекладину шириной в две клеткитак, чтобы она касалась вертикальной палочки. Это печатная буква т.
На этой основе формируется тема занятия.
2. Развитие зрительного восприятия букв.
По заданию логопеда запись рукописных заглавных и строчных букв п-т.
Логопед:
Первая буква - рукописная, обозначает согласный твёрдый, глухой звук. У рукописной буквы п вертикально пишем две
палочки. Вторая буква - рукописная, обозначает согласный твёрдый, глухой звук. У рукописной буквы т - три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п-2, т-3.
Запись темы занятия.
3. Развитие зрительного внимания - Дифференциация букв п-т изолированно.
Логопед:
Найдите буквы занятия и подпишите под ними цифру 2 или 3:
П Т п т п П Т
Т т н Б Г К В
П Ц т П Ж Т Д
4. Чтение слоговых таблиц.
та - па - па от - от - оп - оп
пу - ту - ту ти - пи - пи - ти
5. Знакомство с героями занятия
Логопед: Соберите имена детей из букв.
О, П, Л, Я - Поля.
Т, Л, Я, А - Толя.
Чем отличаются имена? (Написанием, значением.)
Какое имя принадлежит девочке? А какое мальчику?
(Логопед выставляет изображения детей и карточки с их именами).
Логопед:
Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Каждый из них хотел вставить в слово карточку со своим слогом ПА или ТА. Давайте разрешим спор детей.Вставьте карточки со слогами ПА и ТА и прочитайте слова. Назовите имена детей. Назовите самое длинное слово.
- Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
6. Дифференциация п – т в словах - Игра «Что задумал старичок Лесовичок?»
Логопед:
Однажды Поля и Толя пошли в лес. Там они собирали грибы и ягоды. Дети уже собирались пойти домой, но тут на лесной дорожке появился маленький старичок. (Логопед выставляет изображение Лесовичка.) Он решил подшутить над ребятами и заколдовал их одежду и обувь. Прочитайте слова на карточках и «расколдуйте» вещи детей.
Лесовичок видит, что с вами сложно справиться. Он отпустил детей и они продолжили свою прогулку. Ребята набрали полные корзины рыжиков, маслят, груздей и хотели уже возвращаться домой, как обнаружили, что ушли далеко от дома и не могут определить, куда
теперь идти. Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.Посреди комнаты стоял большой деревянный стол. На нём три миски: одна большая, вторая поменьше, а третья самая маленькая. Возле каждой миски лежало по одной ложке. Около стола стояло три стула: один высокий и широкий, второй - пониже, а третий - самый маленький... Как вы думаете, кто жил этой избушке? (Логопед выставляет силуэтные изображения медведей).
Логопед:
Определите, какой силуэт мог принадлежать Настасье Петровне, какой - Мишутке, а какой - Михаиле Потапычу? Дети расставляют силуэты по росту и определяют, кто где сидит.
7.Дифференциация букв п-т в словах
Логопед:
Поля и Толя попросили медведей помочь им выбраться из леса. Медведи помогут детям, если они выполнят ряд заданий. Прочитайте слова и назовите пропавшие буквы. Вставьте буквы,
прочитайте и объясните значения всех слов.
КРУ...А ГАЛО... ВОРО...А СИРО...А САЛЮ... ...АВЛИН ЗАКА... ЛА...КА
...АЛЬМА ...ОЛЬКА ЗА...АД ВОРО...А
8. Работа со словами-паронимами.
Логопед:
Вот Поля и Толя выполнили первое задание медведей. Михайло Потапыч очень доволен. Медведи решили проводить детей. Михайло Потапыч взял корзинку Поли, Настасья Петровна взяла корзинку Толи, а Мишутка приготовил детям угощение - сушёную малину, чернику и ежевику - и сложил всё в свою маленькую корзиночку. Толи, а Мишутка приготовил детям угощение - сушёную малину, чернику и ежевику - и сложил всё в свою маленькую корзиночку.
Потом все тронулись в путь. Вот на их пути широкая река. Перебраться через неё можно только построив плот. Подберите на берегу реки брёвна, на которых парами записаны слова,
отличающиеся друг от друга только одной буквой.
Например: пачка - тачка.
П Т ...АРА П Т
Т П ...ОРТ Т П
Т П ...ОЛК Т П
9. Развитие умений согласовывать прилагательные с существительными в предложениях.
Логопед:
Наши герои пошли дальше. Впереди они увидели старичка Лесовичка. Он собирает лекарственные растения и ягоды, из которых потом приготовит лекарство для лесных жителей. Поля и Толя решили ему помочь.Прочитайте прилагательные и существительные и составьте из них словосочетания.
...Ё...ЛЫЙ ЛИ...А
С...ИЛЕННАЯ ...Е...РУШКА
СВЕЖАЯ ДУ...ЛО
КИР...ИЧНАЯ ...ЛА...ОК
ГЛУБОКОЕ С...ЕНА
...ЁМНЫЙ ...ОГРЕБ
Спишите словосочетания в тетрадь и укажите буквы занятия (перед записью словосочетаний проводим их анализ на наличие букв занятия и объяснение необходимых орфограмм).
10. Дифференциация букв занятия на уровне текста.
Логопед:
Прочитайте текст стихотворения и вставьте пропущенные буквы п-т в слова.
На кра...иве, как на ...ли...ке, Вски...я...или чай ули...ки.
Заходи чайку на...и...ься,
К...о кра...ивы не бои...ся.
Перепишите это стихотворение.
Итог занятия .Логопед:
Вот звери и проводили детей до деревни. Пора прощаться. Назовите
для Поли и Толи их любимые буквы.
Фотография 1
Фотография 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
«Профилактика дисграфии у школьников с ОНР»
На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недо...
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...
«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовно...
«Методические приёмы и разработки для программы профилактики дисграфии» Презентация логопеда Ивановой Ольги Александровнылогопункт при ГБОУСОШ №250
Одной из наиважнейших форм работы школьного логопеда является ,на мой взгляд ,ведениезанятий по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет.Эта работа является пограничной во многих своих аспектах .О...
дополнительные приёмы для работы по профилактике дисграфии (дошкольники и 1 класс)
Многолетний опыт показывает ,что дети страдающие от логопедических проблем(нарушения звукопроизношения) в дошкольном возрасте с трудом осваивают процесс чтения и письма.Что можно предложить необычного...
Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...