Логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ОВЗ на тему "Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Цель занятия - закрепить и систематизировать знания учащихся о деревьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ovz.docx | 35.02 КБ |
prezentatsiya_ovz.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Cредняя общеобразовательная школа № 2”
городского округа г. Волгореченск
Методическая разработка логопедического занятия
для учащихся 2 класса с ОВЗ,
обусловленными задержкой психического развития.
Тема занятия: «Деревья».
Составила:
учитель — логопед
Богданова Елена Аркадьевна
2015 г.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о деревьях.
Коррекционно- образовательные задачи :
- активизировать словарь учащихся по теме “Деревья”;
- закрепить знания о деревьях, их названиях, названиях частей дерева;
- совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные;
- совершенствовать умения образовывать существительные во множественном числе;
- продолжать отработку навыков обобщения и классификации;
- продолжать формирование навыка построения полных предложений;
- продолжать формирование навыка построения связного текста.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематический слух;
- развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание;
- развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений;
- активизировать речевую деятельность.
Коррекционно -воспитательные задачи:
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- воспитывать уверенность, самостоятельность;
- расширять у детей представление об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация со слайдами, карточки с заданиями, смайлики.
.
Ход занятия.
- Организационный момент. (Слайд 2)
- Настраиваемся на занятие.
- Рано встали, тио сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем наш урок!
- Давайте вспомним, правило речи.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим!
- Введение в тему занятия.
- Ребята, отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.) (Слайд 3)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Правильно. О деревьях.
3 Загадки.
- А сейчас давайте мысленно отправимся на экскурсию в осенний лес. (Слайд 4)
На свете среди всех чудес
Есть чудо-чудное – осенний лес.
Там, как у жар-птицы перья,
Волшебный художник раскрасил деревья.
Смотри, рядом с группой тех сосен зеленых –
Резные красавцы – красные клены.
Кудрявый боярышник листики сбросил,
Как – будто собрать красны ягоды просит.
Листочки березки, как золотые,
Как будто солнышком налитые.
Вот видишь, грибочки растут под осиной,
А рядом куст терна, от ягод весь синий.
Стоит замечательная погода.
И все это – наша родная Природа.
- А какие вы знаете деревья?
-Молодцы! А сейчас догадайтесь, какие деревья я знаю.
- Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.) (Слайд 5)
- А если их много, то это …
- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья берёзы: круг, овал или треугольник?
- Как мы правильно назовём лист берёзы?
- У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту В высоту. (Сосна.) (Слайд 6)
- А если их много, то это …
- Что растёт на ветках сосны?
- Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.) (Слайд 7)
- А если их много, то это …
- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья рябины: круг, овал или треугольник?
- Как мы правильно назовём лист рябины?
- Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина.) (Слайд 8)
- А если их много, то это …
- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья осины?
- Как мы правильно назовём лист осины?
- Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.) (Слайд 9)
- А если много, то это …
- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья ивы: круг, овал или треугольник?
- Как мы правильно назовём лист твы?
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка.) (Слайд 10)
- А если их много, то это …
- Что растёт на ветках ёлки?
- Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) (Слайд 11)
- А если их много, то это …
- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья осины?
- Как мы правильно назовём лист осины?
- Весной растёт ,летом цветёт.
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок- на медок,
Лечит от гриппа
Кашля и хрипа. (Липа.) (Слайд 12)
- А если их много, то это …
- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья дуба?
- Как мы правильно назовём лист дуба?
4 Беседа по теме занятия. (Слайд 13)
- Деревья – это растения. Они растут на земле. Растут деревья много лет. Поэтому их называют многолетние растения. Дерево – многолетнее растение. Повторите, пожалуйста, дерево – это какое растение? (Слайд 14)
- Чтобы хорошо расти, дереву необходимо пить воду. Оно берет ее из земли с помощью корней.
- Чтобы прочно держаться на земле и не сломаться от ветра – у дерева есть твердый ствол.
- От ствола отходят ветви или ветки. От больших веток идут маленькие веточки. На веточках растут листья или иголки. Листья или иголки и ветви образуют крону.
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол.
Ветки, веточки и листья –
Ветер в кроне их нашел.
А еще большие корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону.
Воду под землей находят.
5 Пальчиковая гимнастика “Деревья”. (Слайд 15)
Всем в лесу на удивленье | Трут ладони друг о друга. |
Разные растут деревья: | Открывают ладони и растопыривают пальцы. |
Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. | Соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона». |
Распустила ветви-косы Белоствольная береза. | «Фонарики» с движением сверху вниз. |
Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. | Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак. |
Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. | Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы. |
Липа цветом зацвела, | Собирают пальцы в щепотку – «бутон». |
Пчелок в гости позвала. | Делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят. |
Ель иголки распушила | Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы. |
И грибочки все закрыла. | Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка. |
Шелестят листвой деревья, | Трут ладони друг о друга – «шуршат». |
Словно разговор ведут, | Стряхивают ладони. |
Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. | Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц. |
6 “Назови части дерева”. (Слайд 16)
- У вас на столе лежат карточки с заданием, на которых нарисовано дерево и обозначены го части. Вам нужно подписать эти части.
7 Продолжение беседы по теме занятия.
- Чем покрыты ветки деревьев летом и в начале осени?
- Правильно, листьями. Такие деревья мы называем… “лиственные”. (Слайд 17)
- Повторите, как называются деревья, ветки которых покрыты листьями.
- Чем покрыты ветки сосны, ели?
- Совершенно верно, иголками или хвоей. Такие деревья мы называем “хвойные”. (Слайд 18)
-Повторите, как называются деревья, ветки которых покрыты иголками или хвоей.
8 “Четвёртый лишний”. (Слайд 19)
- Выберите лишнее слово и объясните свой ответ.
- Ива, дуб, рябина, ель.
- Ель, сосна, клён, пихта.
- Берёза, ромашка, осина, дуб.
- Иголка, ива, ель, рябина.
- Ствол, корень, липа, ветка.
9 Физминутка «Выросли деревья в поле». (Слайд 20)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания, руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)
10 “Расскажи-ка”. (Слайд 21)
- Перед вами схема составления описательного рассказа, которой вы можете воспользоваться при описании какого - либо дерева.
- Сначала послушайте мой вариант рассказа про дерево … .
Логопед в качестве примера составляет свой рассказ с опорой на схему.
- Кто желает составить свой рассказ?
Учащиеся по аналогии составляю свои рассказы.
- Все молодцы!
11 Повторение пройденного материала. (Слайд 22)
- Ребята, скажите, о чём мы сегодня с вами говорили?
- Назовите части дерева?
- Какие деревья мы называем лиственными? Приведите примеры.
- Какие деревья мы называем хвойными? Приведите примеры.
12 Подведение итогов занятия. (Слайд 23)
- Сложно ли вам было на занятии? Какие задания были особо трудными?
- Кому было сегодня на уроке интересно?
- Что понравилось больше всего?
Учитель раздают учащимся смайлики различные по настроению.
- Ребята, выбрит тот смайлик, который боле всего соответствует вашему настроению, прикрепите его на доску.
- Ребята, вы сегодня поработали все очень хорошо. Молодцы. Мне было очень приятно с вами встретиться.
Источники:
http://logoportal.ru/derevya-slovoobrazovanie/.html
http://www.openclass.ru/node/277179
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осенний лес
берёза
сосна
рябина
осина
ива
ель
дуб
липа
Дерево – многолетнее растение
Строение Дерева
Пальчиковая гимнастика
“ Назови части Дерева ”
Повторение пройденного материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ МЛЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ.
Приемы мнемотехники в работе логопеда....
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"
конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии
конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.
Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....