Стихи, тексты для закрепления произношения звуков [с], [с’], [з], [з’]
Чудесная сумочка В сумочке чудесной – Ох и чудеса, В сумочке прелестной Сыр и колбаса, Соль, фасоль, сырочек, Сахарный песок, Маслица кусочек, Ананасный сок. | Вездеход Вам сегодня не везет? Вас автобус не везет? Вы возьмите вездеход! Вездеход вас повезет… Верно, правильно назвали Вездеходом вездеход | Подберезовик Подберезовик, подберезовик Ловко спрятался под березою Да не прячься ты так старательно – Я найду тебя обязательно. | Склевали гуси Купила Марусе бусы бабуся. На рынке споткнулась бабуся о гуся… Не будет подарка у внучки Маруси: Все бусы склевали по бусинке гуси. | Затея Вот веселая затея – запускать на нитке змея. Змей летит выше берез! Ветер змея не жалея Прямо к солнышку понес.
| Зайка и коза У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске. Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет!» | Саня и сани Маленькому Сане подарили сани. Посмотрите сами: вот какие сани! Вез на гору Саня за собою сани. Съехал с горки Саня, а на Сане – сани! | Вот так свистнул! Кто-то принес Сереньке свисток. Носит с тех пор его Серенька всюду с собой и все свистит да свистит. Один раз Серенька как свиснет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане. |
|
Стихи, тексты для закрепления произношения [ж], [ш]
Жадина Жадину я ни о чем не прошу. В гости я жадину не приглашу. Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовешь его. | Прибаутка Уж ты, Мишенька, дружок, Ты не бегай на лужок, На крутой бережок. | Наша Маша Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрешки на окошке, Две Танюшки на подушке. | Добыча меда Жалко жадных медвежат, Пчелы кружатся, жужжат, Жала к рожицам все ближе… Мед медведи жадно лижут. | Шмель Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На лужайке я жужжу! На лужайке я жужжу, Над ромашками кружу! Безобидно я жужжал, Что же Женя убежал? |
| Машина каша Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. | Лошадки Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!»Женя бежал вперед, поднимая ноги, как лошадь. Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к дому. | Школа Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них – школьные портфели. Там лежат книги и тетради. Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика. |
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков [л], [л’]
Мила и мыло Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло. - Что ты плачешь, наша Мила? - Я выплакиваю мыло. | Лапти Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапки кошке. | Клоун-чудак Клоун-чудак Все делал не так: Ломом копал, Лопатой ломал, Пилой колол, А кистью мел! | Плотник Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. | Хозяйка Убежало, убежало Убежало молоко. Я с трудом его поймала. Быть хозяйкой нелегко. | Лодочка На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели в лодку и поплыли. Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно довели лодку до мели. | Любят очень сильно славную малышку, В ванночке купают Милочку-голышку, Помогают маме Лада и Алина. Лада поливает Милу из кувшина, Мама моет мылом своего младенца, А Алина вытрет Милу полотенцем. |
| Находка Мала сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно. Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок и понесла домой. Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все молоко и уснул. |
Стихи, тексты для закрепления произношения звуков [р], [р’]
Все красное Красный помидор растет на огороде. Красный георгин красуется в саду. Красная брусника краснеет у дороги. А красную ромашку я что-то не найду. | Три крокодила Жили в долине Нила Три больших крокодила. Первый – только большой. Второй – с прекрасной душой. А третий – ну просто милый!.. Но всех их зовут - крокодилы. | Кенгуру Носит мама-кенгуру В теплой сумке детвору. А ребятки-кенгурятки Целый день играют в прятки | Варежки Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. | Драчун На руке у Ромы рана, И рукав у Ромы рваный. Дрался Рома утром рано У своих ворот с бараном. | Алешкина кричалка Лейся, лейся дождик! Я хочу расти! Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости! | В пенале Хвастались друг перед другом ручка и карандаш. - Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без единой ошибки! - А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл, когда ошибался! А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их ошибки. | Разведчица - Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась? - Наверное, расстроилась. А почему ты спрашиваешь? - Меня Вовка на разведку прислал. |
|
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: "апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Угадай, что звучит Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. | Чудесный мешочек Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.). Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.. Родитель, держа мешочек, подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый подсказывает ему. Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками. | Магазин Наглядный материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.). Родитель расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. "Я буду продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?". Ребенок отвечают. "А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?" — "Покупателем", — отвечают ребенок. "Что делает продавец?" — "Продает" — "Что делает покупатель?" — "Покупает". Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называют их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово "пожалуйста" выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Родитель следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь, б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками. | Можно ездить или нет Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др. Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
| Скажи, как я Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
| На прогулку в лес Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц). Взрослый выставляет игрушки и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Взрослый следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц. |
Работа над слоговой структурой слова Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет это физиологически обусловлено, нормально. В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. При подготовке ребенка к школе нужно поработать над слоговой структурой слова, т.е. определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить пропуски гласных звуков на письме. Можно предложить задания: - Определить количество слогов в слове.
- Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов.
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки (..буз, ут.., лод..).
- После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.
- Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный-гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка, пас-та и т.п.), далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т.п.).
- Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник, каст-рю-ля, прос-ты-ня.
Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок пропускает или переставляет слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных. После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный вид работы, чем отработка изолированного произнесения.
Сформированность грамматического строя речи Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь: - пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
- составлять рассказ по картинке
- составлять рассказ по серии картин
- отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание : - на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация - Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Послушай рассказ, запомни и перескажи. Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Мелкая моторика Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам. Подготовила: Евай Ирина Васильевна, учитель-логопед, I квалификационная категория
|