Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.
методическая разработка по логопедии на тему

Нечаева Ольга Александровна .

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне сформированности моторных и сенсорных процессов у детей су.о.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_or.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.

 Возраст - важнейший период жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.  

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне сформированности моторных и сенсорных процессов у детей су.о.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Как показывает опыт, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно-готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.    Развитие моторики обеспечивает  развитие других систем. Для того, чтобы эффективно определять форму, объём и размеры предмета, ребёнок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц  обеспечивают функцию восприятия. Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путём  развития мелкой моторики кисти рук, формированием глазодвигательных  координаций. Для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (рук, ног, головы и т.д) в статическом и динамическом режимах. Данные факты позволяют вести речь о  единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.  Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить следующим образом.

1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков).

2 Тактильно-двигательное восприятие.

3.Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5.Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов(вкус, запах, вес).

7.Восприятие пространства и времени.

Именно по этой схеме и идёт обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей.

Схема обследования уровня сформированности  моторных и сенсорных процессов у детей( ОР)

1.Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

- сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50см.

2.Оценка ручной моторики:

- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3.Оценка тактильных ощущений:

- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4.Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения

- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины

- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

- ранжирование по величине l. ряд 1С элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5.Оценка зрительного восприятия:

- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

- узнавание контурных изображений (5 изображений);

- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

6.Оценка слухового восприятия:

- воспроизведение несложных ритмических рисунков;

- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

7.Оценка пространственного восприятия:

- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше -ниже и т. д.);

- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

8.Оценка восприятия времени:

- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Протокол обследования учащихся 6 «Б» класса на конец учебного

2013 – 2014 у.г.

Ф.и

моторика

тактилн ощущения

сенсорные эталоны

различение формы

зрит восп

слух восп

прострвосп

Б. Н.

хор

уд

уд

хор

уд

уд

уд

Г.Д.

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

Г.А.

уд

хор

хор

хор

уд

уд

уд

Ж.В.

уд

хор

уд

уд

уд

уд

уд

З.Я.

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

К.И.

уд

неуд

уд

уд

уд

неуд

уд

К.М.

неуд

неуд

неуд

неуд

неуд

неуд

неуд

Н.А.

уд

уд

уд

уд

уд

уд

уд

С.М.

хор

хор

уд

хор

хор

хор

хор

Ч.С.

хор

хор

хор

хор

хор

уд

хор

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

-«хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

-«удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

-«неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Протокол обследования учащихся 7 «Б» класса на конец учебного

 2014 – 2015 у.г.

Ф.и

моторика

тактильн ощущения

сенсорные эталоны

различение формы

зрит восп

слух восп

прострвосп

Б. Н.

хор

уд

уд

хор

уд

уд

уд

Г. Д.

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

Г.А.

хор

хор

хор

хор

уд

уд

уд

Ж.В.

уд

хор

хор

хор

хор

уд

уд

З.Я.

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

К.И.

уд

уд

уд

уд

уд

неуд

уд

К.М.

неуд

уд

неуд

неуд

неуд

неуд

неуд

Н.А.

хор

хор

уд

уд

уд

уд

уд

С.М.

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

Ч.С.

хор

хор

хор

хор

хор

уд

хор

Динамика улучшения показателей  за  2 года обучения

Наблюдаются улучшение по следующим параметрам:

- Моторика - 20%

 - Тактильные ощущения -  30%

- Сенсорные эталоны - 20%

- Различение формы -  10%

- Зрит восприятие -  10%

Таким образом, методика  наблюдения позволяет осуществлять контроль над общим состоянием сенсорного развития ребенка в специально созданных для него педагогических условиях. Отчетливо выявляются положительные результаты при формировании у умственно отсталых детей сенсорно-перцептивной сферы, навыков самообслуживания и социально-бытовой адаптации, стабилизации эмоционального состояния.

Директор школы                                          Александрова Е.А.

Учитель-логопед                                        Нечаева О.А.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихсяспециальных (коррекционных) школ VIII вида....

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в...

Альбом логопедического обследования уровня сформированности грамматического строя речи

В данном альбоме представлен наглядный материал для изучения уровня сформированности грамматического строя речи умственно отяталых младших школьников....

Диагностическое обследование уровня сформированности сенсорных процессов для обучающихся по АООП (вариант 2)

При переходе на ФГОС появились новые учебные предметы, коррекционные курсы. Один из новых курсов, который я преподаю это «Сенсорное развитие». По данному курсу нужно было разрабатывать диа...