Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
статья (1 класс) на тему
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Каждый педагог понимает, что сенсорный опыт, полученный в детстве, является фундаментом для всего дальнейшего развития, в первую очередь, умственного.
Развитие восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью различной модальности (зрительного, слухоречевого, тактильного и др.) является основой их дальнейшего обучения. Поэтому так важно развивать у них перцептивные и предметно–манипулятивные действия. На их основе формируются основные сенсорные эталоны как существенные признаки предметов окружающей действительности.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др., - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать. Погладить, покатать, понюхать и т.д.
Развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1. Формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2. Формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
У детей с умеренной умственной отсталостью плохо сформированы сенсорные эталоны. Выполняя различные задания дети испытывают затруднения:
- не усваивали инструкцию, приходилось несколько раз ее повторять и разъяснять задание;
- не могли зрительно соотнести геометрические формы и фигуры;
- большинство учащихся в силу грубого недоразвития речи не могли назвать и сказать ответ;
- особенностью усвоения основных сенсорных эталонов связаны со своеобразием психофизического развития детей с нарушениями интеллекта.
- дети выделяли и дифференцировали внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие являлось целью их деятельности (в игре) и т.д
- узость объема, недифференцированность, общая пассивность процессов восприятия;
- замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром;
- поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью;
- отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал не использовался (слуховой, зрительный, тактильный), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации;
- в зрительной сфере проявляются: бедность и недифференцированность зрительных образов, отсутствует адекватная связь слов со зрительным представлением предмета. Дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа. При этом у них не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет и явление, разобраться во всех его свойствах;
- ошибки в распознавании предметов при осязании чаще обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью ребенка.
- у многих детей отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики рук. Слабое различение мышечных ощущений, что приводит к плохой координации.
Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро утомляются и устают. Это проявляется в слабо выраженном интересе к окружающему. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Не было мотивации к выполнению заданий.
Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.
Классификация игр, используемых в коррекционно-развивающем обучении:
1. Ролевая игра
2. Сюжетно-ролевая игра
3. Театрализованные игры
4. Подвижные игры с правилами
5. Дидактические игры:
- Игры с предметами.
- Словесные дидактические игры
- Настольно-печатные дидактические игры.
Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорного восприятия у ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.
Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в следующем: с помощью специально подобранных упражнений и заданий, учитывая психофизические возможности каждого ученика, активизировать компенсаторные механизмы, оптимизировать развитие младших школьников, помочь им овладеть определенными способами взаимодействия с окружающим миром и самим собой.
Для достижения этой цели предусматривается ряд задач:
- Формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- Развитие слухоголосовых координаций;
- Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем его многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
- Совершенствование сенсорно–перцептивной деятельности;
Программа курса включает в себя следующие разделы:
- Тактильно – двигательное восприятие
- Кинестетическое и кинетическое развитие – ощущения движения, положения частей тела и производимых мышечных усилий.
- Восприятие формы, величины, цвета
- Зрительное восприятие
- Восприятие осязанием, обонянием, вкусовыми качествами
- Слуховое восприятие
- Восприятие пространственных отношений
- Восприятие временных отношений
В результате коррекционной работы школьники должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны
- Узнавать предметы по заданным признакам
- Сравнивать предметы по внешним признакам
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений
- Давать полное описание объектов и явлений
- Ориентироваться в пространстве
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции
- Опосредовать свою деятельность речью
В ходе коррекционной работы на занятиях обеспечивались специально созданные условия: учитывались познавательный интерес, психофизические особенности ребенка, эмоциональное состояние. Так же использовались игровые моменты, наглядность, материал преподносился небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. Предусматривалось чередование различных видов деятельности на одном занятии для повышения интереса и мотивации учащихся.
Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:
- игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
- игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Готовность педагога к проведению игры.
Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:
- определение места игры в системе коррекционно-развивающей работы;
- четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;
- владение методикой проведения игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
а) направленность на решение поставленных задач;
б) доскональное знание содержания игры;
в) правильный выбор приемов руководства деятельностью детей в процессе игры;
г) выбор и подготовка материала для игры;
д) выбор места для игры;
е) поощрение достижений детей;
ж) способность к рефлексии собственной деятельности по проведению игр и самосовершенствованию.
Выводы: Учитывая психофизические особенности своих воспитанников, занятия и внеклассные мероприятия проводятся в игровой форме, используя различные дидактические игры, игровые упражнения, пальчиковые, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир и, безусловно, будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование дидактических игр как одно из средств по коррекции на уроках по развитию речи в подготовительном классе для детей с умеренной умственной отсталостью"
Презентация по использованию дидактического материала с детьми с ОВЗ...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Урок построен в игровой форме. Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."
Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью...
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью
Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...
Методика диагностики сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной умственной отсталостью
Данная методика разработана для для изучения особенностей состояния простейших сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной а...
Открытый урок по формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР «Путешествие в страну Математики»
Открытый урокпо формированию математических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР«Путешествие в страну Математики»Це...