Диагностическое обследование уровня сформированности сенсорных процессов для обучающихся по АООП (вариант 2)
материал

При переходе на ФГОС появились новые учебные предметы, коррекционные курсы. Один из новых курсов, который я преподаю это «Сенсорное развитие». По данному курсу нужно было разрабатывать диагностику уровня сенсорного развития, составлять рабочие программы, календарно-тематическое планирование. Эти вопросы были для меня актуальны и значимы. Особенно значим данный курс для детей с интеллектуальными нарушениями, где сенсорные процессы являются основой для всестороннего развития ребенка. Именно от уровня сенсорного развития зависит успешность обучения и социализация детей с интеллектуальными нарушениями. При разработке диагностики, опиралась на диагностическое обследование уровня формирования психомоторных процессов Н.И. Озерецкого, М.О.  Гуревича. В диагностике оцениваю разделы сенсорного развития. В каждом разделе представлен комплекс заданий, который необходимо выполнить ребенку. Задания оцениваются по бальной системе, далее подсчитывается общее количество баллов и выявляется уровень сенсорного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_obsledovanie.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследования уровня сформированности сенсорных процессов у обучающихся по АООП (вариант 2)

При разработке диагностики, опиралась на диагностическое обследование уровня формирования психомоторных процессов Н. И. Озерецкого, М. О.  Гуревича.

        В диагностике оцениваю разделы сенсорного развития. В каждом разделе представлен комплекс заданий, который необходимо выполнить ребенку. Задания оцениваются по бальной системе, далее подсчитывается общее количество баллов и выявляется уровень сенсорного развития.

Диагностическое обследование включает следующие разделы:

  1. Зрительное восприятие;
  2. Слуховое восприятие;
  3. Кинестетическое восприятие;
  4. Восприятие запаха;
  5. Восприятие вкуса

В диагностическом обследовании по трех бальной системе оценивается уровень сформированности моторных и сенсорных процессов:

46 – 51 б. (67%-100%) - высокий уровень сформированности сенсорных процессов;

26 – 45 б. (34%- 66%) - средний уровень сформированности сенсорных процессов;

0 – 25 б. (0%-33%) - низкий уровень сформированности моторных и сенсорных процессов.

Для каждого раздела предусмотрены диагностические задания. Задания разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

  1. Зрительное восприятие
  1. Фиксация взгляда на лице человека

Оценка результатов:

0 баллов – ребенок не удерживает взгляд на лице человека;

1 балл – ребенок удерживает взгляд на лице человека до 3 секунд;

2 балла – ребенок удерживает  взгляд на лице человека 3 секунды;

3 балла – ребенок  удерживает  взгляд на лице человека более 3 секунд;

  1. Фиксация взгляда на неподвижном предмете

Оценка результатов:

0 баллов – ребенок не удерживает взгляд на неподвижном предмете;

1 балл – ребенок удерживает взгляд на неподвижном предмете до 3 секунд;

2 балла – ребенок удерживает  взгляд на неподвижном предмете 3 секунды;

3 балла – ребенок  удерживает  взгляд на неподвижном предмете более 3 секунд;

  1. Дифференциация предметов по цвету

 Перед ребенком раскладываются  2-3 пары разных по цвету предметных изображений. Необходимо найти одинаковые предметы по цвету.

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

  1. Узнавание (различие) цвета объектов

Ребенку предлагается назвать  цвет предмета (не говорящему показать заданный цвет предмета) из одинаковых предметных изображений  разного цвета (основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий)

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

  1. Дифференциация геометрических фигур

Перед ребенком раскладывается набор из геометрических фигур одинаковых по цвету и размеру. Необходимо найти одинаковые фигуры.

Ребенку показывают круг и  дают инструкцию: «Это круг, найди еще круг». Ребенок среди набора геометрических фигур ищет круг. Также с другими фигурами: квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

  1.  Различие предметов по величине

Ребенку предлагается назвать (показать)  заданную величину двух предметов разных по величине.

         - «Посмотри это медведи! Это какой медведь по размеру?»

        - «Покажи где большой медведь?» - для не говорящего ребенка.

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

  1. Узнавание предметных изображений (до 5 предметов)

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

  1. Подобрать часть к целому

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

2.Слуховое восприятие

2.1. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Оценка результатов:

0 баллов – ребенок не проявляет интерес к  источнику звука, не пытается до него дотянуться рукой;

1 балл – ребенок проявляет интерес к источнику звука, прислушивается, но не пытается найти взглядом звучащий предмет и дотянуться рукой;

2 балла – ребенок проявляет интерес к источнику звука, прислушивается, наблюдает за перемещающимся  звучащим предметом, но не пытается до него дотянуться  рукой;

3 балла – ребенок проявляет интерес к источнику звука, прислушивается, наблюдает за перемещающимся  звучащим предметом, пытается дотянуться до него рукой;

2.2. Соотнесение звука с его источником

Ребенку предъявляется 3 – 4 знакомых звука (бытовые звуки, звуки животных и т.д.). Ребенку необходимо назвать источник звука, не говорящий ребенок показывает соответствующее изображение источника звука.

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

2.3. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

Ребенку предъявляется два внешне одинаковых набора звучащих объектов. Педагог демонстрирует ребенку звук одного объекта, ребенку необходимо выбрать объект с таким же звучанием.

 

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

3. Кинестетическое восприятие

3.1. Реакция на прикосновение человека

Оценка результатов:

0 баллов – негативная эмоциональная реакция (отдергивает руку, вздрагивает, капризничает, отталкивает);

1 балл – реакция отсутствует;

2 балла – положительная эмоциональная реакция (подставляет руку, улыбается и т.д.);

        3.2. Узнавание знакомых предметов на ощупь

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

3.3. Нахождение одинаковых на ощупь предметов

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

4. Восприятие запаха

4.1. Реакция на запахи

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – реакция отсутствует;

2 балла – адекватная реакция, проявляет интерес к запаху;

        4.2. Узнавание объектов по запаху

Ребенку предлагается исследовать запах (до трех предметов) и определить к какому предмету относится данный запах.

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

5. Восприятие вкуса

5.1. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам

Оценка результатов:

0 баллов – отказ от выполнения задания, инструкцию не понимает;

1 балл – реакция отсутствует;

2 балла – адекватная реакция, проявляет интерес к вкусу продукта;

        5.2. Узнавание продуктов по вкусу

1 балл – инструкцию не понимает, задание выполняет при помощи педагога или по подражанию;

2 балла – инструкцию понимает, выполняет задание сам, допускает ошибки;

3 балла – инструкцию понимает, самостоятельно выполняет задания без ошибок

Результаты обследования:

        Подсчитывается общее количество баллов за каждый раздел и все разделы:

Максимальное количество баллов за каждый раздел

Наименование раздела

Максимальное количество баллов

1

Зрительное восприятие

24

2

Слуховое восприятие

9

3

Кинестетическое восприятие

8

4

Восприятие запаха

5

5

Восприятие вкуса

5

Общее количество баллов

51

        

Карта обследования уровня сформированности сенсорных процессов

Ф.И.____________________________Возраст__________Класс_____________

Название раздела

Балл за подраздел

Общий балл за раздел

н.г.

с.г.

к.г.

  н.г.

к.г.

1.

Зрительное восприятие

1.1.

Фиксация взгляда на лице человека (от 3 сек)

1.2.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете (от 3 сек)

1.3.

Дифференциация предметов по цвету

1.4.

Узнавание (различие) цвета объектов

1.5.

Дифференциация геометрических фигур

1.6.

Различие предметов по величине

1.7.

Узнавание предметных изображений (до 5 предметов)

1.8.

Подобрать часть к целому

2.

Слуховое восприятие

2.1.

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука(от3 с)

2.2.

Соотнесение звука с его источником

2.3.

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

3.

Кинестетическое восприятие

3.1.

Реакция на прикосновения человека

3.2.

Узнавание знакомых предметов на ощупь

3.3.

Нахождение одинаковых на ощупь предметов

4.

Восприятие запаха

4.1.

Реакция на запахи

4.2.

Узнавание (различие) объектов по запаху (до 3 предметов)

5.

Восприятие вкуса

5.1.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам

5.2.

Узнавание (различие) продуктов по вкусу

Общее количество баллов за разделы

Степень сформированности  сенсорных процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихсяспециальных (коррекционных) школ VIII вида....

Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать  об уровне с...

Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий учащегося (ейся) начальной школы ( разработка)

Диагностические карты уровня сформированности  универсальных учебных действий( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)  учащегося (ейся) начальной школы...

Альбом логопедического обследования уровня сформированности грамматического строя речи

В данном альбоме представлен наглядный материал для изучения уровня сформированности грамматического строя речи умственно отяталых младших школьников....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР

Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...