Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logoritmike.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АРТУРА РИШАТОВИЧА КУРБАНГАЛЕЕВА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №7
им.Героя России А.Р.Курбангалеева»
_____________/Некрутова И.В./ .
Приказ № ______________
«_____»___________________2015 г.
Программа коррекционного курса
для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
«Логопедическая ритмика»
1 класс
г. Усть - Катав
2015 г.
Пояснительная записка
За последние годы отмечается значительный рост количества детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Среди них большую группу составляют дети, имеющие недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизартрией, заиканием, афазией, ринолалией, ЗПР. Большое внимание в работе с такими детьми необходимо уделять коррекционной работе. Коррекционная направленность должна осуществляться на всех предметах.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
- коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
- познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
При нарушениях речи, как правило, имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.
В данном контексте значимость коррекционной работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, имеющим тяжелые нарушения речи, трудно переоценить.
Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Данная программа рассчитана на обучающихся 1 класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России Артура Ришатовича Курбангалеева» с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), имеющих рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) об обучении и воспитании по адаптированной образовательной программе начального общего образования в соответствии с модельным ОБУП С(К)ОУ V вида.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
Преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Задачи коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
-развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
-развитие дыхания и голоса;
-развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;
-воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;
-воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);
-коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
Обучающиеся должны знать и уметь:
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- расширить лексический запас;
- развить слуховую память и внимание;
- совершенствовать фонематическое восприятие, дикцию, темп речи.
Ожидаемые результаты
- исправление и смягчение дефектов речи детей;
- улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
- усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
- увеличение количества энграмм, появление потребности в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».
Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
В логоритмическом воздействии выделяются два основных направления работы:
- развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);
- развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).
Развитие и коррекция неречевых процессов
Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты). Развитие слухового восприятия как основы формирования фонематического восприятия.
Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.
Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.
Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.
Развитие чувства музыкального размера (метра). Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).
Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).
Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешанно-диафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания, подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двух-трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции), длительности.
Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся с ТНР.
Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой без труда различаются ритмические удары (акценты).
Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения.
Специфика содержания работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма речевой патологии.
Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками.
Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного).Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического строя речи.
Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик речевого дыхания, темпо-ритмической организации движений, звуковысотных, динамических изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации, устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение семантической стороны речи, лексического значения слов. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки.
Исходя из целей и реальных возможностей обучающихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
Направление работы на уроках | Группы речевых нарушений | Вид коррекционной работы |
Работа над дыханием Темп и ритм дыхания | - заикание - ринолалия - дизартрия - нарушения голоса - ДЦП | Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе. Упражнения без речи. |
Работа над оральным праксисом | - дислалия - ринолалия - дизартрия - афазия - алалия - заикание (если нарушено звукопроизношение) - ДЦП | Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка. Упражнения на основе точности, скорости общих движений рук, ног, головы. Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего массажа |
Работа над просодией речи | - дизартрия - заикание - ринолалия - нарушение голоса - ДЦП | Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На основе их воспитывать темп и ритм дыхания, выразительность голоса, что активизирует работу артикуляторного аппарата, речевого слуха. |
Работа над темпом и ритмом речи | - заикание - тахилалия - брадилалия - спотыкание в речи - афазия - дизартрия - ДЦП | Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи. ПРИМЕЧАНИЕ: При заикании учитывать личностные особенности, этап работы (шепотная, сопряженная, отраженная речь). При дизартрии учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и степень моторной и членораздельной речи, возраст. |
Развитие голоса | - дизартрия - ринолалия - нарушение голоса | Использовать ортофонические упражнения, направленные на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции. Сначала давать артикуляционную гимнастику, массаж, расслабление шеи. |
Развитие фонематического восприятия | - дизартрия - алалия | Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм). Улучшает различение звуков на слух, воспитывает ассоциации между звуком и мелодией. Дифференциации фонем способствует произнесение текста под музыку. |
Развитие звуковысотного слуха | При всех речевых дефектах | Пение песен с показом рукой направления мелодии, отстукивание ритма, темпа. |
Развитие координации между слухом и голосом | При всех речевых дефектах |
Количество часов: всего в год: 29 часов; в неделю: 1 час. Продолжительность занятия - 30 минут.
Структура занятий
Оптимальные результаты, как показывает практика, достигаются при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей примерной схеме (И. Скрыпник):
- ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
- упражнения для развития внимания;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения для развития чувства темпа и ритма;
- упражнения для развития координации слова с движением;
- слушание музыки;
- пение;
- упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
- упражнения для развития речевых и мимических движений;
- игра;
- заключительное упражнение на релаксацию.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:
- Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки.
Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.
Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть составляет 70-80% времени логоритмического занятия. В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
З. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега.
Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.
В заключении педагог даёт оценку работы детей на занятии.
Обследование состояния психомоторики детей
Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями проводятся учителем-логопедом в начале и по окончании коррекционного обучения на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного и индивидуального подхода, учёта личностных особенностей, состояния двигательной сферы и речевого нарушения ребёнка. Обследование проводится по следующим заданиям (по Г.А. Волковой):
- Исследование двигательной памяти и переключаемости движений.
Прием: повторять за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения. Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.
2. Исследование произвольного торможения движений. Приём: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
3. Исследование статической координации движений. Приём: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперёд. Время выполнения 5 секунд, по два раза для каждой ноги. Отметить: свободно удерживает позу или с напряжением, раскачивается ли из стороны в сторону, балансирует ли туловищем, руками, головой, сходит с места, касается пола другой ногой, открывает глаза.
4. Исследование внимания. Приём: проделать одновременно два движения одной
рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперёд. Каждой рукой выполнять движение по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения. Точность и плавность движений.
5. Исследование координации движений, переключаемости и их пространственной организации. Приёмы: ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх: левую ногу выставить вперёд па носок, руки на поясе. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола. Отметить: наличие (или отсутствие движения), выполнение с первого, второго, третьего раза, невыполнение задания.
6. Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приём: выполнить под счёт: пальцы сжать в кулак разжать (5-б раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь; попеременно соединять все пальцы рук, большим пальцем (игровое упражнение «Здравствуй, пальчик»). Отметить: плавное, чёткое и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений,
нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие леворукости.
7. Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ. Приём: вытянуть губы вперёд («трубочкой»), растянуть губы в «улыбке», поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз. Отметить: выполнение правильное, диапазон движений невелик, чрезмерное напряжение мышц.
8. Исследование объёма и качества движений мышц щёк. Приём: надуть левую щёку, надуть правую щёку, надуть обе щеки одновременно. Отметить: выполнение правильное, сильно напрягается противоположная щека, изолированное надувание одной щеки не удаётся.
9. Исследование подвижности языка. Показать язык. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Пощёлкать (поцокать) языком. Отметить: выполнение правильное, движения языка недостаточного диапазона, содружественные движения в мышцах, язык движется неуклюже, неточно, медленно.
10. Исследование произвольной мимической моторики. Приём: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб. Отметить: выполнение правильное, движения выполнить не удаётся.
11. Исследование слухового внимания. Приём: показать какой предмет прозвучал: барабан, маракасы, погремушка, металлофон. Отметить: ошибки в восприятия услышанного.
12. Исследование музыкального слуха. Приём: спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения). Отметить: музыкальный слух абсолютный, относительный, не развит.
13. Исследование динамического слуха. Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо-холодно»: например, педагог подаёт на инструменте сильный или слабый звук, ребёнок называет словом, как звучал инструмент: сильно или слабо. Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.
14. Исследование ритмического чувства. Используется приём «музыкальное эхо»: педагог ударяет в определённо ритме по ударному инструменту, например в бубен или треугольник, а ребёнок в этом же ритме должен точно повторить услышанное.
15. Исследование продолжительности и силы выдоха. Используется приём на сдувание с руки пушинки, ватки, кусочка бумаги. Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.
16. Исследование темпа. В течение определённого отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом (движения рук вперёд, вверх, в стороны, на пояс, опустить). Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
После обследования данные обследования по группе испытуемых заносятся в таблицу.
Показатели психомоторного развития обучающихся (начало/конец учебного года)
№ п/п | Ф.И. | класс | Параметры обследования | баллы | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||
Показатели оцениваются по следующей системе:
1 балл – плохое выполнение 2 балла – среднее (удовлетворительное) выполнение 3 балла – хорошее выполнение.
Максимальное количество баллов может составлять 48. Чем ближе показатели ребенка к данному результату, тем выше уровень его психомоторного развития.
Обследование должно быть проведено в начале – конце учебного года для сравнения показателей и установления эффективности и результативности проводимой работы.
Список дополнительной литературы
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 64 с.+ вкл. 8 с.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.- 376 с., ил.
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М.: Просвещение, 1985.
- Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей/ О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук.-М.: Просвещение, 2012.- 176 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
- Логопедия в школе: Практически опыт/ Л.А.Барсукова [и др.]; под ред. В.С.Кукушина.- Изд.3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.- 368 с.-(Педагогическое образование).
- Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум, 2005
- Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. Под редакцией профессора Пузанова Б. П. Москва, «Просвещение», 2003 год. Допущено учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика».
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями. | 1 | |
2 | У бабушки в деревне (овощи и фрукты). | 1 | |
3 | Сбор урожая. Огород на целый год. | 1 | |
4 | Путешествие в осенний лес. | 1 | |
5 | Золотая осень. | 1 | |
6 | Дикие животные наших лесов. | 1 | |
7 | На лесной полянке. | 1 | |
8 | Наши пернатые друзья. | 1 | |
9 | Почему улетают птицы? | 1 | |
10 | Волшебница зима. | 1 | |
11 | Зимние забавы | 1 | |
12 | Вот какой Снеговичок. | 1 | |
13 | Скоро Новый год. | 1 | |
14 | Сказка о Маше-растеряше (одежда). | 1 | |
15 | Встреча с Федорой (посуда). | 1 | |
16 | «А что у Вас?» (профессии). | 1 | |
Поездка по городу (транспорт). | 1 | ||
18 | Путешествие в Простоквашино (домашние животные). | 1 | |
19 | Почему грустит щенок? (домашние животные). | 1 | |
20 | Прогулка в зоопарк. | 1 | |
21 | Животные жарких стран. | 1 | |
22 | Весна, весна на улице! | 1 | |
23 | День космонавтики | 1 | |
24 | Весенний дождик. | 1 | |
25 | В царстве Нептуна. | 1 | |
26 | Волшебный мир цветов. | 1 | |
27 | Чудо на ладошке (насекомые). | 1 | |
28 | Здравствуй, лето! | 1 | |
29 | Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...
Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)
Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: вниман...
Программа коррекционного курса для обучающихся 1кл. (обучение по программе 7 вида)
Данна программа была разработана и апробирована при работе с детьми 1 класса, обучающихся по программе 7 вида (дети с ЗПР). Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся&ra...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)Пояснительная запискаАдаптированная основная общеобразова...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения)
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения) (УМК "Школа Р...
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»
В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...