Программа коррекционного курса для обучающихся 1кл. (обучение по программе 7 вида)
рабочая программа (1 класс)
Данна программа была разработана и апробирована при работе с детьми 1 класса, обучающихся по программе 7 вида (дети с ЗПР).
Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся» содержит в себе следующие блоки: "Сказки для адаптации", который способствуют лучшей адаптации первоклассников к школе; "Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, наглядно-образного мышления и восприятия", благодаря которому у первоклассников будут сформированы необходимые для успешного обучения умения и блок "Песочная терапия", способствующий развитию эмоциональной сферы детей и формированию начальных навыков релаксации. Деятельность, которая организуется на уроках носит учебный характер по содержанию, но является игровой по форме. На уроках применяется большое количество игр: "Пуговицы", "Сложи узор", "Найди выход в лабиринте", "Обводилки", "Найди отличия" и т.д. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krz_s_obuchayushchimisya_1_kl_programma_7_vida.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________________ Т.В. Дидич «___» _________________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от «___» _________________20___ г. №_____ |
Рабочая программа коррекционного курса
«Развитие познавательной сферы обучающихся»
1 класс
2017 - 2018 учебный год
Педагог-психолог: Удовенко Л.В.
Квалификационная категория: высшая категория
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № ____ от «____» _______________ 2017 г.
г. Советский
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников.» – М.: «Ось-89», 2006.Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением\автор-составитель Д.А. Глазунов. – 2-е издание, М.: Планета, 2011. – 240с., Программа «Учись учиться» Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. Е.В. Языканова М.: Чистые пруды, 2006.
Цель коррекционного курса: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи программы обучения:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия.
Краткие сведения о категории детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологи детского возраста. ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений.
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.
Индивидуальные особенности обучающихся:
- несформирована мотивационная готовность.
- отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности.
- несформированы структурные компоненты учебной деятельности;
- испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
- непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
- несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
Основные направления коррекционно-педагогической работ:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие двигательных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие познавательной сферы(внимание, восприятие, мышление, память, воображение).
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся» содержит в себе следующие блоки: "Сказки для адаптации", который способствуют лучшей адаптации первоклассников к школе; "Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, наглядно-образного мышления и восприятия", благодаря которому у первоклассников будут сформированы необходимые для успешного обучения умения и блок "Песочная терапия", способствующий развитию эмоциональной сферы детей и формированию начальных навыков релаксации. Деятельность, которая организуется на уроках носит учебный характер по содержанию, но является игровой по форме. На уроках применяется большое количество игр: "Пуговицы", "Сложи узор", "Найди выход в лабиринте", "Обводилки", "Найди отличия" и т.д. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка на уроке.
Место коррекционного курса в учебном плане
В 1-ом классе на коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся» отводится 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
Коррекционный курс способствует интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию учащихся. На уроках у детей развиваются недоформированные психические процессы, что позволит им с большей успешностью овладевать учебным материалом на уроках.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость , понимание и сопереживание чувствам других людей; адекватные представления о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; развитие моторики, ориентации в пространстве, свойств внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения; умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Содержание коррекционного курса
Сказки для адаптации (3ч.)
Знакомство с правилами школы вместе со сказочными героями "Лесных сказок": как необходимо вести себя на уроках; как строить взаимоотношения с учителем; в какие игры нужно играть на переменах, а в какие не стоит. Каждая сказка после прослушивания обсуждается, ребёнок выполняет иллюстрации в соответствии с тематикой урока.
Развитие мелкой моторики (4 ч.)
Как правильно обводить по точкам и линиям. Штриховки в различных направлениях и правила их выполнения. Правила раскрашивания рисунков карандашами. Работа с шнуровками и трафаретами. Как правильно держать ножницы и вырезать по имеющемуся контуру.
Развитие зрительно-моторной координации (7 ч.)
Развитие представлений о схеме тела. Развитие пространственного восприятия и умения ориентироваться в пространстве:«Права-лево, вверх-вниз».Ориентировка на листе бумаги « выше-ниже, левее-правее». Выполнение графических диктантов. Копирование фигур по клеточкам и точкам. Анализ фигуры и проговаривание поэтапной её прорисовки.
Развитие наглядно-образного мышления (10 ч.)
Игра "Пуговицы": воспроизведение образца, выполнение заданий по устной и письменной инструкции, самостоятельное составление устной и простой письменной инструкции. Закономерности: продолжение и самостоятельное их составление. Простые лабиринты: поиск выхода.
Развитие восприятия (4ч.)
Игра "Сложи узор" (с использованием 4-х кубиков): выкладывание по образцу, по памяти и по собственному представлению.
Песочная терапия (3ч.)
Работа с песочным столом. Правила работы с песочным столом . Упражнения: "Прятки", "Отпечатки", "Песочный дождик", "Тематический мир".
Диагностика (2ч.)
Диагностика интеллектуального развития: детский вариант Амтхауэра, методика Равена, методика "10 слов", методика Тулуз-Пьерона.
Диагностика эмоционально-волевой сферы: методика Люшера, методика "Домики", тест Темпл-Дорки-Амена, КРС.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Основные виды учебной | Коррекционно-развивающая направленность |
1. | Сказки для адаптации. | 3ч. | Выполнять правила поведения в школе. Называть качества хорошего ученика. Отвечать на вопросы после прочтения сказки. Высказывать своё мнение по поводу прочитанного. | Развитие коммуникативных навыков. Развитие творческих способностей. |
2. | Развитие мелкой моторики. | 4 ч. | Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: обводить и вырезать фигуры по контуру, штриховать в разных направлениях, рисовать фигуры по точкам, штриховать фигуры. Продолжать заданные закономерности по клеточкам. | Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие умения ориентироваться по клеткам. |
3. | Развитие зрительно-моторной координации. | 7 ч. | Ориентироваться в пространстве тела, листа бумаги. Копировать фигуры по точкам, клеточкам. Выполнять графические диктанты по устной и письменной инструкции. Сравнивать фигуры. Дорисовывать фигуры по образцу. | Развитие зрительного восприятия. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики. |
4. | Развитие наглядно-образного мышления. | 10ч. | Ориентироваться на листе бумаги. Анализировать образец. Выкладывать фигуры по устной и письменной инструкции взрослого. Составлять устную и письменную инструкцию. Продолжать заданные простые закономерности. Придумывать закономерности, используя разноцветные геометрические фигуры. Находить "лишние" фигуры . | Формирование умения действовать по инструкции. Развитие восприятия, внимания, памяти. Развитие знаково-символической функции. Развитие коммуникативных навыков. |
5. | Развитие восприятия. | 4ч. | Анализировать образец. Выполнять действия по зрительному образцу. Выкладывать фигуры по устной инструкции. | Формирование умения действовать по инструкции. Развитие коммуникативных навыков. Развитие зрительного анализа. Развитие мелкой моторики. |
6. | Диагностика. | 2 ч. | Выполнять тестовые задания. Действовать по устной инструкции. | |
7. | Песочная терапия. | 3ч. | Знать правила работы с песком. Оценивать свои тактильные и зрительные ощущения. Снимать мышечное и эмоциональное напряжение при помощи песка и цвета. Рассказывать о своих ощущениях. | Развитие тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики. Развитие воображения. |
ИТОГО | 33 ч. |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- помещение для проведения занятий;
- наличие специализированных методических материалов, пособий;
- набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, цветная самоклеящаяся бумага и т.д.).
диагностический инструментарий.
-раздаточный материал: комплекты для игры "Пуговицы", кубики Кооса и задания к ним, геометрический материал
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением\автор-составитель Д.А. Глазунов. – 2-е издание, М.: Планета, 2011. – 240с.,
- Программа «Учись учиться» Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. Е.В. Языканова М.: Чистые пруды, 2006.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Название темы | Дата | |
по плану | по факту | ||
Сказки для адаптации. "Создание Лесной школы", "Букет для учителя". | |||
Сказки для адаптации. "Смешные страхи". | |||
Сказки для адаптации. "Игры в школе", "Школьные правила" | |||
Развитие умения обводить фигуры по контуру. | |||
Развитие умения соединять точки, раскрашивать получившиеся фигуры. | |||
Штриховка. Правила. Виды. | |||
Вырезательный тренажёр. | |||
Копирование фигуры по клеточкам. | |||
Копирование точек. | |||
Графический диктант. | |||
Одинаковое - разное. | |||
Копирование фигуры по клеточкам. | |||
Графический диктант. | |||
Копирование фигуры. | |||
Игра "Пуговицы": повторение по образцу. | |||
Игра "Пуговицы": развитие внимательности. | |||
Выкладывание пуговиц по устной инструкции. | |||
Самостоятельное составление устной инструкции. | |||
Выкладывание пуговиц по письменной инструкции. | |||
Самостоятельное составление письменной инструкции. | |||
Закономерности. | |||
Составление простых закономерностей. | |||
Лабиринты. | |||
Развитие логической операции "Исключение лишнего". | |||
Игра "сложи узор". Выкладывание узоров по наглядному образцу (4 кубика) | |||
Выкладывание узора по устной инструкции (4 кубика) | |||
Выкладывание узора по наглядному образцу (4 кубика). | |||
Выкладывание узора по памяти (4 кубика). | |||
Диагностика интеллектуального развития. | |||
Диагностика эмоционально-личностной сферы. | |||
Песочная терапия. Знакомство с правилами работы с песочным столом. | |||
Песочная терапия. Упражнения "Прятки", "Дождик из песка" | |||
Песочная терапия. Упражнения "Отпечатки", "Тематический мир". | |||
ИТОГО | 33ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1
Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...
Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)
Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: вниман...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...