НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
статья по логопедии (1 класс) на тему
Учителю начальных классов часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи. В связи с этим проведение бинарных уроков по обучению грамоте с участием учителя-логопеда является актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы реализации межпредметных связей на уроках обучения грамоте
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности.
Отзвенел первый звонок, и первоклассники торжественно расселись за парты, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим?
Один ученик без особого труда, словно играючи, осваивает искусство письма, а у другого, как он ни старается, дело не движется: противные палочки не желают выстраиваться в ряд, крючки падают со строчек, а уж когда дело доходит до букв и первых слов… Далее все происходит по известному сценарию: «лодырь», «бездельник», «двоечник», на лицо синдром школьной не успешности.
Но всегда ли это так?
Современному учителю, знакомы такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, гиперактивность, синдром дефицита внимания, дети с церебрально - органическим генезом, с общим недоразвитием речи различной степени, фонетико-фонематическим недоразвитием, нейро-сенсорной тугоухостью 3 степени, ЗПР и т.д.
Нарушения речи могут возникать по разным причинам, но чаще всего это патология беременности и родов у матери, наследственность, травмы, тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Очень большое, а иногда и решающее значение в развитие речи ребенка имеют
К сожалению, в последнее время можно констатировать значительный рост числа таких детей в массовой школе. Учителя начальных классов по опыту знают, что в 1классе может быть большой процент (более 40%) учеников, имеющих различные нарушения речи.
Наша школа не является исключением. С каждым годом количество первоклассников с нарушением речи увеличивается. По данным 2007-08 уч.г. среди первоклассников было выявлено 12 учеников с речевыми нарушениями; в последующие годы 17, 24, 28 детей; на 2011-12 учебный год обследование выявило 37 детей имеющих те или иные проблемы в развитие речи.
Трудности у учащихся данной категории появляются уже на раннем этапе обучения грамоте, т.к. у многих из них не сформированы предпосылки к овладению письменной речью. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Кроме того, дети-логопаты характеризуются бедностью словаря. Для обычного ученика норма словарного запаса составляет примерно 5 тысяч слов, а у детей- логопатов этот показатель значительно ниже (в районе 2 тысяч). Такие ученики испытывают трудности в чтении, не понимают смысла прочитанного (семантическая дислексия). У ученика возникают проблемы с другими предметами, т.к. умения, связанные с овладением чтением и письмом, только став прочными навыками, обеспечат дальнейшее успешное обучение всем предметам.
Учителю начальных классов, которому в своей работе часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи, традиционных методов воздействия становится недостаточно. В связи с этим актуальность приобретает проведение бинарных уроков с участием учителя и логопеда, способствующих созданию системы работы максимально направленной на формирование речи учащихся.
Это становится возможным, т.к. у учителя начальных классов и учителя-логопеда есть общие цели:
обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению; развивать внимание, память, мышление ребенка; развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т.д.; воспитывать ребенка в процессе обучения.
Хочется также отметить, что процесс интеграции требует выполнения определенных условий: объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. Совместные уроки по обучению грамоте и чтению совместно проводимые учителем начальных классов и логопедом полностью соответствуют данным условиям.
Бинарный урок (совмещенный) – особый тип урочной формы проведения образовательного процесса и реализации меж предметных связей, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса. Это творчество двух педагогов, это изучение некой проблемы на стыке двух наук – что всегда интересно. Такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию у учащихся. А не это ли главное – заинтересовать школьников, спровоцировать их интерес к знаниям?
Бинарные уроки проводятся давно, хотя довольно редко в практике работы школ, т.к. сопровождаются определенными трудностями: их трудно состыковать с учебной программой, возникают сложности с расписанием, уроки такого типа требуют тщательной многоэтапной подготовки, а соответственно и больших затрат времени.
Первым этапом работы можно считать экспресс-диагностику, которую проводит логопед в начале учебного года. Целью этого этапа является выявление детей с нарушениями речи. Если количество детей с речевыми проблемами составляет около 40% от количества детей в классе, то совместная работа логопеда и учителя в до букварный и букварный периоды является целесообразной.
В процессе календарно-тематического планирования, определяется количество и тематика уроков. Выбор основывается на результатах анализа нарушений речи детей данного класса (наиболее проблемные звуки, лексические и грамматические темы).
Далее определяются тип, форма и методы урока. Работа над содержанием заданий – этап самостоятельного творчества, каждый педагог сам подбирает материал по своему направлению.
Анализируя материал, учитель и логопед стремятся так построить ход урока, чтобы все элементы занятия (задания с коррекционной и развивающей направленностью) соответствовали его содержанию и непосредственно входили в общий сценарий занятия.
Цель этого этапа – создать целостную ткань занятия без четких границ между интегрируемыми частями.
Далее этап репетиций. На этом этапе оттачивается сценарий: кто начинает урок, кто проводит разминки, кто включает музыку, кто что говорит и где стоит, т.е. отрабатываются все мизансцены. Делается хронометраж, который поможет уложиться во временные рамки каждого этапа и занятия в целом.
Следующим этапом является проведение самого урока, цель которого: практическое овладение детьми правильной устной и письменной речью. В процессе обучения грамоте основополагающим является анализ звучащей речи, поэтому важнейшими задачами можно считать - овладение звуками родного языка, развитие фонематического слуха. Без этого невозможно безошибочно соотносить звуки с соответствующими буквами речи и наоборот. На уроках букварного периода ребенку необходимо уже не только слышать, правильно произносить и осуществлять фонематический анализ, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов. Такая аналитическая работа вдвойне сложна ребенку с нарушениями речи. Задача учителя-логопеда – создать с помощью логопедических приемов и упражнений условия для развития речи детей, которые наиболее эффективно помогут им преодолеть недостатки речи и станут предпосылками для ее успешного развития.
В ходе урока предусмотрены две физминутки, в одну из которых, в качестве эксперимента, дополнительно к традиционным дыхательным, артикуляционным упражнениям мы ввели оздоровительную дыхательную гимнастику с использованием технологии БОС. Проведение тренингов во время урока, дает возможность охватить большее количество детей, т.к. данный метод направлен на оказание общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм ребенка. Оздоровительная гимнастика органично вводится в структуру урока в соответствие с его содержанием. Она становится не только элементом урока, призванным настроить артикуляционный аппарат на дальнейшую работу, но и дает большую эмоциональную разрядку.
После занятия совместно учителем и логопедом проводится анализ урока. Надо учесть все достоинства и недостатки занятия, обсудить свои наблюдения, уточнить, у кого из детей задания данного урока вызвали наибольшие затруднения, подобрать для этой категории детей соответствующие домашние, дополнительные задания, скоординировать дальнейшую работу учителя и логопеда с детьми-логопатами. Анализ работы позволяет нам говорить об уменьшении количества дисграфиков в данных классах. Работа велась в 1-ых-Б классах
2008-09 уч.г. 2009-10 уч.г.
2010-11 уч.г.
Преимущества проведения совместных уроков логопедом и учителем на раннем этапе обучения грамоте:
- с первых дней обучения обратить внимание учителя на детей с нарушениями речи
- проведение совместных уроков позволяет начать работу по развитию у учащихся правильного произношения, фонематического слуха, формированию навыка звукового анализа, тем самым уже на безбуквенной ступени осуществлять профилактику дисграфии параллельно с освоением грамоты;
- совместная работа позволяет осуществить индивидуальный подход и выработать единые требования к детям с недоразвитием речи, определить объем и дозирование работы, введение логопата во фронтальную работу на уроке;
- учитель-логопед имеет возможность наблюдать детей в процессе урока, что способствует более точной диагностике и позволяет сформировать логопедические группы не только по речевым нарушениям, но и с учетом уровня развития когнитивной и эмоциональной сферы этих детей;
- учитель-логопед, проводя урок совместно с учителем, имеет возможность защитить интересы детей-логопатов в части оценивания их знаний, так как очень часто ребенок не может правильно и вовремя ответить из-за недостатка речевых средств. Опираясь на рекомендации учителя-логопеда, учитель может выбрать правильные критерии оценки и выставить баллы в пользу ученика;
- работа учителя-логопеда направлена также на то, чтобы помочь детям с речевыми проблемами быстрее адаптироваться в школе. Такие уроки помогают создать положительный эмоциональный настрой и снизить психоэмоциональное напряжение у детей с речевыми нарушениями;
- трудности логопатов в учебном процессе очевидны. Первостепенной задачей является развитие учебных навыков и интереса к самому учебному процессу.
- Использование различных видов работы поддерживает познавательный интерес учащихся на высоком уровне, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;
- уроки такого типа снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет введения динамических упражнений, артикуляционной и мимической гимнастики, упражнений игрового характера, за счет переключений на разнообразные виды деятельности;
- совместные уроки помогают создать положительное впечатление от встречи с логопедом и способствуют развитию интереса к логопедическим занятиям;
- Сотрудничество логопеда и учителя помогает в ходе учебного процесса закреплять и совершенствовать речевые навыки и умения, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Учитель имеет возможность помочь ребенку в автоматизации поставленных звуков, подбирая (или используя рекомендованный логопедом) материал, с учетом структуры нарушения речи ребенка. Логопед через учителя осуществляет контроль над правильной речью детей и выработкой самоконтроля.
Литература:
Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока // журнал Методист №6 2003г. стр.52.
Журавлёва В. Два предмета на одном уроке // журнал Народное образование
№9-10 1994 стр.68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"
Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...
Урок Обучение грамоте. 1 класс. Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов в высказывании.
Урок-закрепление для 1 класса по теме: "Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов в высказывании"...
Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...
Конспект урока обучения грамоте "Связь слов в высказывании" (УМК "Эльконин-Давыдов" 1 кл.)
Цели деятельности учителя:формировать у учащихся знания о связи слов в высказывании; закрепить знания о содержании понятий “слово-предмет”, “слово-признак”, “слово-...
Тема: Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?...
«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».
В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....