Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Прилагается презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.38 КБ |
![]() | 490.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.
В прошлом году я начала работать в условиях реализации ФГОС в начальной школе. В 4-м классе я уже пробовала проводить уроки, используя системно-деятельностный подход. И все мы понимаем, что в 4-м классе это значительно легче сделать, чем в 1-м. Столкнувшись с проблемой построения урока в соответствии с новыми требованиями, я стала искать выход из сложившийся ситуации. Урок обучения грамоте надо было сделать интересным для детей. Чтобы дети не только слушали и усваивали материал,но и рассуждали сами. Но как это осуществить? Если материал действительно новый для детей, и их знаний недостаточно для того, чтобы строить рассуждения и делать выводы. В процессе работы над подготовкой уроков, систематизируя материал я спроектировала метод работы над буквой и звуком, который назвала «Весёлые человечки». Основу материала я нашла в журнале «Начальная школа», а элементы работы дополняла сама в процессе применения этого метода.
Слайд 1. В процессе изучения звуков мы с ребятами и родителями подготавливаем тетрадь, в которой нарисованы человечки в соответствии с ходом изучения букв в учебнике. Красный человечек – гласный звук, синий человечек – согласный звук. Когда дети уже могут разграничить гласный и согласный звук, то урок я начинаю с проблемного вопроса: «Дети, какой человечек придёт на урок?»
Дети должны ответить, прослушав ряд слов и вычленив наиболее часто повторяющийся звук.
Слайд 2. (Гласный – красный человечек) Читаем слоги, слушаем звучание, делаем вывод – поётся или нет. Звук согласный перед ним звучит твёрдо или нет и дети делают вывод, что звук [а] обозначает твёрдость согласного звука. Значит человечек – не улыбается. Буква А обозначает только гласный звук, значит ботиночки красные.
Слайд 3. Аналогичная работа – буква И и, звук [и]. Руки у гласных звуков подняты вверх, потому что они поют.
Слайд 4. Интересная работа проходит с йотированными звуками. Буква Ё ё есть, а звука нет [ё], перечёркнуто.
Работая со словом МЁД, делаем вывод, что буква Ё ё обозначает звук [о]. Согласный звучит мягко, человечек улыбается. Ботиночек красный, звук гласный.
Слайд 5. Рассматриваем 3 случая, когда ё даёт 2 звука . Звуки [й’о], анализируем [й’] звук согласный, мягкий, ботиночек зелёный, звук [о] – гласный, ботиночек красный.
Слайд 6. Следующий слайд обобщаем , когда Ё, ё обозачает два звука [й‘о], [о].
Слайд 7. Работа с согласными звуками проводим по следующей схеме: читаем слова, называем первый звук в каждом слове. Звук [г], буква Г г (Заглавная, строчная – даём характеристику буквы). Человечек синий, ручки вниз, не поёт – звук согласный.
Дети уже сами ставят вопросы:
- Какой ротик у человечка? (Синий кружочек)
- Какая шапочка? (Жёлтый кружочек)
- Какие ботиночки? (Зелёный кружочек)
Подписываем парные: [г] – [к].
Слайд 8. Аналогичная работа: буквы Ж ж, звук [ж], описание – с какими буквами дружит, тут же правило, если рядом змейка, то шипящий.
Слайды 9-13. Следующие слайды говорю только разницу
[Х], [щ] – глухой, шапка – цилиндр, [й] [х] – нет пары.
Слайд 14-15. Твёрдый и мягкий знаки – чёрный, нет звука, ручки в стороны.
Эта работа очень нравится детям, они активные участники образовательного процесса.
Всё, что происходит на слайде, дети переносят в свою тетрадь. Такие тетради помогают ребёнку на протяжении всего обучения в начальной школе, к ним обращаются не только дети, но и родители, если характеристика звука уже подзабыта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А а С А В А П А К А
И и С И В И П И К И и в а
Ё ё [ О ] м ё д
Ё ё ё ж и к [ Й ’ ] [ О ] п о ё м л ь ё т
Ё ё м ё д [ О ] ё ж и к [ Й ’ О ]
Г г г р и б г и р я г к
ЖИ ШИ Ж У К Ж И Л И Ж ж Ж Ш
Й О Д Й О Г У рТ Й й
Х О Р Х И Т Р Ы Й Х х
Щ щ ч а щ а Щ Н ЩЬН ЩУ ЩА щ у к а
Ф О Н Ф И Л И Н Ф ф в ф
Ц ц ц и рк ц е н а
Ъ п о д ъ е зд о б ъ ё м
Ь с е м ь я т е н ь к о н ь к и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-523310-1446030901.jpg)
Презентация на тему : " Формирование УУД на уроках обучения грамоте в начальной школе".
Данную презентацию можно испольвавть в соей педагогической практике....
Тренажер для знакомства с новым звуком и буквой на уроках обучения грамоте
Данная разработка для всех типов электронных досок, дает возможность наглядно, интересно и доступно знакомить детей с характеристикой каждого звука. Изображение Звуковичка является неподвижным, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-791601-1463511525.jpg)
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-759602-1611637591.jpg)
Конспект урока обучения грамоте (УМК "Начальная школа 21 века")
Конспект урока обучения грамоте (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендован педагогам начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-846120-1478539957.jpg)
Строчная буква ч. Урок обучения грамоте (письмо). Программа "Школа России" 1 класс
Материал содержит презентацию и технологическую карту урока на тему "Строчная буква ч"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1177256-1571425566.jpg)
Статья «Особенности структуры урока русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС"
До недавнего времени Россия была самой читающей страной, но времена меняются. В век компьютеризации книги отошли на второй план, и научить детей правильно излагать свои мысли, грамотно писать- это то,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-567940-1580548860.jpg)
Статья «Особенности структуры урока русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебн...