Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Дергачева Ирина Анатольевна

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

В прошлом году я начала работать в условиях реализации ФГОС в начальной школе. В 4-м классе я уже пробовала проводить уроки, используя системно-деятельностный подход. И все мы понимаем, что в 4-м классе это значительно легче сделать, чем в 1-м. Столкнувшись с проблемой построения урока в соответствии с новыми требованиями, я стала искать выход из сложившийся ситуации. Урок обучения грамоте надо было сделать интересным для детей. Чтобы дети не только слушали и усваивали материал,но и рассуждали сами. Но как это осуществить? Если материал действительно новый для детей, и их знаний недостаточно для того, чтобы строить рассуждения и делать выводы. В процессе работы над подготовкой уроков, систематизируя материал я спроектировала метод работы над буквой и звуком,  который назвала «Весёлые человечки». Основу материала я нашла в журнале «Начальная школа», а элементы работы дополняла сама в процессе применения этого метода.

Слайд 1. В процессе изучения звуков мы с ребятами и родителями подготавливаем тетрадь, в которой нарисованы человечки в соответствии с ходом изучения букв в учебнике. Красный человечек – гласный звук, синий человечек – согласный звук. Когда дети уже могут разграничить гласный и согласный звук, то урок я начинаю с проблемного вопроса: «Дети, какой человечек придёт на урок?»

Дети должны ответить, прослушав ряд слов и вычленив наиболее часто повторяющийся звук.

Слайд 2. (Гласный – красный человечек)  Читаем слоги, слушаем звучание, делаем вывод – поётся или нет. Звук согласный перед ним звучит твёрдо или нет и дети делают вывод, что звук [а] обозначает твёрдость согласного звука. Значит человечек – не улыбается. Буква А обозначает только гласный звук, значит ботиночки красные.

Слайд 3. Аналогичная работа – буква И и, звук [и]. Руки у гласных звуков подняты вверх, потому что они поют.

Слайд 4. Интересная работа проходит с йотированными звуками. Буква Ё ё есть, а звука нет [ё], перечёркнуто.

Работая со словом МЁД, делаем вывод, что буква Ё ё обозначает звук [о]. Согласный звучит мягко, человечек улыбается. Ботиночек красный, звук гласный.

Слайд 5. Рассматриваем 3 случая, когда ё даёт 2 звука  . Звуки [й’о], анализируем [й’] звук согласный, мягкий, ботиночек зелёный, звук [о] – гласный, ботиночек красный.

Слайд 6. Следующий слайд обобщаем  , когда Ё, ё обозачает два звука [й‘о], [о].

Слайд 7. Работа с согласными звуками проводим по следующей схеме: читаем слова,  называем первый звук в каждом слове. Звук [г], буква Г г (Заглавная, строчная – даём характеристику буквы). Человечек синий, ручки вниз, не поёт – звук согласный.

Дети уже сами ставят вопросы:

  1. Какой ротик у человечка? (Синий кружочек)
  2. Какая шапочка? (Жёлтый кружочек)
  3. Какие ботиночки? (Зелёный кружочек)

Подписываем парные: [г] – [к].

Слайд 8. Аналогичная работа: буквы Ж ж, звук [ж], описание – с какими буквами дружит, тут же правило, если рядом змейка, то шипящий.

Слайды 9-13. Следующие слайды говорю только разницу

[Х], [щ] – глухой, шапка – цилиндр, [й] [х] – нет пары.

Слайд 14-15. Твёрдый и мягкий знаки – чёрный, нет звука, ручки в стороны.

Эта работа очень нравится детям, они активные участники образовательного процесса.

Всё, что происходит на слайде, дети переносят в свою тетрадь. Такие тетради помогают ребёнку на протяжении всего обучения в начальной школе, к ним обращаются не только дети, но и родители, если характеристика звука уже подзабыта.  

           

                                         И.А.Дергачева,  учитель  начальных  МКОУ « СОШ №2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа со звуком.

Слайд 2

А а С А В А П А К А

Слайд 3

И и С И В И П И К И и в а

Слайд 4

Ё ё [ О ] м ё д

Слайд 5

Ё ё ё ж и к [ Й ’ ] [ О ] п о ё м л ь ё т

Слайд 6

Ё ё м ё д [ О ] ё ж и к [ Й ’ О ]

Слайд 7

Г г г р и б г и р я г к

Слайд 8

ЖИ ШИ Ж У К Ж И Л И Ж ж Ж Ш

Слайд 9

Й О Д Й О Г У рТ Й й

Слайд 10

Х О Р Х И Т Р Ы Й Х х

Слайд 11

Щ щ ч а щ а Щ Н ЩЬН ЩУ ЩА щ у к а

Слайд 12

Ф О Н Ф И Л И Н Ф ф в ф

Слайд 13

Ц ц ц и рк ц е н а

Слайд 14

Ъ п о д ъ е зд о б ъ ё м

Слайд 15

Ь с е м ь я т е н ь к о н ь к и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по программе "Школа России". «Звуки [п] [п‘]. Буква Пп»

Урок обучения грамоте в 1 классе  по теме «Звуки [п][п‘]. Буква Пп» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ....

Презентация на тему : " Формирование УУД на уроках обучения грамоте в начальной школе".

Данную презентацию можно испольвавть в соей педагогической практике....

Тренажер для знакомства с новым звуком и буквой на уроках обучения грамоте

Данная разработка для всех типов электронных досок,  дает возможность наглядно, интересно и доступно знакомить детей с характеристикой каждого звука. Изображение Звуковичка является неподвижным, ...

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...

Конспект урока обучения грамоте (УМК "Начальная школа 21 века")

Конспект урока обучения грамоте (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендован педагогам начальных классов....

Строчная буква ч. Урок обучения грамоте (письмо). Программа "Школа России" 1 класс

Материал содержит презентацию  и технологическую карту урока на тему "Строчная буква ч"...