Логопедическое занятие с учащимися первых классов.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

Дидактическая игра: «Поле чудес».Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков и букв р – л».

 Цель: : Упражнять в автоматизации, дифференциации изученных звуков «р» - «л», «рь» - «ль»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes.doc668 КБ

Предварительный просмотр:

Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – логопед МАОУ СОШ № 2, г. Покачи, ХМАО - Югра                                                                                                                                                                        

Логопедическое занятие с учащимися первых классов.

Дидактическая игра: «Поле чудес».

Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков и букв р – л».

Цель: : Упражнять в автоматизации, дифференциации изученных звуков «р» - «л», «рь» - «ль»

Задачи:

1.Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме образования звуков и их акустических особенностях;
  • закрепление и расширение словаря по обобщению понятий: цветы, деревья, транспорт ,одежда, мебель, птицы, посуда, животные, овощи, грибы, фрукты.
  • развитие грамматического строя речи и чувства, правильно согласовывать числительное с существительными различной родовой принадлежности.

2. Коррекционные:

  • автоматизация и дифференциация звуков «р- л», « рь – ль» в словах,  словосочетаниях и предложениях;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие звуко – буквенного и слогового анализа в словах – отгадках;
  • развитие мелкой моторики, памяти, мышления, восприятия, тактильных и кинестетических ощущений.

3. Воспитательные;

  • воспитание наблюдательности, усидчивости, самоконтроля, волевых качеств;
  • всестороннее воспитание личности ребенка.

Оборудование:

  • игровое поле ( приложение1)
  • компьютер;
  •  мультимедийная презентация,
  • призы,
  • разноцветные геометрические фигуры для подсчета очков;
  • волшебный мешочек с буквами р и л .

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Приветствие гостей.

-Сегодня на нашей игре будут присутствовать гости, они будут нашими болельщиками.

Дети в ладоши отхлопывают слово: здравствуйте.

- А сейчас поприветствуем наши пальчики ( развитие мелкой моторики).

Дети проговаривают вместе с логопедом стихотворение.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую.

2 Объявление темы.

В мешочке у логопеда находятся буквы. Участник на ощупь узнает буквы и объявляет всем играющим, с какими звуками  будут разгадывать слова.

1 тур игры

Устанавливается очередность по считалке. Ребенок по считалочке определяет, кто вращает барабан.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека- цап.

В игре участвуют от 3 – 5 учеников , количество туров определяется от количества участников. Например : ребенку выпадает 6- сектор.

Логопед: Что на твоем секторе?

Ребенок : называет все картинки ( снегирь, голубь, ласточка, сорока, курица, воробей).

- Как можно назвать одним словом?

Это птицы.

Логопед: назови домашних птиц.

-Каких,  вы еще знаете домашних птиц?( дети называют).

-Сколько всего птиц?

Ребенок: шесть

Логопед:

- Какой твой сектор по счету?

Ребенок: шестой.

Логопед: Назови соседние сектора.

Ребенок: пятый и седьмой.

     Задание: тебе выпал шестой сектор и на табло шесть букв , для тебя такое задание

     Разгадать ребус (сорока )

Ребенок получает  геометрическую  фигуру за правильный ответ. Если выпадает сектор «Приз», ребенок получает приз и продолжает игру.

Аналогично проходит работа, если выпал другой сектор ( на каждом секторе разные лексические темы и количество картинок).

2 тур игры

     Следующий по очереди  ребенок вращает барабан ( например выпал сектор с животными )

Логопед: Сколько точек на табло?

Ребенок: пять

Логопед: предлагаю отгадать загадку.

Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям, а не птица.

     Ребенок: белка.( если ребенок затрудняется, предлагаю перечислить всех животных, которые расположены на секторе)

   Ребенок: белка ( за отгаданную загадку ребенок получает геометрическую фигуру)

Ребенок выходит к доске и записывает слово.

Логопед: Разделим это слово на части – слоги ( подключая тактильные и слуховые анализаторы).

Логопед: Сколько слогов в слове? Какой первый слог? Сколько звуков в первом слоге? Какой второй слог? Сколько во втором слоге слышим звуков? Назвать гласные звуки, согласные.

- На каком месте стоит звук «Л»?

- Как произносим звук «Л» твердо или мягко?

- Придумать предложение со словом белка.

Ребенок У белки маленькие бельчата.

Далее переход хода другому ученику ( можно по считалочке)

Рекламная пауза: Узнавание голосов птиц, животных, природы.

3 тур игры

     Следующий по очереди  ребенок вращает барабан ( например выпал сектор по теме: « Посуда»)

Логопед: Сколько точек на табло?

Ребенок: восемь

- Какой по счету сектор выпал тебе?( восьмой)

Логопед: предлагаю отгадать изограф.

- Какие  буквы ты нашел на изографе? Назови и впиши на табло.

- Какое получилось слово? (кастрюля)

- На каком месте находится звук «р»?( на пятом)

- А звук «л»?(на седьмом месте)

- Как произносим звук «р»? ( мягко)

-Почему( гласная буква ю смягчает согласную букву р и мы слышим мягкий звук «р»)

- А как произносим звук «л»?( гласная  буква я смягчает согласную букву л и мы слышим мягкий звук «л»).

-Назови картинки, которые находятся на твоем секторе.

- Как можно назвать одним словом все предметы? ( посуда)

Супер игра

Задание: Ребята, за каждый правильный ответ вы получали геометрические фигурки, нужно построить из них  любые предметы, которые вы видите на нашем «Поле чудес» (Это задание на развитие конструктивного праксиса).

Тихо играет музыка.

Каждый ребенок рассказывает, что он сконструировал.

Итог.

А сейчас вы должны сосчитать, сколько геометрических фигур  заработали. У кого больше всего фигур, получает суперприз, а остальные получают из волшебного мешочка. Но мешочек не простой, прежде чем достать назови на ощупь, что это?  Каждый ребенок на ощупь узнает, какой фрукт ему достался.

Логопед: Какие ребята звуки встречаются в названиях фруктов?

Дети по очереди называют свой фрукт и звук, который встречается в данном слове.

Слова: яблоко, груша, апельсин, гранат ,персик, мандарин, слива, абрикос.

Спасибо! До свидания! До новых встреч!

Приложение 1

Приложение 2

Загадки и задания соответствуют темам игрового поля.

     1 Сектор №1

       Лексическая тема: «Цветы».

          Бутон пахучий, а хвост колючий. ( роза).

  1. Сектор№2

    Лексическая тема: « Деревья»

     Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, стоит над горой. ( береза).

  1. Сектор №3 Приложение 2

    Лексическая тема: «Транспорт»

    Изограф ( автомобиль)

 

 

  1. Сектор №4

     Лексическая тема: «Одежда»

     Зимой протянулся, а летом свернулся. ( шарф)

  1. Сектор №5

         Лексическая тема: «Мебель»

         В лесу родился, в лесу вырос

         В дом пришел – всех вокруг собрал.( стол).

  1.  Сектор № 6 Приложение 2

Лексическая тема: «  Птицы»

      Изограф ( сорока)

 

  1. Сектор № 7

     Лексическая тема: « Посуда»

    Ребус ( кастрюля)  

  

  1.   Сектор №8

Лексическая тема: « Животные»

Ребус ( лиса)

  1. Сектор №9

           Лексическая тема: «Овощи»

           Летом в огороде свежий, зеленый,

           а зимой в бочке желтый, соленый. ( огурец)

  1. Сектор № 10

     Лексическая тема:  «Грибы»

            В лесу живут крошки,

            Только шапки и ножки. ( грибы).

  1. Сектор № 11

         Лексическая тема: «Фрукты»

         На сучках висят шары – посинели от жары. ( сливы).

   

Используемые материалы:

  1. Личное фото: игра «Поле чудес» изготовлена самим автором.
  2. Интернет источники:  изографы: http://www.logozavr.ru/392/
  3. Ребусы: кастрюля, лиса изготовлен автором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения

Календарно-тематическое планированиелогопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения...

Кружковое логопедическое занятие в группе первого класса

Небходимость логопедии возникает не только в дошкольном учереждении, но и в школе. На фоне несформированной речи в 1 классе возникает ряд проблем:  ребенок испытывает стеснение при общении со все...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.

Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....

Презентация к подгрупповому логопедическому занятию для учащихся первого класса . " Слоги. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез."

Данная презентация является методическим материалом, необходимым  для проведения подгруппового логопедического занятия на тему " Слоги. Слоговой и ...