План-конспект во 2 классе "Дифференциация [С]-[З] и букв, которые из обознаяают в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspet_vo_2_klasse_s-z.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЛЕКСИС»
Конспект открытого подгруппового занятия во 2класе
на тему: «Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях».
Составитель:
Бердникова О.Н.
учитель-логопед
Год составления
2012
Тема: Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях.
Цель:
Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.
Задачи:
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С]-[З].
- Уточнять и расширять словарь.
- Развивать у учащихся потребность к правильной и чёткой речи.
- Воспитывать чувства взаимопомощи, самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки (коза, коса), предметные картинки со звуками [С]-[З], зеркала, карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:
За-са-са Со-зо-зо-со
Со-зо-со За-за-за-са
Су-зу-су Зы-зы-сы-сы
Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, зеркало, тетрадка!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1
Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.
[З]
КО А
[С]
Прочитайте, какие слова у меня написаны.
Чем похожи и чем отличаются эти слова?
Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.
Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.
Придумайте предложение со словом «коза».
Придумайте предложение со словом «коса».
А какие ещё значения слова «коса» вы знаете?
Какое интересное слово «коса»: слово одно, а значений много.
Как называются такие слова?
А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах и предложениях, чтобы ошибок в ваших работах по русскому языку было меньше.
2.2
А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».
Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы)
А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».
(Разбираем артикуляцию звука)
Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].
А давайте подумаем, чем же они отличаются?
Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).
С голосом или без голоса произносим этот звук?
Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.
В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?
Дайте характеристику звуку [С].
В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?
Дайте характеристику звуку [З].
Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?
А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.
(А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С)
Какой буквой на письме обозначен звук [З]?
Какой буквой на письме обозначен звук [С]?
(Буквы выставляю на доску)
Откройте тетради и подпишите число.
Дифференциация звуков в слогах
А теперь такое задание: я буду говорить различные слоги,а ваша задача выбрать слоги со звуком [З] и записать под букву «З», слоги со звуком [С] - под букву «С».
(За, бу, ду, со, мо, зо, ду, са, ло, ма, сы, зы, ка, ды, ты, зу, лу, су)
Прочитайте слоги в первом столбике.
С каким звуком все эти слоги?
Дайте характеристику звуку [З].
Прочитайте слоги во втором столбике.
С каким звуком все эти слоги?
Дайте характеристику звуку [С].
Дифференциация в словах
Сейчас поиграем в игру «Кто куда спрятался». Работаем устно. Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове.
Кто в левом верхнем углу?
Что в правом нижнем углу?
Что над капустой?
Что под зайцем?
Кто слева от санок?
Кто между косой и собакой?
Кто справа от слона?
Что между собакой и стаканом?
Что в левом нижнем углу?
А сейчас запишите слова со звуком [З].
Прочитайте какие слова вы выписали.
Подчеркните букву «З».
В слове «коза» слышу «З», подчёркиваю букву «З» двумя чертами, т.к. это звонкий согласный.
В слове «коса» слышу звук «С», подчеркиваю букву «С» одной чертой, т.к это глухой согласный звук.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Скок-скок, скок–скок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки становись!
На носочки, скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли пятки.
А теперь мы поиграем в игру «Из двух – третье».
Вам нужно соединить слова первого столбика со словами второго столбика, чтобы получились новые слова.
Записать эти слова в тетрадь.
(Дети самостоятельно записывают слова, затем проверяем, подчёркиваем буквы «С» и «З»)
фа сук
бар оса
пол соль
зал яр
стол ежи
Дифференциация в предложениях
На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание.
ЗАДАНИЕ:
Спиши предложения, вставляя по смыслу слова из справки. Подчеркни буквы «З» и «С».
Зимой стояли сильные … .
Собака оскалила острые … .
Возле беседки … берёза.
Сегодня будет десять … мороза.
Слова для справки: градусов, зубы, стоит, морозы.
(В слове морозы слышу звонкий согласный [З], пишу букву «З», подчёркиваю одной чертой).
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Какие два звука мы сегодня учились различать?
Чем они похожи?
Чем они отличаются?
Придумайте слова со звуками [З] и [С].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Дифференциация звуков и букв А и О в словах и предложениях
Цель: Дифференциация звуков и букв А и О в словах и предложенияхЗадачи:Ø коррекционно-обучающие:1. совершенствование умения выделять среди множества букв буквы А и О;2....
Заглавная буква М. Упражнения в чтении слов и предложений.
Технологическая карта урока в 1 классе....
Заглавная буква М. Упражнения в чтении слов и предложений.
Технологическая карта урока в 1 классе....
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".
Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...
План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"
План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...