Здоровьесберегающие технологии в работ логопеда
статья по логопедии на тему

Абрамчук Ольга Ивановна

Здоровьесберегающие технологии  помогают  до­стигать максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_logopeda.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

  Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Здоровьесберегающие технологии  применяются  в логопедической работе  и помогают  достигать максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей  младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи они, не требуя особых усилий, способствуют  коррекции речи  и  оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от  умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее, создают условия для речевого высказывания и восприятия.
            В логопедической работе можно использовать следующие здоровьесберегающие         технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка,         губ,         щёк, уменьшить спастичность артикуляционных органов.
  2. Дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является важной не только в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний. В результате  выполнения дыхательной        гимнастики возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
  3. Зрительная гимнастика. Способствует профилактике нарушений зрения и активизации        работы         мышц         глаз.
     4.
    Элементы точечного массажа. В результате точечного массажа укрепляются защитные         силы         организма.
     5.
    Нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата. В основе метода лежит  массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью комплекса специальных зондов, изобретённых Е.В.Новиковой. Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен, он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их         деятельность.
    6.
    Элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках и отгадывают загадки, отвечают на вопросы и т.д. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом.
    7.
    Метод биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает  благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление,         речь.
    8.
    Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику,  создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей  мозга.

9. Элементы Су-джок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса.   Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) - первой ступенью су-джок терапии может  овладеть каждый человек. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.

Использование здоровьесберегающих технологий  позволяет решить несколько задач: способствует повышению речевой активности, развивает речевые умения и навыки, снимает напряжение, восстанавливает работоспособность, активизирует познавательный интерес, улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Практика работы показывает, что дети с речевыми нарушениями с удовольствием выполняют все упражнения.

Литература:

1. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 1998

2.Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 19997.

3. Успенская Л., Успенский М. Учитесь говорить правильно. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педаг...