ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
статья по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
А. Р. Оганесян
МБОУ ООШ № 21 г. Армавира
Результаты исследований представителей разных направлений науки (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Гвоздев, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин, М.Р.Львов, М.С.Соловейчик, Т.А.Ладыженская, Н.Н.Светловская, Т.Г.Рамзаева) отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет«...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;... сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» [7]. В этом году я набрала 1 класс и столкнулась с проблемой. В первый класс пришли дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи.У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется вялостью, малоподвижностью артикуляционного аппарата, повышением или понижением мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с недостатками в лексико-грамматическом строе речи. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Я связываю это с тем, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а, следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против. Зачастую, ребенок целый день сидит за компьютером, а родители не имеют ничего против. Одна мама мне хвасталась: ее сын в 5 лет практически самостоятельно учит английский, а воспитатель чем-то недовольна. Оказывается, ребенок целыми днями сидит перед компьютером и смотрит мультфильмы без перевода, естественно английские слова он усваивает, но при этом нарушается звукопроизношение русских слов, да и вообще они практически не произносятся. И это болезнь многих детей. А зачастую вся семья сидит за компьютером. «Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека». [4;27]
Нельзя забывать, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.
Если в начале учебного года у первоклассников диагностируются нарушения устной речи, то уже к концу первого полугодия, как правило, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в стойкие нарушения чтения и письма. Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении, вовремя распознать нуждающихся в помощи логопеда? В первую очередь по наличию специфических ошибок. Часто в детских тетрадях встречаются ошибки: «зеркальное письмо», пропуски букв, недописывание слова и т.д. Если в течение I полугодия количество таких ошибок уменьшается, то это нормальный процесс автоматизации навыка письма, который будет продолжаться еще некоторое время. Если же количество ошибок нарастает, почерк становится неразборчивым, тогда это свидетельствует о том, что у школьника есть проблемы в развитии речевых функций, познавательных процессов, а также трудности становления зрительно-моторной координации. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые похожи на специфические, но они редки или вообще единичны, то это результат переутомления, невнимательности, слабости самоконтроля. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку. Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному. После того как ребенку исполнится 4 года обязательна консультация логопеда. Вот основные ошибки, связанные с нарушениями речи:
Виды ошибок | Примеры |
1. Перестановка букв | но - он Аелша - Алеша |
2. Смешение букв по оптическому и кинетическому сходству | а - х и - у н – к о - а п – т притиа – притих верды - вербы |
3. Пропуск букв (гласных чаще) | врбы- вербы яснх - ясных пушнки - пушинки |
4. Вставка букв | серыхе- серые |
5. Ошибки, связанные с нарушением произношения (отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи): пишет то же, что и говорит | сапка – шапка лак - рак |
6. Трудности в употреблении заглавной буквы | марат - Марат |
7. Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (особенно при письме под диктовку). Смешение гласных I и II ряда | долько – только пужинки – пушинки тубло – дупло шуски - сушки сыплята - цыплята теплих – теплых Андруша – Андрюша |
8. Неправильное употребление окончаний. | серыи пушинки – серые пушинки. Рыбам стала жалко – Рыбам стало жалко. |
9. Недописывание предложений или слов. Отсутствие обозначения границ предложения. | Долика на ветках…- Только на ветках... теп…- теплых |
10. Трудности ориентировки на тетрадном листе. | - |
11. Лексические замены | Только на суку вербы. – Только на ветках вербы. |
12. Трудности в обозначении мягкости согласных | толко – только сольить - солить въезет – везет Луба - Люба |
13. Слитное написание слов и предлогов | онждет– он ждет влесу– в лесу |
14. Небрежное, неряшливое письмо. Нестабильность графических форм. | - |
15. Зеркальное написание букв. | ᴐобака-собака ескимо - эскимо |
16. Трудность усвоения буквенного обозначения йотированных гласных. | Йура– Юра майак - маяк |
При постоянном регулярном появлении таких ошибок педагогу надо бить тревогу. Чтобы избежать такой ситуации родителям необходимо регулярно заниматься с ребенком. В этом помогут рекомендации для родителей.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.
1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.
2. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист.
3. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т.д.
4. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:
• Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
• Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
• Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
• Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
• Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
• Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка. Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий, и могут происходить, например, на прогулке:
1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
Развитие зрительно-пространственных представлений.
1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
5. Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
6. «Найди отличия в картинках».
7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
Развитие мелкой моторики.
Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:
1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»
Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну, а волку – кожура.
2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
3. Раскрашивание изображений и рисование.
4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.
5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
7. Лепка из пластилина и глины.
8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
10. Вышивание.
Как видите, ничего сложного в развитии речи нет, все упражнения доступны, а самое главное, чтобы родители общались с детьми и делали это регулярно. Подводя итог, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа, как учеников и их родителей, так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Многие проблемы детей в 1 классе родители могут решить до поступления детей в школу. Даже если по финансовым или другим причинам логопед недоступен, необходимо регулярно консультироваться у специалиста.
Список используемой литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с.
- Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
- Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
- Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
- Васильева ,А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1990.
- Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Проблема развития речи дошкольников
Методический материал по преемственности дошкольного и младшего школьного обучения по развитию речи. Презентация....
Один из способов решения проблемы развития речи учащихся - уроки внеклассного чтения.
Тема: В мире много сказок... Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием народные и авторские сказки....
Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности
Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Данная работа представляет собой статью, посвященную актуальной проблеме в современной школе - развитию учебной мотивации младших школьников. Один из путей решения обозначенной проблемы автор видит в ...
Проблема развития речи младших школьников
Понятие о речи и ее развитии, задачи и пути развития речи...
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...