К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
статья на тему
Данная работа представляет собой статью, посвященную актуальной проблеме в современной школе - развитию учебной мотивации младших школьников. Один из путей решения обозначенной проблемы автор видит в применении проблемной технологии на уроках. В статье предлагается пример фрагмента урока по обучению грамоте (УМК "Гармония").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_formirovaniyu_motivatsii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование мотивации учения - одна из центральных проблем современной школы, т.к. мотивация – одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребенка. Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Целью федерального государственного образовательного стандарта (далее Стандарт) является становление самоопределения личности учащихся, которое включает в себя развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности. В соответствии со Стандартом второго поколения, к числу главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Таким образом, работа по новым образовательным стандартам способствует саморазвитию и самореализации учащихся. Ученые, учителя отмечают, что эффективным средством формирования у учащихся учебной мотивации будет использование проблемного обучения.
Под учебной мотивацией мы понимаем положительное отношение учащихся к учебному процессу, их заинтересованность, вовлеченность в выполнение учебных заданий и, в общем, в учебную деятельность, а также как основной источник активности учащихся, стремление, потребность выполнить какую-либо деятельность. В своем исследовании мы опирались на труды А.К. Марковой, Т.А. Матис, М.В. Матюхиной.
В. Г. Асеев включает в понятие мотивации все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, мотивационные установки и т.д. [1, 7].
А. К. Маркова рассматривает мотивацию как ту психологическую реальность, «которая стоит за положительным отношением школьника к учению» [2, 53].
Согласимся с утверждением В.С. Мерлина: необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний» [3, 4]. Часто школьники учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Тем самым учебная мотивация должна идти не через принуждение, а через осознание.
Младший школьный возраст имеет большие резервы развития мотивационной сферы учения: начиная с 1 класса, у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.
В контексте исследуемой проблемы рассмотрим «проблемно-диалоговую технологию». Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога [4, 3]. Проблемно-диалоговая технология обеспечивает формирование у учащихся умения решать проблему с помощью диалога. В процессе работы учитель может использовать разнообразные приемы, которые развивают интерес, познавательную потребность, а также формируют коммуникативные универсальные учебные действия.
В данной статье мы остановимся на использовании приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, потому что не знаю.
В 1 классе было организовано исследование по данной теме.
Рассмотрим фрагмент урока по обучению грамоте. На предыдущем уроке дети изучили разделительный «ь», роль мягкого знака перед буквами е, е, ю, я с целью обозначения звука [й'] и своего звука ([э] [о] [у] [а]). Это знание позволит учащимся быть активными участниками диалога.
Цель: научить детей рассуждать, наблюдать, делать выводы
Задача для учителя: изучить разделительный Ъ; изучить новые способы обозначения звука [й'] на письме.
Практическая задача: выполним звуковую схему слов ел и съел.
Содержание: слова ел, съел
Операционно-деятельностный:
(На доске двумя учениками выполняется звуковая схема данных слов: и )
У: Теперь, ребята, обозначим каждый звук в схеме своей буквой.
(Выходят другие два ученика и обозначают звуки буквами: и ).
У: Хорошо. Посмотрите, что у нас получилось. Все верно? (первое слово «ел» получили правильно, а второе – нет; когда мы говорим слово «съел», то слышим два звука [й'] и [э], которые дает нам буква е, а на схеме получилось слово не «съел» а «сел») - возникновение проблемной ситуации.
У: Как же быть? (ученики затрудняются)
У: Что сегодня нужно узнать на уроке? (Ученики формулируют тему урока: Какие еще есть способы для обозначения звука [й']?)
(Учитель выкладывает на доске слова «ЕЛ» И «СЕЛ»)
У: Ребята, почему в первом случае буква «е» дает два звука? (буква «е» стоит в начале слова»)
У: А во втором случае, где расположена буква «е»? (в середине слова)
У: Так. Буква «е» стоит в середине слова и должна дать тоже два звука [й'] и [э]. Мы звук [э] слышим в слове «сел», но ведь у нас слово другое, где есть еще звук [й']. У кого есть предположения, как сделать так, чтобы буква «е» дала два звука и у нас получилось нужное слово?
(Предположения учащихся: нужна какая-то другая буква; буква «ь» помогает обозначить два звука)
У: Проверим, подставив разделительный «ь».
(Ученик выходит к доске и подставляет карточку в слово с буквой «ь» - СЬЕЛ)
У: Прочитаем слово. (Ученики читают, но нужное слово снова не получается).
у: У нас еще есть одна неизученная буква, которая похожа на «ь»! Может быть, она поможет в обозначении звука [й']?
У: Действительно, у нас осталось последняя неизученная буква. Кто знает, как она называется?
(Некоторые ученики затрудняются, а некоторые говорят, что это буква твердый знак)
У: Правильно, ребята, это оставшаяся буква называется разделительный твердый знак. А раз твердый знак, то и читать будем…? (твердо)
(Учитель показывает карточку с изображением новой буквы)
У: Попробуем ее подставить в наше слово. (СЪЕЛ)
у: Получилось нужное слово!
у: И буква «е» дает два звука [й'] и [э].
у: Теперь мы обозначили звук [й'].
У: Значит, ребята, какую новую букву мы узнали? (разделительный «ъ»)
У: Какой еще есть способ обозначения звука [й'] на письме? (с помощью «ъ»)
(Затем проводятся наблюдения за тем, где должен стоять «ъ» для обозначения двух звуков букв е, ё, ю, я).
Итак, при выполнении задания, когда ученики затруднялись в обозначении звука [й'] и получить слово «СЪЕЛ», видна была их заинтересованность в разрешении проблемной ситуации. Дети были в недоумении, почему же не получается нужное слово.
Использование данного приема помогло детям, во-первых, определить тему урока, во-вторых, «открыть» новый способ действия самостоятельно. Можно сделать вывод, ситуация затруднения, недоумение, стремление найти правильный ответ, потребность первоклассников в «открытии» еще чего-то нового, незнание сделать знанием, - все это говорит о проявлении у них познавательного мотива и, как следствие, учебной мотивации.
Литература
- Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
- Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст] / А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 47 – 59.
- Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. / Под ред. В. С. Мерлин. – М., 1971. – 332с.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»
В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы как ее повысить....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.
Идея использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...
Презентация "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке"
Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке....
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВТОРОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье описывается проблема развития мотивации второклассников с помощью проблемной технологии, приводятся примеры...
Доклад по самообразованию - "Занимательные игры во внеурочной деятельности как средство формирования и развития учебной мотивации."
В данном докладе собран материал по данной теме самообразования....
Современное техническое средство - интерактивная приставка TRIUMPH BOARD PORTABLE SLIM поможет развитию учебной мотивации.
Как использовать интерактивную приставку TRIUMPH BOARD PORTABLE SLIM в начальной школе...
Занимательные игры во внеурочной деятельности, как средство формирования и развития учебной мотивации.
Как показывает практика, успехов в обучении детей можно достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства»....