Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения
методическая разработка по русскому языку
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. В зависимости от того, какие цели ставятся при лексической работе над словом, словарная работа бывает разной по своему содержанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarno_-_leksicheskaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурдаева Елена Ивановна,
учитель русского языка и чтения,
Кировского областного государственного
общеобразовательного бюджетного учреждения
«Школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
пгт Демьяново Подосиновского района»
(КОГОБУ ШИ ОВЗ
пгт Демьяново Подосиновского района)
Словарно – лексическая работа на уроках письма как средство развития речи обучающихся с умственной отсталостью.
Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем.
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. У детей с проблемами умственного развития расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального развития психических процессов в целом.
Выделяют несколько причин нарушения речи у умственно – отсталых детей:
- органические (недоразвитие, избирательное поражение головного мозга);
- функциональные (нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС);
- психоневрологические (нарушение работы высших психических функций – мышления, внимания, памяти, восприятия, двигательной сферы);
- социально – психологические (неблагоприятное воздействие окружающей среды).
У данной категории детей нарушены все стороны речи: фонетико – фонемная, лексическая и грамматическая. А также связная и письменная речь.
Эти стороны речи и корректируются на уроках письма:
- фонетико – фонематическая сторона (коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов)
- лексическая сторона (обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, формирование обобщающих понятий)
- грамматическая (формирование структуры предложений, формирование системы словоизменений, коррекция системы словообразования)
- связная речь (развитие диалогической речи, формирование монологической речи формирование внутреннего программирования связных высказываний)
- письменная речь (формирование звуко – слоговой структуры слова, развитие зрительно – пространственного анализа и синтеза).
Одним из нарушений детей с интеллектуальными нарушениями является бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь детей с интеллектуальным недоразвитием шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями. Бедность словарного запаса приводит к частому употреблению одной и той же группы слов, в основном существительных, что делает речь однообразной, шаблонной, неточной.
Бедность словарного запаса умственно – отсталых детей обусловлена многими причинами:
- низкий уровень умственного развития;
- общее моторное недоразвитие;
- ограниченность их социальных и вербальных контактов;
- недостаточная сформированность или отсутствие интересов;
- низкий уровень словесно-логической памяти.
В зависимости от того, какие цели ставятся при лексической работе над словом, словарная работа бывает разной по своему содержанию. Развитие речи и её коррекция с точки зрения лексики осуществляются различными методами: наглядными, словесными, практическими (упражнения), игровыми.
Выбор словесных, наглядных или практических методов и приёмов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении работы над словом зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Можно выделить до сорока видов работ со словом и его лексической стороной:
- Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
- Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
- Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
- Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
- Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
- Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
- Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
- Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике – «Город» и «Деревня»;
- по частям речи;
- с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
- Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
- Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
- Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
- Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают карточку с нужной буквой, работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
- Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
- Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко – буквенного анализа.
- Подбор однокоренных слов.
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Разбор слов по составу.
- Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
- Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
- Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
- Перфокарты, перфоконверты.
- Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
- Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
- К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
- Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
- Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…….).
- От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Кратко остановлюсь на некоторых заданиях, используемых в работе с детьми с умственной отсталостью.
Словесные.
Выразительной силой обладают пословицы и поговорки. Работа над ними заслуженно занимает довольно большое место. Знакомство с разными пословицами, их запоминание, безусловно, полезны учащимся в плане развития их речевого опыта. В своей работе для оживления речи детей с ограниченными возможностями здоровья использую пословицы, поговорки, фразеологические обороты, т.к. они вошли в общенародный язык как переносно – обобщённые характеристики бытовых явлений и образно выражают житейскую мудрость. Например, какое из выделенных слов употреблено в переносном значении в словосочетании:
горячий песок крутой склон горячее сердце золотые часы.
- замени в выражениях выделенные слова наречиями (слушать навострив уши – внимательно, встать ни свет ни заря – рано, мчатся во весь дух – быстро).
Нравятся ребятам и такие игровые упражнения: «Назови предмет по его признакам» (Круглое, спелое, сочное (яблоко); «Подбери признаки» для определения того или иного предмета (Зима (какая?) – холодная, суровая, морозная, студёная, лютая, поздняя, снежная, бесснежная, слякотная, вьюжная); «Угадай слово», к которому подходят следующие прилагательные – определения (Берёзовый, яблочный, желудочный – (сок). «Объясни разницу» (Библиография – биография). Работа с парами слов, сходных по звучанию, но различных по значению помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием точного значения.
Наглядные.
«Картинные словари», которые я использую в работе, помогают конкретизировать образы и представления детей о том или ином слове. Они сделаны по всем классам, но в них, естественно, не все «словарные слова» по каждому классу, а только те, которые можно проиллюстрировать.
Это могут быть рисунки к словам. (ботинки, верблюд, коловорот).
Иллюстрации к словам из книг. (грамота, инструменты).
Фотографическое изображение (национальность).
Показ предмета (документа), «квитанция».
Наличие в классе проектора или интерактивной доски такую работу (изображения, рисунки, фотографии, сами предметы) переносит на экран или доску.
Практические.
В работе над словом я использую различные упражнения – как устные, так и письменные. Среди них большое место занимают словарно-грамматические (подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов) и словарно-логические (определение предмета на основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков или действию и т. д.). Распространёнными являются такие упражнения:
- объясни значение каждого однокоренного слова, запиши, разбери по составу (осина, осинник, подосиновик. Осина – лиственное дерево. Осинник – лиственный лес из осин. Подосиновик - съедобный гриб с красной или коричнево- красной шляпкой; то же, что красный гриб, красноголовик).
- составь группу однокоренных слов от корня – берёз -. объясни значение каждого однокоренного слова.
-подбери слова со значением цвета, вырази это значение разными частями речи (жёлтый, желтеет, желтизна, желток). Аналогично подобрать слова со значением чувств, речи.
- опиши предмет по различным признакам (кот (какой?) рыжий, толстый, тяжёлый, пушистый, молодой, задиристый, весёлый, домашний, любимый).
К. Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения… всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому уделяю внимание формированию потребности в использовании справочной литературы. Русский язык взаимодействует с другими языками мира. Программой по русскому языку в коррекционной школе предусмотрено изучение слов иноязычного происхождения.
Для лучшего усвоения таких слов необходимо объяснять их происхождение. Например, объяснить, что в словах телефон, телеграф, телескоп первая часть теле - пришла в русский язык из греческого языка (tele) и обозначает – вдаль, далеко. Ясно, что, когда понятен смысл слова, оно и запоминается быстрее т.к. основано на понимании. Изучение лексического значения лова расширяет и углубляет словарный запас обучающихся. Опираясь на толковый словарь, детские энциклопедии, справочники, ребята более подробно и наглядно узнают значение, назначение, предмета.
Такие упражнения помогают увлечь детей в мир слов, доставляют им радость и приносят большую пользу, они:
- Обогащают словарь.
- Развивают речь.
- Развивают гибкость мышления.
- Стимулируют поисковую активность.
- Пробуждают интерес к предмету.
Игровые.
Для исправления недостатков речевого развития учащихся, для обогащения словаря, для активизации познавательной деятельности на своих уроках я провожу игры. Например, «Что из чего?». На доске выставляю вертикальный ряд картинок: овца, дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер шерстяной, варежки, шарф; стол, стул, забор; масло, сыр, мороженое, батон, пирожное, рогалик. У каждого ученика 1-2 картинки. Предлагаю детям прикрепить свою картинку к одной из четырех, помещенных на доске и объяснить, почему они так сделали.
Игра «Бумеранг» воспитывает у обучающихся внимание и быстроту реакции: ребятам необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его педагогу. Найди синоним: свежий хлеб (мягкий); простая задача (лёгкая); свежий воротничок (чистый); крепкая подошва (прочная).
Игра «Эрудит». Найди в предложении словарное слово и объясни его значение: Ежегодно в разных местах проводятся фестивали воздушных шаров, на которые съезжаются любители воздухоплавания из многих стран мира.
Игра «Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами (Доктор прописал пациенту инъекции).
Особенности проведения словарной работы в школе - интернат:
1. Необходимо контекстное объяснение слов, т.к. процесс запоминания эффективнее, если они включены в предложения, в тесты, объединены в тематические группы. В данном случае использую тексты: В настоящее время промышленность России включает следующие конкурентоспособные отрасли: нефтяная и газовая, добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность.
2. Процесс объяснения слов должен опираться на все возможные анализаторы школьника с интеллектуальной недостаточностью. Каждое слово провести через сознание ученика несколько раз, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
3. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматикой, фонетикой и другими сторонами языка. Поэтому при знакомстве со словом осуществляется комплексный анализ слова:
- прочитай слово выразительно с ударением);
- произнеси слово по слогам;
- определи сколько гласных звуков, согласных звуков;
- подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно (сверка по толковому словарю, показ видео или слайд –шоу);
- назови орфограмму в слове;
- спиши слово с образца, подчеркни орфограмму;
- подбери однокоренные слова;
- составь словосочетания с данным словом;
- составь предложения с данными словосочетаниями.
4. Иногда лексическое значение слова подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть его содержание слова путём краткого словесного толкования. Возможно применение следующих способов определений: путём подбора к нему синонимов, путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые – это бабочки, жуки, муравьи), описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму), путём родовидового определения (кафе - заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, — с самообслуживанием.).
5. Умение сочетать слова оказывается у многих ребят несформированным даже при правильном понимании значении слова, что затрудняет его активизацию. Для этого веду работу по формированию навыка словоупотребления через ряд упражнений, например,
- допиши окончания прилагательных, согласуя с данными существительными, (Прост… (песенку, вопросы, рисунок)
- свяжи слова по смыслу (Воля, победа. Писать тетрадь. Сказка, Емеля).
- составь словосочетания с однокоренными словами (Заплетать, переплетать, уплетать. Догнать, загнать, перегнать, прогнать).
- найти недостающее слово в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова предложения (Тогда он уехал в свою деревню, чтоб на досуге разобраться в своих впечатлениях и найти выход из тяжёлого положения.)
6. Для введения нового слова в активную речь необходима система упражнений, постоянное повторение слов. Для этого провожу словарные диктанты в разных формах (слуховые, зрительные, выборочне, «диктант значений», лексический диктант – к диктуемым словам дети дают толкование, кроссворды).
Вывод. Словарная работа как важная часть урока русского языка способствует развитию речи обучающихся, обогащению их словарного запаса. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у обучающихся познавательные способности, совершенствуем психические функции. Систематическая работа по развитию словесной речи на уроках письма значительно повышает качество образования.
Литература.
А. К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». Москва. Просвещение 2002 г.
Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. -143с. Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.
Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.
Екжанова Е. А. Коррекционно –развивающее обучение и воспитание/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М.: 2003.
В. П. Канакина «Лексико – орфографические упражнения при изучении слов из словаря» Дефектология 1990 г. № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...
Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов
Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, С НИМИ РАБОТАЮЩИХ
Синдром выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, начинается намного раньше и имеет свои индивидуальные особенности, чем у тех, кто работает со здоровыми детьм...
Методическая разработка сюжетного урока по физической культуре для учащихся 1 класса (2 года обучения) с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну «Игралия» (раздел «Подвижные игры»)
Одной из задач любого урока, в том числе и урока физической культуры при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является выполнение коррекционных задач.Для выполнения коррекционных зад...
«Специальная индивидуальная программа развития как средство индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)»
Выступление на IX Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения» Специфические обра...
Презентация к уроку по развитию речи и окружающему миру в младшей школе (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья).
Коллеги, представляю Вашему вниманию презентацию к уроку по развитию речи и окружающему миру на тему "Домашние животные". Материал предназначен для обучающихся с огр...
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...