Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во 2 классе.
Логопедическая тема: Дифференциация звуков [т] и [д] в слогах и словах.
Грамматическая тема: Правописание глухих и звонких согласных [т], [д] в конце слова.
Лексическая тема: «Сад».
Цель урока: Учить дифференцировать звуки [т], [д].
Задачи:
- Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д] в слогах, словах;
- Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;
- Закрепить умение пользоваться правилом правописания глухих и звонких согласных в конце слова;
- Уточнять и обогащать словарь детей;
- Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.
Оборудование:
- Карточки с буквами «т» и «д»;
- Карточки с цифрами;
- Мяч;
- На доске записаны слоги и слова;
- Картинки;
Ход урока.
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
– Здравствуйте дети! Пусть сядут те из вас, в чьем имени 4 звука, теперь те в чьем имени 5 звуков.
1. Уточнение артикуляционно-акустических характеристик звуков [т], [д]. – Ребята, скажите какой первый звук в слове - точка. – Какой первый звук в слове -дочка. – Скажите, это гласные или согласные звуки? – Теперь давайте вспомним где находится язык при произнесении звуков [т] и [д]. – Правильно, смыкается с верхними резцами. Рисую на доске – Приложите руку к горлу и скажите звук [т]. Горлышко звенит или не звенит? – Правильно, не звенит. Значит звук [т] – глухой. Рисую на доске – А когда вы произносите звук [д]? – Правильно, горлышко звенит. Значит звук [д] – звонкий. Рисую на доске – Перерисуйте схемы в тетрадь. 2. – Сейчас мы с вами поиграем в мячик. Пример: я кидаю и говорю «та», вы кидаете его обратно и отвечаете «да» и т.д. Та – да, ты – ды, то – до, ду – ту, до – то, да – та. 3. Развитие фонематического анализа. – Будьте внимательны, я буду произносить звукосочетания, а вы поднимайте букву в зависимости от того, какой звук слышите. Адя, ота, ато, уду, ута, оды, ита, еда, иту, уде и т.д. 4. – А сейчас попробуйте определить, какой звук в слове и на каком месте он находится. Поднимайте соответствующие таблички с буквой и цифрой. Картинки: Танк – Т-1; Картина – Т-4; Лист – Т-4. Дом – Д-1; Ведро – Д-3; Посуда – Д-4. 5. Физкультминутка. – Я буду читать слова, когда вы услышите звук [т] – хлопните в ладоши, когда услышите звук [д] – присядьте. 6. – Ребята, посмотрите внимательно на доску. Назовите слова, которые отличаются только звуками [т], [д]. том – дом; трава – дрова; тушь – душ; уточка – удочка. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните буквы «д» и «т». 7. – Ребята, на доске записаны слова. Но в них не хватает первой буквы. Помогите мне вставить пропущенные буквы. Подходите к доске по одному и впишите пропущенные буквы. Перепишите эти слова в тетрадь. _ок, _ома, _ача, _руд, _апки, _орт, _руг.
– Ребята, о чем мы сегодня говорили? – Что нового вы сегодня узнали? – Какие звуки мы учились различать? – Вы сегодня хорошо поработали, все старались, молодцы! До свидания. | Дети садятся. – Звук [т] – Звук [д] – Согласные – Касается верхних зубов. – Не звенит – Звенит Рисуют схемы в тетради. Играют. Поднимают таблички с буквами. Поднимают таблички с буквами и цифрами. Выполняют задание. Называют слова том – дом, уточка – удочка. Переписывают их в тетрадь. Вписывают пропущенные буквы, переписывают слова в тетрадь. [т], [д]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
Конспект подргуппового занятия обобщающего типа для учеников 2 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и б...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Индивидуальное занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, буквы ч-щ
Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения пис...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....
Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т.
Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т....