Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"
план-конспект занятия по логопедии по теме
Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знакомству с буквой З, главной целью которого является профилактика нарушений письменой речи у детей с общим недоразвитием речи. Занятие также содержит в себе современные приемы автоматизации звуков с использованием динамических упражнений - речедвигательную ритмику (автор А.Я. Мухина), позволяющую повысить эффективность постановки и введения звуков в речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuki_z-z.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУЗ МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ДЗМ
ФИЛИАЛ ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Конспект
фронтального логопедического занятия
для детей с ОНР
с использованием речедвигательной ритмики
на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"
Составитель:
логопед
детского реабилитационного отделения
Сайманина Мария Александровна
Москва, 2014г.
Тема: «Дифференциация звуков З –Зь. Буква З»
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: профилактика акустической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Задачи:
- Обучающие
- Знакомство со звуками [З, Зь]
- Развитие умения дифференцировать звуки [З, Зь] по твердости/мягкости на слух и в произношении;
- Развитие навыка соотнесения звука с буквой З;
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- Коррекционные
- Закрепление правильного произношения звуков [З, Зь] с использованием речедвигательной ритмики;
- Закрепление умения выделять звуки [З, Зь] из состава слова;
- Уточнение и обогащение словарного запаса;
- Развивающие
- Развитие графомоторных навыков;
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование:
-магнитная доска;
- картинки с изображением двух кукол: Зои и Зины;
- сигнальные карточки (квадраты синего и зеленого цвета) для каждого ребенка;
- мячик;
- «волшебный мешочек» с картинками: коза, зонт, замок, ваза, зеленка, газета, обезьяна.
- два листа с изображением буквы З: синей и зеленой;
- лист с изображением заглавной и строчной буквы З;
- разрезные карточки:
Слова: КО…, МОРО…, …ЛЁНКА, …БОР, …БРА, …НТ
Слоги: ЗА, ЗЫ, ЗЕ, ЗО
- карточки для написания заглавной и строчной буквы З для каждого ребенка.
Лексический материал:
Звук З: Зоя, зонт, зубы, коза, ваза, изба, кузов, звонок, забор, морозы.
Звук Зь: Зина, зима, земля, земляника, бензин, магазин, газета, музей, зеленка, тазик, обезьяна, зебра.
Ход занятия
I. Организационный этап
(Дети стоят около логопеда).
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли две куклы: Зоя и Зина. Первым сядет на свое место тот, кто скажет, какой первый звук в имени Зоя.
Реб.1: Звук З.
Л: Вторым сядет тот, кто скажет, какой первый звук в имени Зина.
Реб.2: Звук Зь.
Л: Третьим сядет тот, кто вспомнит первые звуки в именах кукол.
Реб.3: Звуки З и Зь.
(Логопед спрашивает по очереди остальных детей про два звука. Дети садятся на места).
Л: Какие два звука мы сегодня будем изучать?
Дети: З, Зь
II. Закрепление правильного произношения звука [З] с использование речедвигательной ритмики
1 Изолированное произнесение:
Л: Встали. Улыбнулись, зубы в заборчик, язычок за нижние зубы горочкой. Молодцы.
Руки согнули в локтях, локти направлены вниз. Плечи прижаты к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди.
Произносим Ззз, «интенсивно вибрируем кулаками и предплечьем. Плечи остаются прижатыми к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются»[1]
Дети: ЗЗЗ
Л: Еще раз: улыбка, заборчик, горка, дуем на язычок с голосом и трясем кулачками.
Д: ЗЗЗ
Далее логопед просит каждого произнести звук З с движением.
2. Слоговая разминка в сопровождении речедвигательных упражнений:
Л: Произносим слоги с движениями речедвигательной ритмики:
за-зо-зу
зы-за-зо
зу-зы-зо
зо-зы-за
(В прямых слогах положение рук при звуке З, как при изолированном, с резким переходом на гласный, без интервала в движении и произнесении.
«ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:
Звук А: Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят.
Незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости.
Звук О: Руки впереди внизу округло соединены.
При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер.
Звук У: Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.
При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается.
Звук Ы: Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе.
При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается»[2]
III. Акустическая характеристика звука [З]
Л: Давайте расскажем про звук З. Он согласный или гласный?
Д: согласный.
Л: Почему?
Д: Есть преграда.
Л: Какая?
Д: Зубы, язык горочкой.
Л: Верно. Звук З – твердый или мягкий?
Д: Твердый.
Л: Правильно. И обозначать мы его будем синим цветом.
А звук З – звонкий или глухой? Горло дрожит?
Д: Да. Он звонкий.
Л: Звук З – согласный, твердый, звонкий. Повторите, звук З – какой?
Реб.1, реб.2, реб.3: звук З – согласный, твердый, звонкий.
IV. Закрепление умения выделять звук [З] из состава слова
Л: А сейчас приготовьте уши. Вы хлопните тогда, когда услышите слово со звуком З: ЗОНТ, ЖАБА, СОК, ЗУБЫ, ШИНА, ЖУК, УСЫ, КОЗА, ВАЗА, ЖАКЕТ, НОЖИ, ИЗБА, ЗВОНОК.
V. Акустическая характеристика звука [Зь]
Л: Я вам назову слова, а вы угадайте, какой общий звук есть во всех этих словах: ЗИМА, ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯНИКА, БЕНЗИН, МАГАЗИН, ГАЗЕТА.
Д: Звук Зь.
Л: Звук Зь – гласный или согласный?
Д: Согласный.
Л: Почему?
Д: Есть преграда.
Л: Какая?
Д: Зубы, язык горочкой.
Л: Верно. Звук Зь – твердый или мягкий?
Д: Мягкий.
Л: Правильно. И обозначать мы его будем зеленым цветом.
А звук Зь – звонкий или глухой? Горло дрожит?
Д: Да. Он звонкий.
Л: Звук Зь – согласный, мягкий, звонкий. Повторите, звук Зь – какой?
Реб.1, реб.2, реб.3: Звук Зь – согласный, мягкий, звонкий.
VI. Закрепление умения выделять звук [Зь] из состава слова
Л: Вы хлопните тогда, когда услышите слово со звуком Зь: СИТО, ЗИНА, МУЗЕЙ, БАЗАР, СОВОК, ЗЕМЛЯ, ОСЕНЬ, СЕТКА, ГАЗЕТА, ЗЕЛЕНКА.
VII. Дифференциация звуков З, Зь по твердости /мягкости на слух
Л: Взяли в руки свои сигнальные карточки. Синим квадратом будем обозначать звук З, зеленым – звук Зь. Покажите синий квадрат на слово со звуком З, зеленый квадрат – на слово со звуком Зь:
ЗОНТ, ЗИНА, ЗИМА, ВАЗА, ТАЗИК, КУЗОВ.
VIII. Физкультминутка
Л: На счет раз вы встаете со своих мест, на счет два – задвигаете стульчики, на счет три – подходите ко мне. Раз, два, три.
Дети выполняют инструкцию.
Л: Я кидаю мяч и называю слог, а ловите мяч и меняете слог: если я назову твердо, то вы – мягко, если я – мягко, то вы твердо.
ЗА-ЗЯ ЗЯ-ЗА
ЗЫ-ЗИ ЗЁ-ЗО
ЗЕ-ЗЭ ЗУ-ЗЮ
IX. Дифференциация звуков [З, Зь] по твердости /мягкости в произношении
Л: Я вам принесла волшебный мешочек. Подходите по одному, доставайте картинки.
Дети достают картинки.
Л: Что у вас?
Реб.1: У меня ЗОНТ.
Реб.2: У меня ЗАМОК.
Реб.3: У меня ВАЗА.
Реб.4: У меня ЗЕЛЕНКА.
Реб.5: У меня ГАЗЕТА.
Реб.6: У меня ОБЕЗЬЯНА.
Л: А у меня КОЗА. В наших словах спрятались звуки З и Зь.
В слове коза – звук З. Какой звук спрятался в вашем слове?
Реб.1: В слове ЗОНТ – звук З.
Реб.2: В слове ЗАМОК - звук З.
Реб.3: В слове ВАЗА - звук З.
Реб.4: В слове ЗЕЛЕНКА - звук Зь.
Реб.5: В слове ГАЗЕТА - звук Зь.
Реб.6: В слове ОБЕЗЬЯНА - звук Зь.
Л: Напоминаю, что к нам в гости пришли Зоя и Зина. Подарите картинки со звуком З – Зое, а картинки со звуком Зь – Зине и садитесь на места.
Я отдам КОЗУ Зое. А ты?
Реб.1: Я отдам ЗОНТ Зое.
Реб.2: Я отдам ЗАМОК Зое.
Реб.3: Я отдам ВАЗУ Зое.
Реб.4: Я отдам ЗИМУ Зине.
Реб.5: Я отдам ГАЗЕТУ Зине.
Реб.6: Я отдам ОБЕЗЬЯНУ Зине.
X. Знакомство с буквой З
Л: Итак, мы с вами искали и слушали какие звуки?
Д: З и Зь.
Л: Посмотрите, какой буквой обозначаем звук З?
Д: Синей.
Л: А звук Зь?
Д: Зеленой.
Л: Они пишутся одинаково или по-разному?
Д: Одинаково.
Л: Правильно. Посмотрите на картинку: это заглавная буква, а это строчная – маленькая (логопед показывает на доске буквы).
Кто покажет мне заглавную букву З?
(Один ребенок выходит к доске и показывает)
Кто покажет строчную букву З?
(Еще один ребенок выходит к доске и показывает)
XI. Формирование навыков звукового анализа и синтеза:
Помогите Зое и Зине закончить слова – подберите слоги с их любимыми согласными (разрезные карточки):
Слова: КО…, МОРО…, …ЛЁНКА, …БОР, …БРА, …НТ
Слоги: ЗА, ЗЫ, ЗЕ, ЗО
XII. Развитие графомоторных навыков
Л: А теперь нам понадобятся простые карандаши (логопед раздает детям карточки).
На наших карточках какая буква?
Д: Буква З.
Л: Нужно в верхней строчке прописать заглавную букву З, а в нижней – строчную букву З. Молодцы.
XIII. Итог занятия
Л: Какие звуки мы сегодня проходили?
Д: З и Зь.
Л: А какую букву?
Д: Букву З.
Л: Кто вспомнит, звук З – какой?
Д: Согласный, твердый, звонкий.
Л: Звук Зь - какой?
Д: Согласный, мягкий, звонкий.
Л: Молодцы. Занятие окончено.
Список использованной литературы:
- А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика» Москва, Редакционно-издательский центр,2008, стр.91
- Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии», М.изд-во Гном и Д.,, 2010 -184с.
- Л.Г. Парамонова «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция» Издательство: Детство-Пресс, 2006 г., 126с.
[1] А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика» Москва, Редакционно-издательский центр,2008, стр.104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".
Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].
Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФНР на тему: «Звук [ч]»
закрепление правильного произношения звука [ч]....
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Задачи:Коррекционные: Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие.Обучающие:...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Дифференциация звуков [Л ]- [Ль]»
Цель:Научить, дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;учить, внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логи...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»
Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...
Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"
Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...