Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения компьютерных технологий
статья по логопедии (2 класс) на тему
Материал является вступлением к серии занятий по развитию связной речи у младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения ИКТ.
Развитие связной речи – одна из важнейших задач в системе работы по коррекции речи обучающихся с ОНР. Основная задача работы по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
На логопедических занятиях по развитию связной речи младшие школьники знакомятся с правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. У логопатов формируются необходимые коммуникативные умения:
- умение раскрывать тему высказывания;
- умение раскрывать основную мысль высказывания;
- умение собирать материал к высказыванию;
- умение систематизировать собранный материал;
- умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
Обучая коммуникативным умениям, логопед помогает осознавать детям с ОНР все особенности связного текста.
На занятиях логопаты знакомятся с тремя типами текстов:
- Повествование – это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия.
- Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления.
- Рассуждение – это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли.
Связные высказывания составляются учениками не только в форме повествований, описаний, рассуждений, но и в форме комбинации этих типов речи.
Известно, что логопаты с ОНР имеют психологические особенности, препятствующие успешному усвоению программы общеобразовательной школы, которые значительно влияют на сроки коррекции: низкий познавательный интерес; низкий уровень развития слуховой памяти, внимания и невербального мышления; невысокий уровень развития воображения; низкий уровень критичности к собственной речи и речи окружающих.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Использование ИКТ на логопедических занятиях - это инновация в работе практикующего логопеда, диктуемая временем. ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения. Можно говорить о значительном расширении возможностей предъявления учебной информации, поскольку применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Использование компьютеров позволяет усилить мотивацию ученика к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; способствует повышению самооценки ребенка.
Позитивно сказывается на мотивации не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений.
Компьютерные технологии естественно вписывается в жизнь школы и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Кроме всего прочего, ИКТ позволяют существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками, интерактивными картами и т.д. Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д. ИКТ формируют в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизируют работу с родителями, повышают компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи. Применение компьютерной техники делает логопедическое занятие привлекательным и по-настоящему современным.
Далее см. Конспект занятия «Составление рассказа-описания «Кактус - царица ночи» и презентации к конспекту.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...
Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности
Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...
Формирование мотивации учебной деятельности в условиях школьного логопункта
Материал содержит примеры создания ситуации успеха на логопедических занятиях....
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на уроке математики.
Умножение числа на сто...
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на уроке математики.
Урок по математике "Умножение числа на сто"...
Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Консультаци для педагогов, работающих сдетьми с ОВЗ...
Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...