Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».
статья по чтению (2 класс)
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения. Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация. Я считаю, что данная проблема актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?
Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Такие приёмы учебной работы являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priyomy.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования»
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения. Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация. Я считаю, что данная проблема актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?
Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Такие приёмы учебной работы являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.
- Создание игровых ситуаций.
- Технология продуктивного чтения.
- «Диалог с автором».
- Метод проектов.
- Технология развития критического мышления.
Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя.
Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Чтобы увлечь детей и добиться хороших результатов я поступила следующим образом. Подготовила банк заданий, направленных на формирование навыков чтения известных из методической литературы, собственного опыта и опыта других учителей. Все виды работ разделила на три группы (довольно условно):
1 группа.
Задания, направленные на отработку техники чтения.
2 группа.
Задания направленные на отработку выразительности чтения.
3 группа.
Задания, направленные на отработку осмысленности чтения.
Упражнения, направленные для развития техники чтения
1.Чтение вслух.
2. Чтение про себя.
3. Чтение жужжащее.
4. Чтение хором.
5. Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение цепочкой по одному слову, предложению, абзацу.
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Буксир» . Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух стараясь успеть за учителем.
10. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
11. « Прыжки». Чтение через слово.
12. «Догонялки» Учитель или ученик начинает читать любое предложение , дети его должны найти и дочитать до конца.
13. « Кто быстрее». На доске написано предложение. На столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
14. « Найди меня». На листах написаны строчки букв, между ними «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
15. «Фотоглаз» Учитель показывает кадр фильма, ученики из текста должны воспроизвести подпись к кадру.
16. «Первый и последний».Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова в строчке, первого и последнего слова в предложении.
Упражнения для формирования навыка выразительного чтения.
- Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
- Чтение труднопроизносимых слов.
- Чтение скороговорок.
- «Окончания». Повышенное требования к чёткости окончания слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
- Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
- « На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
- Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
- Чтение одного предложения с разной интонацией.
- «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
- «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
- Разметка текста: паузы, логические ударения, усиление или ослабление голоса.
- Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под эту музыку.
- Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
- Словарь настроений. Один учение читает текст, другие должны угадать его настроение.
- «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу( старушки, ребёнка и др.)
- Чтение по ролям и словами автора и без слов автора.
- Инсценирование.
- Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором»
- Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части и составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7. Найти и прочитать отрывок текста к иллюстрации .
8. Составление диафильма . Текст делиться на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок , выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Далее все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найди в тексте описание природы, героя и тд.
10.Работа по вопросам учителя, ученика, учебника.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13. Восстановление логической последовательности текста. Текст разрезается на части, перемешивается и даётся ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст разрезается на мелкие кусочки. Группа учеников из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки других текстов или смешать несколько текстов.
Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования.
С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты осво...
«Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».
"Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя"....
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс
Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятель...