Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников
статья по теме
Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учебной деятельности. Укрепляются широкие познавательные мотивы, продолжают развиваться мотивы самосовершенствования, самообразования, достижения и самореализации. Зримо совершенствуются широкие социальные мотивы. Принципиальные качественные сдвиги происходят в узких социальных, т. е. позиционных, мотивах учения. Наблюдается рост устойчивости мотивационной структуры, возникает выраженная направленность формирующейся личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikovdoc.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали остаются. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь школа и семья передают и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.
Благодаря своим особенностям школа и семья создают своим членам такие условия для проявлений и удовлетворения различных потребностей, которые помогают ребенку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям, добиваться поставленных целей в школе, в жизни. Или наоборот не способствуют этим проявлениям, поэтому у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, который проявляется в учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте уже возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В младшем школьном возрасте познавательные мотивы могут укреплятся за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.
Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами. Развитие целеполагания выражается в том, что ученик при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей. Общий смысл формирования состоит в том, что родителям и учителям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, семье; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение взрослым школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация диалога; анализ жизненных ситуаций; умелое применение взрослым поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Работа взрослых, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий: актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать; создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.), коррекция дефектных мотивационных установок;
изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития. Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости.
Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале конкретной ситуации, на поиск новых подходов к задаче. Затем группа упражнений – это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин – своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их взрослым. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
А. Н. Леонтьев различает мотивы, понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
М.Г. Морозова считает, что интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета.
Комплексное исследование школьников показало, что между типом их ведущей мотивации, самоотношением и образом родительско-детских отношений существует тесная взаимосвязь. Обнаружено, что при познавательной мотивации и мотивации достижения преобладает образ гармоничного стиля родительского отношения (позитивный интерес, автономность, понимаемая как предоставление самостоятельности), высокий уровень самопринятия и саморуководства. Дисгармоничный образ родительского отношения (директивность, непоследовательность и враждебность) в большей степени соответствует мотивации социальной идентификации и аффиляции школьника и сопровождается неуверенностью в себе и низким саморуководством.
Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учебной деятельности. Укрепляются широкие познавательные мотивы, продолжают развиваться мотивы самосовершенствования, самообразования, достижения и самореализации. Зримо совершенствуются широкие социальные мотивы. Принципиальные качественные сдвиги происходят в узких социальных, т. е. позиционных, мотивах учения. Наблюдается рост устойчивости мотивационной структуры, возникает выраженная направленность формирующейся личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...
Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха
Начальная школаСурдо-педагогика...
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на уроке математики.
Умножение числа на сто...
Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на уроке математики.
Урок по математике "Умножение числа на сто"...
Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Консультаци для педагогов, работающих сдетьми с ОВЗ...
Коррекционная программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»
Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей ...