Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников осмысленного чтения предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_i_nablyudenie_nad_smyslom_slov_v_predlozhenii.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте (чтению) в 1 классе
Тема: Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении.
Цель: формирование и развитие у первоклассников всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения.
Задачи:
- Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учить работать по предложенному учителем плану.
- Формировать и развивать навыки осмысленного чтения предложений, текста.
- Формировать интерес к чтению.
Оборудование: букварь, таблица слогов, конверты с слогами.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Проверка правильной осанки за партой. Повторение правил поведения на уроке.
- Актуализация знаний.
Класс делится на 3 группы (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)
- Дома вы читали рассказ «Гном». Объявляется соревнование на правильное и выразительное чтение рассказа по группам.
- Какие цветы выращивал гном? В названиях, каких цветов есть звук (м)?
- Формулирование темы и целей урока.
- Откройте учебник на странице 68. Внимательно рассмотрите материал.
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? Определите тему и задачи урока.
После высказываний предположений учащихся формулируется и читается тема и задачи урока на доске.
- Чтение слогов (с. 68 + таблица на экране)
Хоровое чтение таблицы слогов по строкам и столбикам.
- Чтение столбиков слов (с. 68). Работа над лексическим значением слов.
Чтение 1-го и 2-го столбиков про себя. Столбики расположены друг под другом.
Чтение вслух по заданиям:
-Найдите и прочитайте слово, обозначающее «говорить ярко, с большим чувством». (Пылко.)
-Прочитайте слово, в котором есть мягкий согласный звук (пь). (Пилка.)
Чтение 3-го и 4-го столбиков про себя, затем вслух.
- Чем отличается слово панама и панамка? Что они обозначают? (Панама – это летний головной убор. Панама большая, а панамка маленькая. Отличие в размерах.)
- Почему одно и то же слово роман написано с маленькой и с большой буквы?
(Роман – это мужское имя, пишется с большой буквы; роман – это большое по объёму литературное произведение, слово пишется с маленькой буквы.)
- Как Романа называют друзья? (Рома.)
Чтение 5-6-го столбика.
- Прочитайте слово, обозначающее название рыбы. (Налим.)
- Что такое маслина? (Маслина растёт на дереве, плод с косточкой.)
- Упражнение в составлении слов из слогов. Игра «Слоги рассыпались».
- Возьмите конвертики, достаньте слоги. Составьте слова из слогов.
(Калитка, улитка, укатил, парилка, парил) По мере составления слов, дети печатают их в тетрадях и на доске.
- Чтение предложений с «игрой слов».
Беседа о лексическом значении слов с помощью картинок.
Чтение 1-го предложения.
- Почему одно и то же слово написано и с маленькой и с большой буквы?
- Объясните, что значит: Роман листал роман. (Это значит, что он его не читал, а просматривал.)
- Есть ли иллюстрация к этому предложению?
Чтение 2-го предложения, объяснение.
Галка – женское имя Галина, пишем с большой буквы; галка – название птицы, пишем с маленькой буквы.
Чтение 3-го предложения.
- Почему необходимо было поставить ударение во всех словах ?
- Прочитаем с другим ударением. Что получилось?
- Есть ли иллюстрация к этому предложению?
- Что делает пугало? Кого пугает? Почему его прозвали пугалом?
(Пугало – это палка, воткнутая в землю, к ней прибивается поперечина, на неё надевается старая одежда, к которой привязаны предметы, создающие шум при ветре. Пугало используется в саду, на огородах для отпугивания птиц.
Аналогично дети сами объясняют значение сорок сорок, обращая внимание на ударение.
Чтение 4-го предложения. Объяснение значения слов.
Чтение последних двух предложений с опорой на картинки.
- Кто такой странник? (Путешественник.)
- Что значит у странника панама стара?(Это значит, что головной убор не новый, старый, он часто в панаме был в разных путешествиях.Это слово пишется с маленькой буквы.)
- Почему в последнем предложении слово Панама пишется с большой буквы?
(Это название государства.)
- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (Это указатель для водителей, путешественников, подсказка, в какой стороне находится страна Панама).
- Можно ли все эти слова назвать текстом? Почему?
- Анализ схемы и составление предложения (с.68)
- Посмотрите внимательно на схему. Это схема чего?
- Сколько в этом предложении слов?
1-е слово книга, так как мы видим на картинке книгу.
2-е слово состоит из трёх слогов, ударение падает на 2-ой слог, начинается на букву у. Наверное, упала.
3-е слово маленькое – это предлог с.
4-е слово – здесь нарисована картинка, на которой изображено много книг. Они стоят на полке.
Получилось предложение: Книга упала с полки.
- Чтение текста Н. Надеждиной «Почему её назвали петрушкой?» (с.68)
- Работа с текстом до чтения.
- О чём говорит имя автора?
- Интересно, о чём автор расскажет на этот раз?
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на картинке? Что в руке? Где происходит действие?
- Давайте прочитаем название. Что такое петрушка? Кто ел? Полезная?
- Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста про себя.
Перечитывание: чтение текста по смысловым частям.
После чтения 1-го абзаца:
- Оказывается, имена, которыми мы называем людей, пришли к нам из Греции.
После чтения 2-го абзаца:
-Зачем давали детям при рождении имя Пётр.
- Какое уменьшительное имя от Петра?
- Кем в старину являлся Петрушка? (Это весёлый, смешной, озорной герой, кукольного театра.)
После чтения 3-го абзаца:
- Почему же такое имя дали овощу?
- В чём отличие Петрушки и петрушки?
-А что общего?
- Работа с текстом после чтения.
- Сколько частей (абзацев) в тексте?
- Как об этом догадались?
- Прочитайте 1-ю часть, 2-ю часть, 3-ю часть.
- Подведение итогов.
- Какие необычные слова встретились?
-Чем удивил текст?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Дома: рассказать родителям, что узнали о греческих именах в русском языке, о том, почему петрушку так назвали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении"
Разработка к уроку обучения грамоте включает в себя технологическую карту, конспект урока и презентацию. Данный урок разработан для учащихся 1 класса.Цель урока: формировать умение понимать роль ...
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...
Конспект урока по обучению грамоте по теме: "Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний « ЖИ» , «ШИ»
конспект урока...
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
Закрепление....
Урок обучение грамоте. Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст.
Обучение грамоте (чтение)Тема: Повторение основных понятий. Звуки. Слог. Слово. Ударение. Предложение. Текст. Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Букварь». Учебник для п...
Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.
Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."...
Обучение грамоте. Чтение. Чтение слогов, слов, предложений и текстов с согласной буквой М;
Конспект урока по обучению грамоте(чтение)....