Конспект занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха (подготовительный этап, ринолалия)
план-конспект по логопедии на тему
Вид занятия: индивидуальное.
Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnyy_etop_rinolaliya.docx | 367.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию звукопроизношения и фонематического слуха
(подготовительный этап, ринолалия)
Вид занятия: индивидуальное.
Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи.
Обучающие задачи:
-знакомство с механизмом дорсальной, альвеолярной и латеральной позиции языка.
Развивающие задачи:
- развитие снятие напряженности мышц лица;
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- развитие нужных артикуляционных движений для денного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);
- развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;
- развитие фонематического слуха.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к содержанию занятия;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Коррекционные задачи:
- устранение назального оттенка;
- преодоление речевого негативизма.
Оборудование:
- для формирования речевого дыхания (картинка «Тарелки с мухами», «Фокусник» кусочек ваты);
- для развития силы голоса («Горки»);
- для развития тембра голоса (пальчиковый театр: медведь, колобок);
Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда |
1.Орг. момент | 1 | Здравствуй! Сегодня ты будешь работать старательно! |
2. Массаж | 12 | Массаж лица Движение активно-поглаживающие, вибрирующие и постукивающие организуется в следующем алгоритме (каждое движение выполняется по 3 раза): - в области лба от периферии к центру; - движение от переносицы к вискам; - движение от уголков губ к вискам; - движение от середины подбородка к вискам; -массаж круговой мышцы рта с захватом подбородка. Массаж органов артикуляции а) массаж губ 1. Поглаживание носогубных складок, двигаясь от углов губ к крыльям носа. 2. Захватывание большим и указательным пальцами кожу вокруг губ и осуществление приёма пощипывания. 3. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами по верхней, а затем нижней губе. б) массаж языка (логопед на индивидуальном занятии) 1. Большим и указательным пальцами осуществляется пощипывающие движения по краю языка. 2. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифлёной поверхностью ручки, зубной щётки). 3. производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. на нижние зубы ребёнка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик. в) массаж мягкого неба Ребёнок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.(От твёрдого к мягкому небу, можно зондовый массаж) |
3. Артикуляционная гимнастика | 6 | Активная гимнастика для мышц губ Статические Хоботок (пьём горячий чай) Вытягивание губ вперёд «хоботок» удерживаем под счёт до 5. Повтори три-четыре раза. Бублик Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны удерживаем под счёт до 5. Повтори три-четыре раза. Динамические Лягушка - слоник Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два». Вращательные движения губ собранных в хоботок. Поочерёдное оскаливание зубов, чередованием, затем глубокий оскал. Активная гимнастика для мышц языка Статические Чашечка Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до 5-10 . Повтори три-четыре раза. Парус (чашечка в шкафу) Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху. Динамические Вкусное варенье Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе. Чистим зубки 2 Цель: для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка. Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Рот открою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Индюк Цель: отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед. Лижет «чашечкой» губу И болтает на бегу. Активная гимнастика для мышц нижней челюсти Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Активная гимнастика для мягкого нёба, задней стенки глотки Позевывать – это движение имитируется ребёнком вслед за логопедом. Многократно произносить гласные а, э на твёрдой атаке голоса (громко, резко). Комплекс упражнений для голосовых складок - плавное опускание головы вниз; - плавное отведение головы назад; - повороты головы в стороны; - круговые движения головы. |
4. Развитие дыхания | 1 | Развитие диафрагмального дыхания Из положения сидя. Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно. Упражнение «Бегемотики» Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается, То животик опускается. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух. Формирование целенаправленного ротового выдоха Одуванчики (сдуй муху с тарелки) Перед ребенком ставится игровая задача: помочь котёнку сдуть всех мух с тарелок. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Работа с этим упражнением возможна в двух режимах: с множественными объектами и с отдельными объектами. В работе с множественными объектами отрабатывается длительный и плавный ротовой выдох – мухи сдуваются со всех тарелок сразу. В режиме работы с отдельными объектами отрабатывается резкий и короткий выдох – муха сдуваются с каждой тарелке отдельно. Если задание выполнено верно, то котёнок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую. Формирование дифференцированного выдоха Вдох носом, выдох ртом Забор воздуха в рот и выпускание его попеременно то через рот, то через нос. |
5. Развитие голоса | 2 | Упражнение на развитие силы голоса «Горки» 1. Скатываясь с каждой горки (проводя пальчиком), произноси: А-НН, А-НН, А-НН. Теперь повторяй слоги ОН, УН, ИН . 2. Теперь надо «затянуть» санки на горку. «Тяни» санки вверх (веди пальчиком) и медленно произноси: ННА, ННА, ННА, затем ННЫ, ННЫ, ННЫ. Упражнение на развитие высоты голоса 1(гаммы) Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. Работа над тембром голоса Отрывок из русской народной сказки «Колобок». Пальчиковый театр. Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем!». «Не ешь меня я тебе песенку спою». Работа над интонацией Мама! Так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье «МАМА»! Устранение назального оттенка Подносим зеркало к носу и произносим [а]. Дуем на чай и произносим гласные Е-И, Е-И,Е-И,Е-И. Удерживанием кончика языка у нижних резцов. |
11. Оценка деятельности детей | 1 | Молодец! Ты сегодня хорошо поработал. Спасибо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Исследование уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха. С целью диагностики и сравнения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ...
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения
Цель занятия: Автоматизация звука Рь в предложениях и тексте....
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий
Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:• предупреждение речевых, грамматическ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР ...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения с подгруппой детей подготовительной группы (дети с ФФНР)
Тема: Звуки А,У,И. Ранняя осень....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Р-5 на тему: «Клуб Юных Знатоков».
Цели и задачи: закрепить с детьми порядковый счет в пределах 10, обратный счет, четные и нечетные числа в пределах 10, ориентировка на листе бумаги в клетку, знание последовательности дней недели, вре...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Математики"
Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Упраж...