ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
методическая разработка по теме
Исследование уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха.
С целью диагностики и сравнения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ОНР третьего уровня и их нормально развивающихся сверстников нами была использована модификация теста различения и выбора фонем Л. В. Лопатиной (2004), Т. А. Фотековой (2000), Г. В. Чиркиной (1982), Н. А. Шевердиной (2004).
Тест звукоразличения состоял из 10 заданий.
Задание №1 выявляло состояние процессов звукопроизношения.
Задания №2, №3, №4 были направлены на оценку уровня сформированности фонематического восприятия. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплексе были использованы задания, направленные на узнавание, сравнение и различение отдельных звуков в ряду слов, в предложениях, слов-паронимов. Особое внимание в заданиях было уделено различению свистящих и шипящих звуков, соноров, а также твердых и мягких фонем.
Для оценки уровня сформированности процессов фонематического анализа проводились задания №5, №6, №7 посредством определения наличия заданного звука в слове, определения количества звуков, а также при помощи выделения одинаковых звуков из нескольких слов. Задание №8 было направлено на оценку состояния фонематического синтеза, посредством составления слов из звуков, воспринятых на слух.
Для определения состояния фонематических представлений использовались задания на составление словесных цепочек (задание №10) и подбор слов по указанной тематике на заданный звук (задание №9).
Задание №1. «Скажи правильно».
Цель задания: определить количество правильно произносимых звуков, для дальнейшего обследования уровня сформированности фонематических процессов. Данное задание не имеет шкалы оценивания.
Материал: картинки с изображением различных предметов. Инструкция: «Внимательно смотри на картинки и старайся их правильно назвать».
Звуки | Б/П | В/Ф | д/т | к/г | и | ас | 3/3' | ц | ш | Щ | ж | ч | Л/Л' | Р/Р' | М/М' | Н/Н' |
В начале слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В середине слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2. «Пограничники».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематического восприятия, посредством выделения заданного звука из ряда слов.
Инструкция: «Опусти голову на сложенные перед собой руки и внимательно слушай меня. Я буду называть различные слова, если в каком-нибудь слове ты услышишь звук 3, то поднимешь голову. Слушай:
замок, живот, коза, жираф, зебра.
Теперь ты должен поднять голову тогда, когда услышишь звук Ж в словах, которые я буду произносить. Слушай:
лужа, зверь, желток, зелень, ножницы.
Шкала оценивания: звук 3 в первой части задания встречается 2 раза, во второй части задания звук Ж встречается 3 раза, таким образом, общее количество правильных ответов - пять. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл.
Кол-во правильных ответов | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №3. «Веселые звуки».
Цель задания: определение уровня развития фонематического восприятия, посредством выделения наиболее часто встречающегося звукав предложении.
Инструкция: «Сейчас внимательно послушай предложения и определи, какие звуки наиболее часто встречается в каждом из них. Слушай:
1) Мама мыла Милу мылом, (звук М)
2) Шла с базара кошка,
У кошки — лукошко, (звук Ш)
3) У Сони и Сани
В сетях сом с усами, (звук С)
4) Гусь Гона и гусь Гага
ч.
Друг без друга ни шага, (звук Г)
5) Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке, (звук Щ)
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Количество предложенных тестов составляет пять, максимальное количество набранных баллов - 5 баллов.
Кол-во правильных ответов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №4. «Картинки».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематического восприятия, посредством предъявления слов-паронимов.
Материал: 5 пар картинок с изображением слов с паронимичным значением.
Инструкция: перед ребенком на столе раскладываются 10 картинок с изображением слов-паронимов. «Внимательно рассмотри все картинки и скажи, все ли предметы тебе известны, знаешь ли ты их названия? Теперь будь особенно внимательным, я буду называть эти предметы попарно, а ты будешь показывать их на разложенных перед тобой картинках. Слушай:
лук — люк
мишка — мышкакрыша - крыса
бочка — почка
трава — дрова
Шкала оценивания: за каждую правильно указанную пару картинок ребенок получает 1 балла. Общее количество предложенных картинок - 5 пар, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.
Количество правильно указанных пар картинок | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №5. «Потерявшиеся звуки».
Цель задания: определение уровня развития процессов фонематического анализа, посредством определения места звука в слове.
Инструкция: «Внимательно послушай и ответь, где ты слышишь
звук Р в слове сахар (в конце слова)
звук Ч в слове часы (в начале слова)
звук С в слове миска (в середине слова)
звук 3' в слове зефир (в начале слова)
звук Л в слове осел (в конце слова).
Шкала оценивания: ребенку предлагаются пять слов для определения позиции заданного звука. Общее количество правильных ответов - пять, максимальное количество баллов - 5 баллов.
Кол-во правильных ответов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №6. «Сосчитай сколько звуков».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематического анализа, посредством определения звуков в слове.
Материал: картинки с изображением следующих предметов: кот, лиса, арбуз, огурец, кенгуру. Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, все ли предметы тебе известны, знаешь ли ты, как они называются? Теперь назови каждую картинку по очереди и сосчитай, сколько звуков в каждом из этих слов».
Шкала оценивания: общее количество правильных ответов составляет пять, таким образом, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов. .
Кол-во правильных ответов | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №7. «Найди одинаковые звуки».
Цель задания: определение состояния фонематического анализа, посредством выделения одинаковых звуков в парах слов.
Инструкция: «Сейчас я буду называть по два слова, а ты должен внимательно послушать и определить одинаковые звуки в этих словах. Слушай:
кот - кит (в этих словах есть один и тот же звук Т)
лампа - стол (один и тот же звук Л)
мяч — ключ (один и тот же звук Ч)
ящик - борщ (в обоих словах есть звук Щ)
сахар - сом (в обоих словах присутствует звук С).
Шкала оценивания: общее количество правильных ответов составляет пять, за каждый правильный ответ - 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов за предложенное задание - 5 баллов.
Кол-во правильных ответов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №8. «Назови слово».
Цель задания: обследовать уровень развития процессов фонематического синтеза, посредством составления слов из звуков, воспринятых на слух. Инструкция: «Сейчас я буду называть каждый звук слова отдельно, один за другим. А ты послушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков. (Звуки произносятся с интервалом в 5 секунд). Слушай:
С...О...М
К...Р...О...Т
К...У...К...Л...А
К...Р...А...С..К...И
Л...Я...Г...У...Ш...К...А
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.
Количество правильно синтезированных слов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №9. «Подбери название».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематических представлений, посредством подбора слов по указанной тематике на заданный звук.
Инструкция: «Сейчас будь особенно внимательным, так как задание довольно сложное. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать на них.
- Подбери название ягоды, начинающееся на звук М (малина);
- Подбери домашнее животное, название которого начинается со звука Л (лошадь);
- Назови дикое животное, начинающееся на звук В (волк);
- Подбери название транспорта на звук С (самолет);
- Назови овощ, который бы начинался со звука Щ (щавель).
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов, полученных за задание, составляет 5 баллов.
Количество правильно | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |||||
подобранных слов |
|
|
|
|
| ||||||
Количество баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||||
Задание №10. «Словесные цепочки».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематических представлений, посредством составления цепочек слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Материал: пять картинок с изображениями предметов (стол, зонт, тигр, ракета, ананас), разложенные перед ребенком в любой последовательности.
Инструкция: «Посмотри внимательно, все ли предметы тебе знакомы, знаешь ли ты их названия? Сейчас ты попробуешь «составить цепочку из 5 слов, опираясь на предложенные картинки, таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего».
зонт — тигр —ракета — ананас - стол
Шкала оценивания: критерии постановки баллов за данное задание зависят от типов ответов ребенка
Типы ответа ребенка | баллы | |
Правильное самостоятельное выполнение задания | 5 баллов | |
Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Назови первый звук в слове стол. Отбери из пяти картинок те, которые начинаются и заканчиваются на заданный звук». | 4 балла | |
Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Назови первый звук в слове стол. Назови все картинки. Отбери из пяти картинок те, которые начинаются и заканчиваются на звук С». | 3 балла | |
Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Первый звук в слове стол — звук С. На картинках изображены стол, ананас, ракета, зонт, тигр. Назови картинки, на которых изображены предметы, название | 2 балла | |
которых начинается или заканчивается на звук С. |
|
|
Невыполнение задания | 1 балл |
|
Оценка уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников:
40 - 45 баллов - высокий уровень: предполагает полную сформированность фонематического восприятия и фонематических представлений. При выполнении заданий, направленных на диагностику данных процессов, у детей возможны небольшие затруднения из-за ограниченности словарного запаса. Наблюдаются затруднения при выполнении заданий на сложные формы фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количества, места звука в слове).
35-39 баллов - средний уровень: характеризуется сформированностью фонематического восприятия и фонематических представлений в целом. Затруднения при выполнении данных заданий незначительны и выражаются в основном в увеличении количества времени, затраченного на выполнение задания. Тесты на сложные формы звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на простые формы анализа используют подсказку взрослого.
0-34 баллов - низкий уровень: недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не справляются без помощи взрослых), фонематического восприятия, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, а состояние фонематических представлений характеризуется затруднениями при составлении словесных цепочек, при назывании слов на заданный звук по определенной лексической теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности...
Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...
Отчет по результатам, проведенного диагностического исследования уровня сформированности УУД у учащихся 2-го класса
Отчет по диагностике во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха (подготовительный этап, ринолалия)
Вид занятия: индивидуальное.Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи....
Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня....
Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста
Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...