ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
методическая разработка по теме

Шуманкова Ольга Викторовна

Исследование уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха.

 

С целью диагностики и сравнения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ОНР третьего уровня и их нормально развивающихся сверстников нами была использована модификация теста различения и выбора фонем Л. В. Лопатиной (2004), Т. А. Фотековой (2000), Г. В. Чиркиной (1982), Н. А. Шевердиной (2004).

Тест звукоразличения состоял из 10 заданий.

Задание №1 выявляло состояние процессов звукопроизношения.

Задания №2, №3, №4 были направлены на оценку уровня сформированности фонематического восприятия. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплексе были использованы задания, направленные на узнавание, сравнение и различение отдельных звуков в ряду слов, в предложениях, слов-паронимов. Особое внимание в заданиях было уделено различению свистящих и шипящих звуков, соноров, а также твердых и мягких фонем.

Для оценки уровня сформированности процессов фонематического анализа проводились задания №5, №6, №7 посредством определения наличия заданного звука в слове, определения количества звуков, а также при помощи выделения одинаковых звуков из нескольких слов. Задание №8 было направлено на оценку состояния фонематического синтеза, посредством составления слов из звуков, воспринятых на слух.

Для определения состояния фонематических представлений использовались задания на составление словесных цепочек (задание №10) и подбор слов по указанной тематике на заданный звук (задание №9).

Задание №1. «Скажи правильно».

Цель задания: определить количество правильно произносимых звуков, для дальнейшего обследования уровня сформированности фонематических процессов. Данное задание не имеет шкалы оценивания.

Материал: картинки с изображением различных предметов. Инструкция: «Внимательно смотри на картинки и старайся их правильно назвать».

Звуки

Б/П

В/Ф

д/т

к/г

и

ас

3/3'

ц

ш

Щ

ж

ч

Л/Л'

Р/Р'

М/М'

Н/Н'

В начале слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

середине слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В   конце слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2. «Пограничники».

Цель задания: определение уровня сформированности фонематического восприятия, посредством выделения заданного звука из ряда слов.

Инструкция: «Опусти голову на сложенные перед собой руки и внимательно слушай меня. Я буду называть различные слова, если в каком-нибудь слове ты услышишь звук 3, то поднимешь голову. Слушай:

замок, живот, коза, жираф, зебра.

Теперь ты должен поднять голову тогда, когда услышишь звук Ж в словах, которые я буду произносить. Слушай:

лужа, зверь, желток, зелень, ножницы.

Шкала оценивания: звук 3 в первой части задания встречается 2 раза, во второй части задания звук Ж встречается 3 раза, таким образом, общее количество правильных ответов - пять. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл.

Кол-во правильных ответов

0-1

2

3

4

5

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание №3. «Веселые звуки».

Цель     задания:     определение     уровня     развития     фонематического восприятия, посредством выделения наиболее часто встречающегося звукав предложении.

Инструкция: «Сейчас внимательно послушай предложения и определи, какие звуки наиболее часто встречается в каждом из них. Слушай:

1) Мама мыла Милу мылом, (звук М)

2) Шла с базара кошка,

У кошки — лукошко, (звук Ш)

3)  У Сони и Сани

В сетях сом с усами, (звук С)

4) Гусь Гона и гусь Гага

ч.

Друг без друга ни шага, (звук Г)

5) Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке, (звук Щ)

Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Количество предложенных тестов составляет пять, максимальное количество набранных баллов - 5 баллов.

Кол-во правильных ответов

0- 1

2

3

4

5

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание №4. «Картинки».

Цель задания: определение уровня сформированности фонематического восприятия, посредством предъявления слов-паронимов.

Материал: 5 пар картинок с изображением слов с паронимичным значением.

Инструкция: перед ребенком на столе раскладываются 10 картинок с изображением слов-паронимов. «Внимательно рассмотри все картинки и скажи, все ли предметы тебе известны, знаешь ли ты их названия? Теперь будь особенно внимательным, я буду называть эти предметы попарно, а ты будешь показывать их на разложенных перед тобой картинках. Слушай:

лук — люк

мишка мышкакрыша - крыса

бочка почка

трава — дрова

Шкала оценивания: за каждую правильно указанную пару картинок ребенок получает 1 балла. Общее количество предложенных картинок - 5 пар, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.

Количество      правильно указанных пар картинок

0- 1

2

3

4

5

Количество баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

 

Задание №5. «Потерявшиеся звуки».

Цель задания: определение уровня развития процессов фонематического анализа, посредством определения места звука в слове.

Инструкция: «Внимательно послушай и ответь, где ты слышишь

звук Р в слове сахар (в конце слова)

звук Ч в слове часы (в начале слова)

звук С в слове миска (в середине слова)

звук 3' в слове зефир (в начале слова)

звук Л в слове осел (в конце слова).

Шкала оценивания: ребенку предлагаются пять слов для определения позиции заданного звука. Общее количество правильных ответов - пять, максимальное количество баллов - 5 баллов.

Кол-во правильных ответов

0- 1

2

3

4

5

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание №6. «Сосчитай сколько звуков».

Цель задания: определение уровня сформированности фонематического анализа, посредством определения звуков в слове.

Материал: картинки с изображением следующих предметов: кот, лиса, арбуз, огурец, кенгуру. Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, все ли предметы тебе известны, знаешь ли ты, как они называются? Теперь назови каждую картинку по очереди и сосчитай, сколько звуков в каждом из этих слов».

Шкала оценивания: общее количество правильных ответов составляет пять, таким образом, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.   .

Кол-во правильных ответов

0-1

2

3

4

5

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание №7. «Найди одинаковые звуки».

Цель задания: определение состояния фонематического анализа, посредством выделения одинаковых звуков в парах слов.

Инструкция: «Сейчас я буду называть по два слова, а ты должен внимательно послушать и определить одинаковые звуки в этих словах. Слушай:

кот - кит (в этих словах есть один и тот же звук Т)

лампа - стол (один и тот же звук Л)

мяч ключ (один и тот же звук Ч)

ящик - борщ (в обоих словах есть звук Щ)

сахар - сом (в обоих словах присутствует звук С).

Шкала оценивания: общее количество правильных ответов составляет пять, за каждый правильный ответ - 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов за предложенное задание - 5 баллов.

Кол-во правильных ответов

0- 1

2

3

4

5

Кол-во баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание №8. «Назови слово».

Цель задания: обследовать уровень развития процессов фонематического синтеза, посредством составления слов из звуков, воспринятых на слух. Инструкция: «Сейчас я буду называть каждый звук слова отдельно, один за другим. А ты послушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков. (Звуки произносятся с интервалом в 5 секунд). Слушай:

С...О...М

К...Р...О...Т

К...У...К...Л...А

К...Р...А...С..К...И

Л...Я...Г...У...Ш...К...А

Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.

Количество             правильно синтезированных слов

0- 1

2

3

4

5

Количество баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание №9. «Подбери название».

Цель задания: определение уровня сформированности фонематических представлений, посредством подбора слов по указанной тематике на заданный звук.

Инструкция: «Сейчас будь особенно внимательным, так как задание довольно сложное. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать на них.

- Подбери название ягоды, начинающееся на звук М (малина);

- Подбери домашнее животное, название которого начинается со звука Л (лошадь);

- Назови дикое животное, начинающееся на звук В (волк);

- Подбери название транспорта на звук С (самолет);

- Назови овощ, который бы начинался со звука Щ (щавель).

Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов, полученных за задание, составляет 5 баллов.

Количество             правильно

0- 1

2

3

4

5

 

подобранных слов

 

 

 

 

 

Количество баллов

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

            

Задание №10. «Словесные цепочки».

Цель задания: определение уровня сформированности фонематических представлений, посредством составления цепочек слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Материал: пять картинок с изображениями предметов (стол, зонт, тигр, ракета, ананас), разложенные перед ребенком в любой последовательности.

Инструкция: «Посмотри внимательно, все ли предметы тебе знакомы, знаешь ли ты их названия? Сейчас ты попробуешь «составить цепочку из 5 слов, опираясь на предложенные картинки, таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего».

зонт тигр —ракета — ананас - стол

Шкала оценивания: критерии постановки баллов за данное задание зависят от типов ответов ребенка

Типы ответа ребенка

баллы

Правильное самостоятельное выполнение задания

5 баллов

Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Назови первый звук в слове стол. Отбери из пяти картинок те, которые начинаются и заканчиваются на заданный звук».

4 балла

Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Назови первый звук в слове стол. Назови все картинки. Отбери из пяти картинок те, которые начинаются и заканчиваются на звук С».

3 балла

Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Первый звук в слове стол — звук С. На картинках изображены стол, ананас, ракета, зонт, тигр. Назови картинки,   на которых изображены предметы, название

2 балла

которых начинается или заканчивается на звук С.

 

 

Невыполнение задания

1 балл

 

Оценка уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников:

40 - 45 баллов - высокий уровень: предполагает полную сформированность фонематического восприятия и фонематических представлений. При выполнении заданий, направленных на диагностику данных процессов, у детей возможны небольшие затруднения из-за ограниченности словарного запаса. Наблюдаются затруднения при выполнении заданий на сложные формы фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количества, места звука в слове).

35-39 баллов - средний уровень: характеризуется сформированностью фонематического восприятия и фонематических представлений в целом. Затруднения при выполнении данных заданий незначительны и выражаются в основном в увеличении количества времени, затраченного на выполнение задания. Тесты на сложные формы звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на простые формы анализа используют подсказку взрослого.

0-34 баллов - низкий уровень: недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не справляются без помощи взрослых), фонематического восприятия, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, а состояние фонематических представлений характеризуется затруднениями при составлении словесных цепочек, при назывании слов на заданный звук по определенной лексической теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности

Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности...

Конспект занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха (подготовительный этап, ринолалия)

Вид занятия: индивидуальное.Цель занятия: осуществлять  подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи....

Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня....

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста

Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

Как помочь детям с низким уровнем фонематического слуха научиться проводить звуковой анализ?

Овладение более элементарными формами звукового анализа, а также интонационным выделением звуков является успешным средством проведения звукового анализа. Генетически более ранней и легкой для ребенка...