ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
методическая разработка по теме
Исследование уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха.
С целью диагностики и сравнения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ОНР третьего уровня и их нормально развивающихся сверстников нами была использована модификация теста различения и выбора фонем Л. В. Лопатиной (2004), Т. А. Фотековой (2000), Г. В. Чиркиной (1982), Н. А. Шевердиной (2004).
Тест звукоразличения состоял из 10 заданий.
Задание №1 выявляло состояние процессов звукопроизношения.
Задания №2, №3, №4 были направлены на оценку уровня сформированности фонематического восприятия. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплексе были использованы задания, направленные на узнавание, сравнение и различение отдельных звуков в ряду слов, в предложениях, слов-паронимов. Особое внимание в заданиях было уделено различению свистящих и шипящих звуков, соноров, а также твердых и мягких фонем.
Для оценки уровня сформированности процессов фонематического анализа проводились задания №5, №6, №7 посредством определения наличия заданного звука в слове, определения количества звуков, а также при помощи выделения одинаковых звуков из нескольких слов. Задание №8 было направлено на оценку состояния фонематического синтеза, посредством составления слов из звуков, воспринятых на слух.
Для определения состояния фонематических представлений использовались задания на составление словесных цепочек (задание №10) и подбор слов по указанной тематике на заданный звук (задание №9).
Задание №1. «Скажи правильно».
Цель задания: определить количество правильно произносимых звуков, для дальнейшего обследования уровня сформированности фонематических процессов. Данное задание не имеет шкалы оценивания.
Материал: картинки с изображением различных предметов. Инструкция: «Внимательно смотри на картинки и старайся их правильно назвать».
Звуки | Б/П | В/Ф | д/т | к/г | и | ас | 3/3' | ц | ш | Щ | ж | ч | Л/Л' | Р/Р' | М/М' | Н/Н' |
В начале слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В середине слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2. «Пограничники».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематического восприятия, посредством выделения заданного звука из ряда слов.
Инструкция: «Опусти голову на сложенные перед собой руки и внимательно слушай меня. Я буду называть различные слова, если в каком-нибудь слове ты услышишь звук 3, то поднимешь голову. Слушай:
замок, живот, коза, жираф, зебра.
Теперь ты должен поднять голову тогда, когда услышишь звук Ж в словах, которые я буду произносить. Слушай:
лужа, зверь, желток, зелень, ножницы.
Шкала оценивания: звук 3 в первой части задания встречается 2 раза, во второй части задания звук Ж встречается 3 раза, таким образом, общее количество правильных ответов - пять. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл.
Кол-во правильных ответов | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №3. «Веселые звуки».
Цель задания: определение уровня развития фонематического восприятия, посредством выделения наиболее часто встречающегося звукав предложении.
Инструкция: «Сейчас внимательно послушай предложения и определи, какие звуки наиболее часто встречается в каждом из них. Слушай:
1) Мама мыла Милу мылом, (звук М)
2) Шла с базара кошка,
У кошки — лукошко, (звук Ш)
3) У Сони и Сани
В сетях сом с усами, (звук С)
4) Гусь Гона и гусь Гага
ч.
Друг без друга ни шага, (звук Г)
5) Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке, (звук Щ)
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Количество предложенных тестов составляет пять, максимальное количество набранных баллов - 5 баллов.
Кол-во правильных ответов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №4. «Картинки».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематического восприятия, посредством предъявления слов-паронимов.
Материал: 5 пар картинок с изображением слов с паронимичным значением.
Инструкция: перед ребенком на столе раскладываются 10 картинок с изображением слов-паронимов. «Внимательно рассмотри все картинки и скажи, все ли предметы тебе известны, знаешь ли ты их названия? Теперь будь особенно внимательным, я буду называть эти предметы попарно, а ты будешь показывать их на разложенных перед тобой картинках. Слушай:
лук — люк
мишка — мышкакрыша - крыса
бочка — почка
трава — дрова
Шкала оценивания: за каждую правильно указанную пару картинок ребенок получает 1 балла. Общее количество предложенных картинок - 5 пар, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.
Количество правильно указанных пар картинок | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №5. «Потерявшиеся звуки».
Цель задания: определение уровня развития процессов фонематического анализа, посредством определения места звука в слове.
Инструкция: «Внимательно послушай и ответь, где ты слышишь
звук Р в слове сахар (в конце слова)
звук Ч в слове часы (в начале слова)
звук С в слове миска (в середине слова)
звук 3' в слове зефир (в начале слова)
звук Л в слове осел (в конце слова).
Шкала оценивания: ребенку предлагаются пять слов для определения позиции заданного звука. Общее количество правильных ответов - пять, максимальное количество баллов - 5 баллов.
Кол-во правильных ответов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №6. «Сосчитай сколько звуков».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематического анализа, посредством определения звуков в слове.
Материал: картинки с изображением следующих предметов: кот, лиса, арбуз, огурец, кенгуру. Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, все ли предметы тебе известны, знаешь ли ты, как они называются? Теперь назови каждую картинку по очереди и сосчитай, сколько звуков в каждом из этих слов».
Шкала оценивания: общее количество правильных ответов составляет пять, таким образом, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов. .
Кол-во правильных ответов | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №7. «Найди одинаковые звуки».
Цель задания: определение состояния фонематического анализа, посредством выделения одинаковых звуков в парах слов.
Инструкция: «Сейчас я буду называть по два слова, а ты должен внимательно послушать и определить одинаковые звуки в этих словах. Слушай:
кот - кит (в этих словах есть один и тот же звук Т)
лампа - стол (один и тот же звук Л)
мяч — ключ (один и тот же звук Ч)
ящик - борщ (в обоих словах есть звук Щ)
сахар - сом (в обоих словах присутствует звук С).
Шкала оценивания: общее количество правильных ответов составляет пять, за каждый правильный ответ - 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов за предложенное задание - 5 баллов.
Кол-во правильных ответов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №8. «Назови слово».
Цель задания: обследовать уровень развития процессов фонематического синтеза, посредством составления слов из звуков, воспринятых на слух. Инструкция: «Сейчас я буду называть каждый звук слова отдельно, один за другим. А ты послушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков. (Звуки произносятся с интервалом в 5 секунд). Слушай:
С...О...М
К...Р...О...Т
К...У...К...Л...А
К...Р...А...С..К...И
Л...Я...Г...У...Ш...К...А
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, максимальное количество баллов за данное задание - 5 баллов.
Количество правильно синтезированных слов | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Задание №9. «Подбери название».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематических представлений, посредством подбора слов по указанной тематике на заданный звук.
Инструкция: «Сейчас будь особенно внимательным, так как задание довольно сложное. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечать на них.
- Подбери название ягоды, начинающееся на звук М (малина);
- Подбери домашнее животное, название которого начинается со звука Л (лошадь);
- Назови дикое животное, начинающееся на звук В (волк);
- Подбери название транспорта на звук С (самолет);
- Назови овощ, который бы начинался со звука Щ (щавель).
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, таким образом, максимальное количество баллов, полученных за задание, составляет 5 баллов.
Количество правильно | 0- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |||||
подобранных слов |
|
|
|
|
| ||||||
Количество баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||||
Задание №10. «Словесные цепочки».
Цель задания: определение уровня сформированности фонематических представлений, посредством составления цепочек слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
Материал: пять картинок с изображениями предметов (стол, зонт, тигр, ракета, ананас), разложенные перед ребенком в любой последовательности.
Инструкция: «Посмотри внимательно, все ли предметы тебе знакомы, знаешь ли ты их названия? Сейчас ты попробуешь «составить цепочку из 5 слов, опираясь на предложенные картинки, таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего».
зонт — тигр —ракета — ананас - стол
Шкала оценивания: критерии постановки баллов за данное задание зависят от типов ответов ребенка
Типы ответа ребенка | баллы | |
Правильное самостоятельное выполнение задания | 5 баллов | |
Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Назови первый звук в слове стол. Отбери из пяти картинок те, которые начинаются и заканчиваются на заданный звук». | 4 балла | |
Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Назови первый звук в слове стол. Назови все картинки. Отбери из пяти картинок те, которые начинаются и заканчиваются на звук С». | 3 балла | |
Выполнение задания с помощью наводящих вопросов, типа «Первый звук в слове стол — звук С. На картинках изображены стол, ананас, ракета, зонт, тигр. Назови картинки, на которых изображены предметы, название | 2 балла | |
которых начинается или заканчивается на звук С. |
|
|
Невыполнение задания | 1 балл |
|
Оценка уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников:
40 - 45 баллов - высокий уровень: предполагает полную сформированность фонематического восприятия и фонематических представлений. При выполнении заданий, направленных на диагностику данных процессов, у детей возможны небольшие затруднения из-за ограниченности словарного запаса. Наблюдаются затруднения при выполнении заданий на сложные формы фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количества, места звука в слове).
35-39 баллов - средний уровень: характеризуется сформированностью фонематического восприятия и фонематических представлений в целом. Затруднения при выполнении данных заданий незначительны и выражаются в основном в увеличении количества времени, затраченного на выполнение задания. Тесты на сложные формы звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на простые формы анализа используют подсказку взрослого.
0-34 баллов - низкий уровень: недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не справляются без помощи взрослых), фонематического восприятия, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, а состояние фонематических представлений характеризуется затруднениями при составлении словесных цепочек, при назывании слов на заданный звук по определенной лексической теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности
Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности...
Отчет по результатам, проведенного диагностического исследования уровня сформированности УУД у учащихся 2-го класса
Отчет по диагностике во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха (подготовительный этап, ринолалия)
Вид занятия: индивидуальное.Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи....
Интегративный подход в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку у обучающихся вторых классов с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается реализация интегративного подхода в исследовании уровня сформированности навыка письма под диктовку учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III уровня....
Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста
Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...
Как помочь детям с низким уровнем фонематического слуха научиться проводить звуковой анализ?
Овладение более элементарными формами звукового анализа, а также интонационным выделением звуков является успешным средством проведения звукового анализа. Генетически более ранней и легкой для ребенка...