Школьный стресс. Пути коррекции.
консультация по логопедии на тему

Волкова Наталья Викторовна

В статье рассматривается  подход к определению школьного  стресса, определяются цели и задачи для психолога - кинезиолога используемые в работе с детьми-логопатами.

Ключевые слова:  дислексия, психотерапия, кинезиологические  методы и направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_stress.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

                    Школьный стресс. Пути коррекции.

КОВАЛЁВА М.М.

учитель-логопед,  психолог ,сертифицированный специалист  в  области  кинезиологии, наблюдательный член ППЛ.

 В статье рассматривается  подход к определению школьного  стресса, определяются цели и задачи для психолога - кинезиолога используемые в работе с детьми-логопатами.

Ключевые слова:  дислексия, психотерапия, кинезиологические  методы и направления .

«Ничто не остается

неподвижным, неподатливым,

а всегда может быть достигнуто,

 изменяться к лучшему,

 лишь бы были осуществлены

соответствующие

условия».

И.П. Павлов

Обстоятельства, требующие особое отношение к детям.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркну лишь некоторые из них:

Первое.     Дети и подростки - наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Второе.    Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья.   Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье.    Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

Причины возникновения школьного стресса.  

Ими являются психическая нагрузка и психическая перегрузка.

Психическая нагрузка - это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека во время той или иной деятельности.

Психическая перегрузка - это действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Виды школьного стресса: 

  • физиологический,  вызываемый излишними физическими нагрузками;
  • психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими, как детьми, так и взрослыми;
  • информационный, т.е.порожденный избытком, недостатком или бессистемностью  подачи жизненно важной информации;
  •  обусловленный высокой ответственностью за последствия,  как   игнорируемых так и принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени;
  • эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости.

Если  целью психокоррекционной  работы      является  гармонизация психоэмоционального  состояния, формирование положительных установок в сознании детей  с трудностями в обучении и их родителей,  то задачами становятся:

  • создание безопасного пространства и возможности для  отреагирования  травматичного материала посредством использования различных средств;
  • осознание чувств и переживаний, связанных с травматическим опытом, и дистанцирование от связанных с травмами переживаний, обусловленных  трудностями обучения ;
  • содействие усвоению учениками  новой информации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире, а также характера их переживаний;
  • развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полному самовыражению и снятию страха обучения;
  • накопление эмоционально-положительного опыта;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. 

Способами управления стрессами  являются: 

 1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе обучения соответствующим методам (например, последовательной мышечной релаксации — упражнениям по расслаблению и напряжению мышц, аутотренингу и т.п.).

  • 2. Сознательное изменение процессов восприятия и оценки ситуации.
  •  Здесь можно выделить:
  •  отрицание (уклонение от восприятия негативной информации);
  •  вытеснение (забывание или переключение на другое): принятие обстоятельств такими, какие они есть;
  • замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной; рационализацию (внушение себе мысли о малозначимости проблемы, незаинтересованности в ней на самом деле и проч.).
  • 3. Эмоционально-психологическая разрядка с помощью сна, слез, разговора с сочувствующими лицами.
  • 4. Изменение позиции по отношению к проблеме в виде снижения требований и претензий к себе и другим, перепоручение ее решения другим и ограничения собственных контактов, игнорирования и бездействия.

Так нужно ли учителю знать методы психотерапии  и ещё быть  психотерапевтом по совместительству?  

Как помочь быстро и качественно?

Как определить, насколько эффективна проведённая с ребёнком коррекционная работа?

     Здесь нам  ответ может дать  кинезиология - наука о движении, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений современной психокоррекции.

 Кинезиология  - это наука о движении .

 Специализированная образовательная кинезиология изучает приёмы и методы по налаживанию связей между полушариями головного мозга и отдельными зонами и участками;

 оживлению функций мозга и создание условий для его созревания;

улучшению энергетического обмена мозга, повышению тонуса организма;

 интеграции между мозгом, телом и сенсорными органами;

созданию эмоционального баланса;

Образовательная кинезиология

наука о движении, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений современной  психокоррекции.

 

Основная цель которой – вернуть человеку состояние выбора, в тех областях жизни, где, как ему кажется, никакого выбора нет и быть не может.

А помогает  в этом  мышечное  тестирование в качестве и диагностики и комбинаций  разнообразных техник, для помощи детям с проблемами в обучении.

    Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии,к большому разнообразию ее этиопатогенетических механизмов.  

Во многих  случаях это обусловливает наличие у ребенка с дисграфией  симптомокомплекса, ограничить который ошибками в письме было бы некорректно, тем более что ошибки одного вида (например, замены, пропуски и перестановки букв и слогов; искажения окончаний слов; недописания окончаний и др.) часто имеют различные механизмы возникновения.

       Такие понятия как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация и возможные другие расстройства прочно вошли в практику. Между тем известно, что прогноз и эффективность работы с ребенком во многом зависят от учета его психофизиологических особенностей и нейропсихической организации. В практике логопеду часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Существующее положение, а именно некоторую ограниченность логопедической теории, рассматривающей дисграфию только в аспекте понимания ее как специфического языкового нарушения, позволяют исправить исследования и рекомендации специалистов из смежных областей знаний.

Дислексия с кинезиологической точки зрения это – нарушение, являющееся результатом эмоционального стресса, пережитого во время обучения (функциональная дислексия),

   реже нарушение способности к обучению, обусловленное органическим поведением тканей мозга (органическая дислексия) 

Дислексия есть результат эмоционального стресса в момент обучения и образования "мертвой точки" из-за эмоций страха, боли, страха боли ,  она носит функциональный характер за исключением травматических и органических поражений мозга.

Она является отрицанием личностью возможности обучения в конкретной сфере, но не ограничивает жизненных возможностей творческого выражения себя в других сферах вне этой "мертвой точки".

Дислексия – несомненно результат нарушения межполушарных связей , чаще между передними и задними отделами доминантного полушария головного мозга, где находятся центры речи, ибо с речью связано современное обучение (доминантное полушарие противоположно пишущей руке).

    При   включении  кинезиологических  приемов  в коррекционные  или

иные  занятия,  необходимо учитывать  основные положения современного теоретического и практического знания  о памяти:

  1. Запоминание информации лежит в основе процессов научения и формирования индивидуального опыта.
  2. Сохранение в памяти информации -  связано со степенью ее необходимости.
  3. Процесс поступления информации в память- носит избирательный характер, фиксируются не все впечатления, а только те из них, которые значимы для управления поведением и обучением.
  4. Значимые впечатления интегрируются и хранятся в памяти не изолированно друг от друга, а в виде некоторой целостной структуры, в которой отражаются объективные взаимосвязи внешних объектов.
  5. Человеческая память, а в первую очередь детская, не пассивный хранитель   информации — это активная деятельность.

Пример. Ученик 3 класса, не успевает по русскому языку, дисграфические ошибки обусловленные нарушением фонетико-фонематическим нарушением речи. Барометр поведения показывает ,что необходима коррекция на уровне тела.

Для мозга ребёнка движение отзывается образованием каскадом нейронных связей между полушариями, между верхними и нижними, передними и задними отделами. Каждое движение мгновенно отражается в первичных зонах коры головного мозга. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение.  

 

 Кинезиологические   упражнения

  – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие,

   развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы,

   через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Установлено , что систематическое  включение занятие  кинезиологических упражнений  способствуют функциональном развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей и улучшению обучения в школе.

     У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение, способствует развитию депрессивных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте человеку будет сложно достигнуть успеха в профессии, требующей составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления.

      Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все  кинезиологические и нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

   «Процесс научения представляет собой многократное повторение определенной последовательности каких-либо действий до тех пор, пока контроль сознания за каждым отдельным действием становится необязательным и даже излишним.

      Каждое действие имеет свою цель, которую человек осознает и удерживает в сознании во время выполнения этого действия на первых этапах научения.  Контроль сознания необходим до момента автоматизации. Автоматизация действий заключается в переходе от сознательной постановки ряда промежуточных целей к удержанию в сознании только конечной цели всей последовательности действий. В случае успешного научения этого оказывается достаточно для достижения конечного результата всей цепочки действий.

     Когда процесс автоматизации действий завершается, то сознание начинает контролировать более крупные двигательные единицы, а автоматизированные действия не осознаются до тех пор, пока условия их выполнения остаются стандартными». (Леонтьев А.Н., 1977, 1981).

 

                                      Список  литературы:

     1.Стокс Г., Уайтсайд Д. «Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга». 2003г. - 218 с.

     2. А.Л. Сиротюк « Коррекция обучения и развития школьников» - Москва , 2002 г.

    3.Практическая нейропсихология:   помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога).

    4. Уайтсайд Д.  Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ.,  - М, кинезис, 1998 г. - 43 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром нарушения внимания и гиперактивности у детей: диагностика и пути коррекции

Статья содержит: факторы развития гиперактивности, симптомокомплекс СНВГ, данные статистики, пути коррекции, советы родителям: "Как себя вести родителям с гиперактивным ребёнком", "Как реагировать на ...

Замены букв по фонетическому типу и пути коррекции этих ошибок.

Рекомендации родителям по коррекции замен букв  по принципу сходства соответствующих им звуков....

Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции

Младший школьный возраст - Адаптация к школе  ...

Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.

Материал подготовлен к выступлению на педсовете школы. Рекомендации, памятки, психологические игры, анкеты могут быть использованы педагогом при подготовке к родительскому собранию по данной теме....

Школьные стрессы обучающихся

Прорблема школьного стресса актуальна и испытывает его, практически,  каждый ученик. Важно  вовремя распознать стресс  и помочь справиться  с этим стрессом....

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии

Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...