Замены букв по фонетическому типу и пути коррекции этих ошибок.
методическая разработка на тему

Рекомендации родителям по коррекции замен букв  по принципу сходства соответствующих им звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskie_zameny_i_puti_ih_korrekcii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Замены букв по фонетическому типу

и пути коррекции этих ошибок.

Под дисграфией (дис — расстройство, графо — пишу) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

К дисграфическим относят специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил:                                          • замены букв;                          

                  • пропуски букв;                                                   • вставка лишних букв;  

                  • перестановка букв;                                            • недописывание слов;          

                  • слияние нескольких слов в одно;                • разделение одного слова на части.

Замены букв могут быть:

 - по принципу сходства соответствующих им звуков (по фонетическому типу);

 - по принципу оптического сходства и искажённое их написание (по оптическому типу).

Замены букв по фонетическому типу у обучающихся младших классов связаны с нарушением слуховых дифференцировок, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв. Например, если ребёнок не дифференцирует на слух звуки П и Б, то он будет постоянно колебаться при выборе букв в процессе письма (БОЛОТО или ПОЛОТО? ПОЛКА или БОЛКА)?

Для преодоления этих буквенных замен существует единственно надёжный путь — воспитание чёткой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребёнок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами  довести до его сознания разницу в звучании звуков путём возможно более яркого её подчёркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы. Например, звук С напоминает шум воды, а З — звон комара. Обращается внимание и на то, что первый из этих звуков произносится шёпотом, а второй — с участием голоса. Ребёнку предоставляется возможность многократного прослушивания этих звучаний — до достижения их полного различения. После этого дифференцируются речевые звуки Ш и Ж, которые сразу связываются с буквами. В дальнейшем ребёнку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различение смешиваемых звуков.

Задания на развитие фонематических процессов:

1. Найти или нарисовать  картинки на заданные звуки, определить место звука в слове.

2. Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определённый звук.

3. Назвать первый звук в слове.  Назови последний звук в слове.

    Выложи соответствующую букву или напиши.

4. Разложить под смешиваемыми буквами картинки, в названиях которых содержатся соответствующие звуки.

5. Определить, перед каким звуком (или после какого звука) слышится в слове один из смешиваемых звуков.

6.  «Ловим звук». Взрослый называет сначала звуковой ряд, потом слоги, потом слова, ребёнок «ловит» звук (хлопает в ладоши или говорит «стоп») Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце).

7. Составить схему слова, нарисовать её или записать слово после схемы.

8. Сравнить слова.  Выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.

- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?

- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или «червячок»? Почему?

- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?

- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

9. Выделить отдельные слова из квазислова: шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна Написать полученные слова, найти нужные буквы и подчеркнуть их по-разному.

10. Назвать слова сначала на один заданный звук, потом на другой (близкий по звучанию). Написать эти слова в разные столбики, нарисовать картинки к этим сл.

11. «Доскажи словечко» и выдели первый звук или заданный звук.

12. Составить слово из предложенных букв.

13. Показать нужную букву в ответ на произносимое слово с соответствующим звуком.

14. Буквенный диктант – записать первую букву слов.

15. Назвать пропущенную в слове букву. Н-р: Ш или Ж (КО...КА, КО..А, ЛО...ЕЧКА, ДУ..., ПО...АР). Записать слова.

16. Послушать рассказ и найти слова с указанными звуками. Найти  в тексте слова с определённой буквой, выписать их или подчёркнуть.

17. «Подумай, не торопись». Несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяем, как научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

 - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

 - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш)

- Какое получится слово, если к но - прибавить 1 звук? (Нож, нос)

-  Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука  м. (Мама моет Машу мочалкой.)

 -Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка…)

18. Предупредительные диктанты.

Работая над преодолением данной дисграфии у обучающихся  младших классов, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых-мягких и звонких-глухих согласных; работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребёнку безошибочно определять местонахождение «сомнительных» звуков.

Все эти упражнения окончательно закрепят навык безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельство вать о преодолении данного вида дисграфии. Пока всё это не обеспечено, говорить об исчезновении буквенных замен на письме вообще не приходится.

Литература:

- Зегебарт Г.М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии».- М.: Генезис, 2007г

- Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» – М.: ГНОМи Д, 2006г.

- Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно».- СПб.: Дельта, 1996г.

- Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех».- М, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»

В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...

Презентация " Коррекция специфических ошибок на уровне слова в 3 - 4 классе по теме Слова с безударными гласными в корне слов"

Презентация  включена в урок по этой теме. На данном уроке деди тренируются в подборе проверочных сло, где безударная гласная стоит в ударной позиции....

"Логопедическая работа по коррекции типичных ошибок у учащихся при письме"

Описаны методы и приёмы по коррекции типичных ошибок у учащихся при письме...

Причины снижения мотивации к учению и пути решения этой проблемы.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

Замены букв при чтении и на письме

В статье говорится о причинах замен букв при чтении и письме...