«Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Теоретические основы работы над развитием связной письменной речи учащихся в начальной школе. Методики, задания, формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Институт развития образования» Краснодарского края

Краевой практико-ориентированный семинар

«Развитие речевой деятельности младших школьников

средствами учебных предметов»

Выступление по теме : «Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний»

Выступающий:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 21 г. Новороссийска

Пролеева Мария Михайловна

Г. Краснодар , 2015 г.

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.

Современное общество предъявляет высокие требования к речевому развитию подрастающего поколения. И действительно, без грамотной, хорошо развитой речи (как письменной, так и устной) не будет успехов в учении в работе в общении с окружающими.

Основы речевого навыка закладываются именно в начальной школе. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Она имеет свой арсенал методов, приёмов, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Мы работаем по УМК «Планета знаний». Хотелось бы представить Вашему вниманию основные направления работы по формированию связной письменной речи младших школьников средствами УМК.

Для того, чтобы в четвёртом классе могла проводиться результативная работа по составлению детьми связных текстов, необходимо уже с  первого класса работать над различными составляющими компонентами, являющимися неотъемлемой частью грамотной письменной речи. Это :

- работа над словом

- работа над словосочетанием и предложением

- работа над связной письменной речью.

Кратко остановимся на каждом компоненте.

Работа над словом. Активизация словаря.

Работа по развитию связной письменной речи не может быть эффективна без работы со словом, как с начальной структурной единицей речи. Как из кирпичей строится дом, так и из слов формируются тексты. Если ребёнок не обладает достаточным количеством  «строительного материала», он не сможет в достаточной мере грамотно, понятно, логически облечь свою мысль в языковую форму.

Активизация словаря - одно из важнейших направлений в системе развития связной речи. Задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в рассказах, письмах, изложениях, сочинениях и т. д.

По разным данным к концу начальной школы словарь детей должен составлять от 8 до 15 тысяч слов, а этот значит, что ежедневно словарь должен пополняться 5-8 новым словами.

Больше половины новых слов дети получают на уроках русского языка, но мы стараемся обогащать их словарь на всех учебных предметах. Для этого на всех уроках по  учебникам УМК «Планета знаний» мы обращаемся к словарям, представленным в конце учебников (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, технология).

Ведётся систематическая работа по подбору синонимов, антонимов, устойчивыми выражениями.

Работа над словом. Орфография.

Невозможно представить себе интересный, познавательный, лаконичный письменный текст, в котором не соблюдаются нормы орфографии. Поэтому, вопросу формирования орфографической грамотности уделяется большое внимание на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Работа начинается ещё в первом классе в период обучения грамоте. И продолжается, углубляясь и расширяясь.

Работа над словосочетанием и предложением.

Работа над словосочетанием  и предложением является следующим этапом  формирования навыка связной письменной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи. Предложение передает мысль, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму.

Уже с первого класса мы проводим работу по формированию умения учащихся чётко формулировать свою мысль, строить связные распространённые предложения.

Используются разные приёмы работы с предложениями:

1. Предлагается списать в тетрадь запись без пробелов между словами.

Детииграют.  Мамаготовитобед. Бабушкавяжет. Папаработает.

2. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нём одно слово.

Ребята идут в школу. ( Мальчики идут в школу. Ребята бегут в школу. Ребята идут из школы. Ребята идут в библиотеку.)    

3. Списывание с сокращениями, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово.  

Вова ел вкусный суп.

Вова ел суп.

Вова ел.

4. Запись предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.  

Ученики решают.

Ученики решают задачу.

Ученики решают лёгкую задачу.

Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение разных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущей в себе основную смысловую нагрузку.

5. Приём незаконченных предложений. Детям предлагается задание добавить слова, необходимые по смыслу.  

Мышка убегает от …

Яхта плывёт по …

Самолёт летит …

Выполняя эти и подобные упражнения, мы решаем задачу распространения предложений, синтаксического разбора, предупреждаем появление аграмматизмов на письме, а также расширяем объём кратковременной памяти учащихся.

6. Составление предложений по заданной схеме.  

Эта работа проводится в течение всех лет обучения, в  первом классе по простейшим схемам с постепенным их усложнением к 4 классу.

Работа над изложением

В учебниках русского языка УМК «Планета знаний» предусмотрены специальные разделы для проведения изложений и сочинений. Этот материал значительно облегчает работу учителя и учащихся.

Изложение с точки зрения теории речевой деятельности представляет собой два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: восприятие и воспроизведение речевого высказывания.

Изложение только в том случае способствует речевому развитию учащихся, если текст будет запоминаться и воспроизводиться не механически, а достаточно осознанно, с опорой на определённую модель текста. Понимание готовых текстов и создание собственных требует определённых умений и связано с приёмом прогнозирования. По отдельным словам, словосочетаниям, предложениям, известным читателям, можно прогнозировать тему, основную мысль текста, смысл последующих предложений и их структуру.

Одним из средств, способствующих усвоению текста, является постановка перед младшими школьниками вопросов, которые не только направляют их догадки относительно дальнейшего развития текста, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают процесс понимания и запоминания более эффективным.

Вопросы, задаваемые учащимися, можно разделить на три группы:

- Первая группа вопросов (при ознакомлении с заголовком текста)– направлена  на понимание предполагаемого содержания текста, его темы, основной мысли , жанра, типа, стиля; готовит детей к целостному восприятию.

- Задача второй группы вопросов – пошаговое прогнозирование текста на основе постепенного знакомства учащихся с его фрагментами, когда возникшая при анализе заголовка установка может подтвердиться или измениться.

- Третья группа вопросов репродуктивного характера  предполагает работу над всем прочитанным текстом в целом.

Введение трёх групп вопросов не только позволяет управлять процессом понимания и прогнозирования содержания текста, но и способствуют запоминанию языковых средств, содержащихся в данном тексте.

Работа над сочинением

Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма и т.д., сформулировать свои мысли, изложить их по порядку  проследить, чтобы не было ошибок. Подготовка к сочинению начинается задолго до того, как дети будут его писать. Они выписывают отрывки стихотворений, собирают иллюстрации, наблюдают, подбирают справочный материал. Работа представляет собой мини-проект, итогом которого будет написание текста.

Очень важно , чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями.

(Подготовка к сочинению «Февральская улыбка»)

  1. Подбери однородные члены предложения, используй олицетворения.

Вьюга – воет (ревёт,  завывает);

Солнце – улыбается( радуется, смеётся);

Деревья – шелестят ( шепчутся, переговариваются)

  1. Распространи предложения – найди нужное слово.  

Цель: уточнить предмет, дополнить его признаки, точнее, богаче и ярче представить его.

По ____________небу неслись облака. _________иней блестит на ветках деревьев. Хороши ели в _________ шубке!

( Чистому, искристый, тёплой, изумрудный, ясному, меховой)

(При подготовке к сочинению «Осенний лес»)

  1. Подбери нужное слово.  

Листья …; грибы …; берёзки …; небо …; трава …; рябина …; роса ..;               липа …; солнышко … .

( Пылает, искрится, прячутся, водят  хоровод, хмурится, развесила яркие бусы, белокурая, сердобольная, промокшая, ласковое).

Такая работа развивает у детей не только воображение, но и наблюдательность, мышление, память. Они применяют свои знания об окружающей нас природе, учатся строить предложения, рисовать картины природы, сравнивать предметы и явления, чётко, последовательно и ярко выражать свои мысли.

Итог.

Как показывают результаты, подобная система работы способствует тому, что тексты у детей становятся всё лучше: не остаётся сочинений, в которых значительно была бы нарушена логика изложения или отсутствовала основная мысль, и ошибок в детских работах встречается меньше. Кроме того ученики работают с удовольствием, сами предлагают темы для составления рассказов, - словом, они хотят писать и ощущают необходимость использовать в своей учебной и творческой деятельности письменную речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» «Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 г. Новороссийска Пролеева М.М. Краснодар, 2015 г.

Слайд 2

Современное общество предъявляет высокие требования к речевому развитию подрастающего поколения. И действительно, без грамотной, хорошо развитой речи (как письменной, так и устной) не будет успехов в учении в работе в общении с окружающими . Основы речевого навыка закладываются именно в начальной школе. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Она имеет свой арсенал методов, приёмов, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Слайд 3

УМК «Планета знаний» Т.М . Андрианова В.А. Илюхина Л.Я. Желтовская , О.Б. Калинина УМК «Планета знаний» Т.М . Андрианова В.А. Илюхина Л.Я. Желтовская , О.Б. Калинина

Слайд 4

Этапы развития связной письменной речи младших школьников работа над словом работа над словосочетанием и предложением работа над связной письменной речью.

Слайд 5

Работа над словом. Активизация словаря . Активизация словаря- одно из важнейших направлений в системе развития связной речи. Задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. По разным данным к концу начальной школы словарь детей должен составлять от 8 до 15 тысяч слов, а этот значит, что ежедневно словарь должен пополняться 5-8 новым словами.

Слайд 8

Работа над словом. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь». 1. С е можно быстро обойти всё кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Об е жать – об и жать). 2. С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Прим е рять- прим и рять). 3. С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым. (Пол о скать – пол а скать).

Слайд 9

Работа над словом. Орфография .

Слайд 10

Работа над словосочетанием и предложением Работа над словосочетанием и предложением является следующим этапом формирования навыка связной письменной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи. Предложение передает мысль, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму.

Слайд 11

Приёмы работы с предложениями: списывание предложений Предлагается списать в тетрадь запись без пробелов между словами. Детииграют . Мамаготовитобед . Бабушкавяжет . Папаработает .

Слайд 12

Приёмы работы с предложениями: списывание предложений Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нём одно слово. Ребята идут в школу. Мальчики идут в школу. Ребята бегут в школу. Ребята идут из школы . Ребята идут в библиотеку .

Слайд 13

Приёмы работы с предложениями: списывание предложений Списывание с сокращениями, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово или с добавлением слов. Вова ел вкусный суп. Вова ел суп. Вова ел. Ученики решают. Ученики решают задачу. Ученики решают лёгкую задачу.

Слайд 14

Приёмы работы с предложениями: списывание предложений Приём незаконченных предложений. Детям предлагается задание добавить слова, необходимые по смыслу. Мышка убегает от … Яхта плывёт по … Самолёт летит …

Слайд 15

Приёмы работы с предложениями : Составление предложений по заданной схеме.

Слайд 16

Работа над связной письменной речь ю

Слайд 17

Работа над связной письменной речью: изложение Изложение с точки зрения теории речевой деятельности представляет собой два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: восприятие и воспроизведение речевого высказывания. Изложение только в том случае способствует речевому развитию учащихся, если текст будет запоминаться и воспроизводиться не механически, а достаточно осознанно, с опорой на определённую модель текста .

Слайд 18

Работа над связной письменной речью: изложение Первая группа вопросов (при ознакомлении с заголовком текста)– направлена на понимание предполагаемого содержания текста, его темы, основной мысли , жанра, типа, стиля; готовит детей к целостному восприятию. Задача второй группы вопросов – пошаговое прогнозирование текста на основе постепенного знакомства учащихся с его фрагментами, когда возникшая при анализе заголовка установка может подтвердиться или измениться. Третья группа вопросов репродуктивного характера предполагает работу над всем прочитанным текстом в целом.

Слайд 19

Работа над связной письменной речью: сочинение Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма и т.д., сформулировать свои мысли, изложить их по порядку проследить, чтобы не было ошибок.

Слайд 20

Работа над связной письменной речью: сочинение (Подготовка к сочинению «Февральская улыбка») Подбери однородные члены предложения, используй олицетворения. Вьюга – воет (ревёт, завывает); Солнце – улыбается( радуется, смеётся); Деревья – шелестят ( шепчутся, переговариваются ) Распространи предложения – найди нужное слово. По ____________небу неслись облака. _________иней блестит на ветках деревьев. Хороши ели в _________ шубке! ( Чистому, искристый, тёплой, изумрудный, ясному, меховой)

Слайд 21

Работа над связной письменной речью: сочинение При подготовке к сочинению «Осенний лес » Подбери нужное слово. Листья …; грибы …; берёзки …; небо …; трава …; рябина …; роса ..; липа …; солнышко … . ( Пылает, искрится, прячутся, водят хоровод, хмурится, развесила яркие бусы, белокурая, сердобольная, промокшая, ласковое).

Слайд 22

Как показывают результаты, подобная система работы способствует тому, что тексты у детей становятся всё лучше: не остаётся сочинений, в которых значительно была бы нарушена логика изложения или отсутствовала основная мысль, и ошибок в детских работах встречается меньше. Кроме того ученики работают с удовольствием , сами предлагают темы для составления рассказов , - словом, они хотят писать и ощущают необходимость использовать в своей учебной и творческой деятельности письменную речь.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

Содержание работы по развитию связной устной и письменной речи младших школьников

 Речь- это основной способ общения и понимания между людьми, способ их духовного единения и взаимного взаимодействия. В этом проявляется ее социально-коммуника -тивная функция.  От зн...

Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Данный матеиал подготовлен 04.10.2017 в качества доклада для слушателей курсов ИПКРО...

Фразеологические обороты как средство развития выразительности письменной речи младших школьников

ВведениеВ современной речи подросткового поколения  появилось неоправданно  большое количество заимствованных слов, жаргонизмов и просторечной лексики, которые пагубно влияют на культуру род...

Развитие связной письменной речи у младших школьников по этапам обучения

В статье рассмотриваются основные аспекты письменной и устной речи младших школьников с задержкой психического развития по этапам обучения....

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внерочной деят

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внерочной деят...

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности

Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности...