Конспект коррекционно-развивающего интегрированного обобщающего занятия по теме «Времена года. Осень» в 1-х классах.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Левковская  Виктория Михайловна

Повторение и закрепление ранее изученного материала, стимулирование учебных навыков с использованием театральной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx132.61 КБ

Предварительный просмотр:

Быковская В.М. учитель-логопед I кат. МБОУСОШ№12

Пужанская М.Ф. педагог-психолог МБОУСОШ№12

Тема: Открытое коррекционно-развивающее интегрированное обобщающее занятие по теме «Времена года. Осень» в 1-х классах.

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цели:  повторение и закрепление раннее изученного материала,

стимулирование учебных навыков с использованием театральной игры.  

Задачи  по формированию УУД:

  1. Для формирования личностных учебных действий:

положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;

самостоятельно оценивать собственную деятельность

  1. для регулятивных :

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия для выполнения задания;

  1. для познавательных:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;

  1. для коммуникативных: 

осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Задачи психолого-логопедического воздействия:

Обучающие задачи:

-усвоение осенних явлений;

-усвоение названий диких животных наших лесов, условий их обитания в период осени;

-словообразование и словоизменение существительных и прилагательных;

-усвоение названий о занятиях людей осенью;

Коррекционно-развивающие задачи:

-уточнить представления о характерных особенностях осеннего сезона;

-систематизация  знаний  детей о природных явлениях;

-совершенствование  фонематического слуха;

-совершенствование  речевого дыхания;

-развитие фразовой речи, отработка дикции;

-развитие воображения детей через преобразование предмета в новый образ.

-развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию

-расширение пассивного и активного словаря по теме «осень»

-развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия

-развитие мелкой и общей моторики;

- развитие ориентировки в  собственном теле, в пространстве;

-развитие умения входить в контакт, вести диалог;

 -совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением под музыку.

-формировать умение  спонтанно использовать ранее полученные знания и навыки в необычной ситуации.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.

- создать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать старание, любовь к труду через пословицы,  поговорки, народные сказки;

-воспитывать желание говорить правильно и красиво;

-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;

Материал: оформленные «цветы осени», раскраски листьев , цветные карандаши, видеоролики «Времена года»,  иллюстрации;

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени;

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия, ознакомление с темой.

Логопед: Сегодня мы проведем с вами занятие на котором вы поучитесь  четко и правильно говорить, дышать,  постараетесь  быть внимательными и прилежными.

А какая тема у нас будет, вы сами скажете, когда отгадаете загадку.

Повязала пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.  (Осень)

Верно, ребята.  Это осень.

Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?!

А кто знает после какого времени года наступает осень?...

Правильно, после лета.

  1. Беседа об осени.

А вы знаете,как называются осенние месяцы? Сколько их?

Первый осенний месяц-сентябрь, зовут его «запевалой осени».

Второй месяц-октябрь-середина осенней  поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому, что с деревьев опадали увядшие, пожелтевшие листья.

Третий осенний месяц- ноябрь-последний месяц осени. Раньше говорили так: «Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-Зиме».

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-Зиму.

Ребята, кто знает, что такое гусли?  

Гусли - это струнный музыкальный инструмент.

Слайд№1

Слайд № 2, 3

На доске название месяцев.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Слайд №4, 5

На доске картинка

гусли

Психолог:

Ребята, чем же особенна осень, какие признаки осени вы знаете?

(Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

Давайте вспомним природные явления, которые встречаются осенью:

Дождь

Осенью часто идут дожди холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

Осень идет и дождь с собой ведет.

Нар.посл.

Ветер

Осенью бывает часто ветреная погода. Ветер бывает слабый, сильный.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок.

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

Логопед:  Цвет неба осенью, тоже меняется, становится серым. Послушайте отрывок из рассказа О.Григорьевой «Посмотрите на облака» и узнаете на что  еще  похожи облака. 

Я очень люблю смотреть на облака, особенно когда они белые, кудрявые, плывущие как причудливые сугробы. Если долго на них смотреть, можно увидеть, как они меняются-принимают формы людей, диковенных птиц и зверей…

Листопад.

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Листья опадают

 Тихо шелестя

 Птицы улетают

 В дальние края.

Психолог: Ребята, мы с вами живем на севере, поэтому осень у нас короткая, зима приходит очень быстро. Но она не сможет нас обхитрить, правда,  мы знаем, что на календаре сейчас осень.

III.Дыхательное упражнение в сочетании с упражнениями для глаз .

А вы знаете что листочки между собой разговариваю? Они тихо переговариваются между собой и слышен звук [ ш-ш-ш-]

Давайте попробуем на выдохе  тихонько повторитьшелест листьев на ветру. [ ш-ш-ш-], а глазками проследим куда летят листочки.

Молодцы!Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. 

IV.Психолог:  Игра "Осень"

Ребята,давайте поиграем. Если я говорю неправильно, вы хлопаете в ладоши,если правильно-сидите тихо-тихо. Будьте внимательны.

Осенью становится теплее, чем летом.   (Хлопаем)

 Осенью становится холоднее, чем летом.

 Осенью появляются новые зелёные листья.   (Хлопаем)

 Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

 Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга.   (Хлопаем)

 Осенью некоторые птицы улетают на юг.

 Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

 Осенью медведь и ёжик засыпают.

Молодцы!  

Внимание,  посмотрите на слайд. С каких деревьев слетели листочки?

С дуба – дубовые, с рябины – рябиновые, с липы – липовые и.др

Слайд №6

Слайд№7

На доску вывешиваем

Осень идет и дождь с собой ведет.

                            Народная пословица

Слайд № 8

природные явления

№1 

Физминутка для глаз электронная

Слайд №9 ЛИСТЬЯ

V.Отгадывание загадок.  

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Логопед.

- Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени? Грустную или весёлую?

-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали   осенние пейзажи?  

- Ребята, а какие цвета любит осень? Правильно красный, желтый

Осень, словно искусный художник, выбирает самые яркие цвета для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Отгадайте о чем я говорю?

  • Висят на ветке золотые монетки.
  • Маленький Егорка упал в озерко

Сам не потонул и воды не всколыхнул.

(осенний листик, листок)

Сейчас мы будем укреплять наши пальчики-цветными карандашами раскрасим осенние листочки.…

Когда музыка закончится и работу свою закончите. Начинаем.

Кто свой листочек раскрасил, несите его на доску. У нас получится наш, школьный листопад.  Молодцы, ребята.

№2            Мульти ролик  «Осень»

Психолог:Как животные ведут себя осенью?..

Перелетные птицы (утки, гуси, лебеди, грачи, журавли, кукушки) улетают в теплые края,

Воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать.

Жизнь животных тоже меняется: они утепляют норы, делают запасы (ежи и белки),меняют шубки (зайцы, белки, лисы….)

VI.Физминутка"Осень".

Логопед.Рисовали,  старались, а сейчас немного отдохнем. Встаньте пожалуйста.  Давайте послушаем звуковую зарядку и выполним упражнения.  Повторяйте за мной.

Как у вас хорошо получается, какие вы старательные.

 Слайд № 10

№3

Электронная физминутка

VII.Беседа о занятиях людей осенью.

Психолог: Скажите, пожалуйста, а чем занимаются люди осенью? Конечно, собирают урожай.

Грибники по лесам бродят, грибы-ягоды собирают.

Люди, которые работают с землей- крестьяне- собирают в огородах овощи, в садах фрукты-ягоды, с полей хлеб.

  • Крестьяне- люди, которые работают с землей и на земле.
  • Будешь трудиться,будут у тебя и хлеб,и молоко водиться.

Ребята, а какое важное событие произошло в вашей жизни этой осенью? Конечно, 1 сентября вы пришли в школу, в первый класс.

Игра"Ягоды".

Дети, будьте внимательны.

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды

Сколько ягод в мире есть?

 Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

 И крыжовник, и брусника,

 А ещё смородина

 Чёрная и красная.

 Ох, варенье вкусное!

 Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

 Клюква есть и голубика,

 А ещё есть виноград.

 Винограду каждый рад! Сколько насчитали ягод?

Правильно-11.

Слайд №12

На доску вывешиваем

Крестьяне - люди, которые работают с землей и на земле.

Будешь трудиться, будут у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Народная пословица

VIII.Беседа про овощи и фрукты.

Логопед:

Действительно осень созревают не только ягоды, но и овощи и фрукты – самые витаминные продукты!

Что такое витамины? Это вещества, необходимые для поддержания здоровья нашего организма. Этих веществ большое количествоА, В, С.

Чтобы реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, нам нужен  витамин Сво фруктах его больше.  Отгадайте самые  витаминные фрукты. Посмотрите на слайд и назовите.

Запомните больше  витамина С в  клубнике, апельсинах, киви, лимоне, смородине.

А в каких овощах есть витамин С? Запомните в чесноке, свекле, редисе, укропе, моркове.

Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!

Повторяет 1 ряд:

  1. Если будешь есть морковку,  будешь бегать стометровку.

Повторяет 2 ряд:

  1. Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!

Повторяет 3 ряд:

  1. Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай!

Слайд №13

Слайд №14

IX.Физминутка  «Перекрестные шаги».

Психолог: Молодцы, следующее упражнение:

Упражнение выполняем стоя:

Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.

(«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, слушания, усвоения новой информации.)

Слайд №15

X. Анализ сказки «Вершки и корешки» с использование пальчиковых кукол.

Логопед:  А сейчас послушайте русскую народную сказку «Вершки и корешки». Но нам нужна ваша помощь. Выходи два смельчака!!

Диалог сказки, сопровождение кукол.

Психолог: слайд 1-2 Вершки и корешки

Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:

— Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя за это съем!

Логопед: слайд 3— Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки. Согласился медведь. Пришла осень, приехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать.

Психолог слайд 4 

А медведь и говорит:

— Дай твои корешки попробовать.

Попробовал и как зарычит:

— Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.

Логопед слайд 5: Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он, что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь мёд да малину собирает.

Конец!

Психолог:  Почему медведю не понравились не вершки, не корешки? Как трудолюбивый мужик обманул его?

Люди говорят:  Будешь трудиться, будут у тебя и хлеб и молоко водиться.

Хочешь зимой есть калачи – не сиди на печи.

Осень весь год кормит. Ягоды, плоды, овощи и фрукты созревают. А трудолюбивые люди – собирают хороший урожай.

Презентация сказки

Дети одевают шляпки и кукол на руки.

Обобщение  изученного материала.

 Игра «Что лишнее?».

Логопед —  Давайте вспомним все о чем мы говорили. Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, лимон, тополь, клен;

Туча, снег, дождь, ветер;

Сентябрь,  декабрь, октябрь, ноябрь

Слайд №16, 17

XI.  Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Паутинка».

- Наше осеннее путешествие подошло к концу. У меня есть корзинка с клубочком  настроения. Давайте по рядам передавать клубочек, тянуть ниточку и говорить, что вам запомнилось на занятии, что понравилось, в чём возникали трудности?

- Чтобы сохранить наше хорошее настроение, давайте спрячем паутинку в корзину.

-Мы  благодарим  Вас за работу.

- А на память о нашем занятии, мы хотим подарить волшебный цветок Осени, который будет вам подсказывать об этом времени года и раскраски.

Слайд №18

Цветок Осени

Источники:

  1. http://parnasse.ru/prose/childrensprose/aboutchildren/listopad-skazka-padmini-s.html от 24.11.14
  2.  http://womanadvice.ru/vitaminy-v-fruktah-i-ovoshchah#ixzz3K0ViKLrB от 22.11.14
  3. http://skazles.ru/skazki/0004.html от 24.11.14

  • Вершки и корешкиhttp://skazles.ru/skazki/img/rip2.gif

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жильё, берлогу, и залегал в неё с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь, пришёл к нему и говорит:

— Соседушка, давай-ка станем вместе работать! Я тебе помощником буду, а ты со мной урожай поделишь.

— Ну ладно, давай! — сказал мужик.

Так и договорились.

Вот пришла весна, стал мужик плуг да борону ладить, а медведь ему из лесу вязки выламывает да таскает. Справив дело, уставив плуг, мужик и говорит:

— Ну, Мишенька, впрягайся, надо пашню подымать.

Вершки и корешки

Раскраска

Медведь впрягся в плуг, выехали в поле. Мужик, взявшись за рукоять, пошёл за плугом, а Мишка идёт впереди, плуг тащит. Прошёл борозду, прошёл другую, прошёл третью, а на четвёртой говорит:

— Не полно ли пахать?

— Куда тебе, — отвечает мужик, — надо всё поле пропахать!

Измучился Мишка на работе. Как закончили, так тут же на пашне и растянулся. Мужик стал обедать, накормил товарища да и говорит:

— Теперь, Мишенька, отдохнём, а отдохнувши, надо ещё на раз перепахать.

И ещё на раз перепахали.

— Ладно, — говорит мужик, — завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег. Давай наперёд положим, как урожай соберём, что кому брать: всё ли поровну, всё ли пополам или кому вершки, а кому корешки?

— Мне вершки, — сказал медведь.

— Ну ладно, — согласился мужик, — твои вершки, а мои корешки.

Как сказано, так сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.

Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскивали, повыбрали репу: видимо-невидимо её.

Стал мужик Мишкину долю — ботву — срезать, вороха навалил с гору, а свою репу на возу домой свёз. И медведь пошёл ботву в лес таскать, всю перетаскал к своей берлоге. Присел, попробовал, да ботва не по вкусу пришлась — горькая, аж жуть!..

Пошёл к мужику, поглядел в окно; а мужичок напарил сладкой репы полон горшок, ест да причмокивает.

«Ладно, — подумал медведь, — вперёд умнее буду!»

Медведь пошёл в лес, залёг в берлогу, пососал лапу да с голодухи заснул и проспал всю зиму.

Пришла весна, поднялся медведь худой, голодный, и пошёл опять набиваться к соседу в работники — пшеницу сеять. Справили плуг с бороной. Впрягся медведь и пошёл таскать плуг по пашне! Умаялся, упарился и стал в тень.

Мужичок сам поел, медведя накормил, и легли оба поспать. Выспавшись, мужик стал Мишку будить:

— Пора-де ещё на раз перепахивать.

Нечего делать, принялся Мишка за дело! Как кончили пашню, медведь и говорит:

— Ну, мужичок, уговор лучше денег. Давай условимся теперь: на этот раз вершки твои, а корешки мои.

— Хорошо! — сказал мужик. — Твои корешки, мои вершки!

Ударили по рукам.

На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули, что теперь-де медведю корешки, а мужичку вершки.

Настала пора пшеницу убирать; мужик жнёт не покладаючи рук; сжал, обмолотил и на мельницу свёз. Принялся и Мишка за свой пай; надёргал соломы с корнями целые вороха и пошёл таскать в лес к своей берлоге. Всю солому переволок, сел на пенёк отдохнуть да своего труда отведать.

Пожевал соломки — нехорошо! Пожевал корешков — не лучше того!

Пошёл Мишка к мужику, заглянул в окно, а мужичок сидит за столом, пшеничные лепешки ест, бражкой запивает да бороду утирает.

«Видно, уж моя такая доля, — подумал медведь, — что из моей работы проку нет: возьму вершки — вершки не годятся; возьму корешки — корешки не годятся!»

Тут Мишка с горя залёг в берлогу и проспал всю зиму, да с той поры не ходил к мужику в работу.

Наступает самое разноцветное время года осень. Теплые летние деньки уступают прохладным осенним дням, начинает желтеть и сохнуть трава. На деревьях желтеют листья, а на веточках рябины появляются красные ягоды. Золотятся березы, желтеет дуб, опадает клён и весь лес устелен оранжевым ковром из желтых, красных и других оттенков листьев.

(Осень – красная рябина)

 Вот и у осени основные цвета – жёлтый, красный и оранжевый, потому что жёлтые – листья, красная – рябина, оранжевое – солнце в теплые деньки бабьего лета. А совсем скоро к концу осени деревья совсем потеряют листья, пойдут затяжные дожди и небо, и лес погрузятся в оттенки серого цвета.

явления природы

Облака

 Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

Град

 Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.

Ветер

Бывает выглянешь за окно, а та деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.

Листопад

 Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

 Лед

 Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

 Снег

 Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.

Идём к модулю *Осени*

(Дети имитируют падение листьев и тихо произносят звук ^ш… шш… шш..^

 А что делают осенью животные и птицы?(готовятся к зиме).

Посмотрите на ёлочке сидит белочка! Давайте поможем ей собрать и заготовить ей на зиму грибочков!

 (Дети ищут грибы)

 Какие грибы мы нашли?

 Какой из этих грибов *Ядовитый*?

 Почему он так называется?

 Вот и подошло наше путешествие по лесам в разные времена года к концу, но нам нужно взять с собой символ осени.Это осенний листок!

 У нас есть четыре символа времени года: Снежинка, подснежник, солнце, листок.

 Сейчас мы с вами сядем за столы и будем рисовать эти символы.Каждый ребенок выбирает понравившийся символ и разукрашивает его по своему усмотрению.

Упражнение “Виртуальная прогулка”

Цель: раскрепоститься, проявить свою оригинальность и креативность.

Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу.

Участники перемещаются друг за другом, по кругу. Задаются условия, а участники должны идти их соблюдая.

Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой.

Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень не удобно ходить, очень.

Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей.

Вам осталось 10 метров до дома, уже поздняя ночь, ничего не видно, комары кусают, замучили.

Расскажите о своих ощущениях.

Игра «Как живешь?»Имитация

Как живешь? (вот так!_)

- А плывешь? ***********

- Как бежишь?**********

- Как глядишь? **********

- Ждешь обед? **********

- Машешь вслед? *********

- Ночью спишь?**********

- А шалишь?*************

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

         (один ребенок рассказывает, остальные дополняют).  

- Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Сентябрь - первый месяц осени, девятый месяц года. В сентябре 30 дней.

Название месяца происходит от латинского слова «септвмбр» - седьмой. В Древнем Риме год начинался в марте и сентябрь был седьмым месяцем. Затем начало года сдвинулось на январь, сентябрь стал девятым по счету, а название осталось. Древние славяне называли этот месяц «вересень» в честь вереска, а еще «хмурень» (потому, что небо хмурится) или «рюень»(потому, что громко ревут олени в лесу).

Первый признак прихода осени - желтеющие листья деревьев. Летом под влиянием солнечного света в листьях образуется хлорофилл - маленькие зернышки зеленого цвета. Осенью солнечного света и тепла гораздо меньше. Поэтому хлорофилла вырабатывается все меньше, и становятся видны другие красящие вещества - желтые, красные. Листья меняют свой цвет, становятся желтыми, оранжевыми, багряными. Это время называют - «золотая осень».

С началом осени ночи становятся холоднее. Иногда моросит дождь, по утрам бывает туман. Солнце греет все слабее, дни становятся короче, воздух прохладнее. Вода в водоемах становится холодной и купаться уже нельзя. 22-23 сентября - это день осеннего равноденствия, день с ночью «равняются». Длительность дня равна длительности ночи, но уже следующий день будет чуть короче, а следующий еще короче. Солнце не успевает согревать землю и наступают холода. Но в середине сентября тепло ненадолго возвращается. Это время называют «бабье лето».

В лесу звери и птицы готовятся к наступлению холодов. Змеи И ящерицы прячутся под коряги до весны. Засыпают на всю зиму ежи и барсуки. Белки заканчивают заготавливать припасы на зиму. В сентябре собирают урожай овощей, солят капусту на зиму. Подготавливают поля и сады к зиме.

1 сентября у всех детей праздник - День знаний. В этот день начинается учебный год в школах.

Народные приметы:

•          Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима.

•          Если листья начинают желтеть с верхушки - весна будет ранняя, снизу - поздняя.

•          Ива рано инеем покрывается - лютая зима надвигается.

•          Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Октябрь - второй месяц осени, десятый месяц года. В октябре 31 день. В последнее воскресенье месяца происходит переход на зимнее время переводом стрелок часов на один час назад.

Октябрь получил название от латинского слова «оcto» - восемь, так как в Древнем Риме он был восьмым по счету месяцем в году. Древнерусские названия - «жовтень» (из-за желтых листьев), «листопад», «листобой» (из-за опадающей листвы), «грязник» (постоянные дожди размывают землю и дороги), «свадебник» (после уборки урожая в деревнях играли свадьбы).

По утрам землю укрывает туман, на лужах появляется тонкий ледок, моросит мелкий дождик. Небо серое, низкое.Погода резко меняется в течение дня. В народе говорят «В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет».

Закончилась золотая осень, с деревьев опадает листва. Это происходит потому, что деревья готовятся к зимнему отдыху, замедляется движение соков в ветках, уже не нужно получать солнечную энергию, а значит, листья не нужны. В том месте, где лист крепится к ветке, образуется твердая корочка-пробка, она отделяет лист, и ветер легко срывает его с ветки. Облетевших листьев так много, что они укрывают землю сплошным ковром. Падают на землю и «вертолетики» - крылатки - семена клена и других растений.

Перелетные птицы улетают на юг. Некоторые птицы пролетают много тысяч километров до места зимовки. Первыми улетают птицы, которые кормятся насекомыми. В октябре насекомых почти нет, питания для птиц не хватает, поэтому они улетают туда, где тепло и есть корм. Звери готовятся к зиме: белка поменяла шубку с серой на рыжую - зимнюю, медведь забрался в берлогу спать до весны.

Народные приметы:

•          Если с березы листва не опала, значит снег выпадет поздно.

•          Журавли отлетели раньше середины октября - зима будет ранняя, холодная.

Ноябрь - последний месяц осени, одиннадцатый месяц года. В ноябре 30 дней.

Название получил от латинского слова «novem» - девять, так как в Древнем Риме был девятым по счету месяцем в году. В древнерусском календаре ноябрь назывался «ледень», «ледовый кузнец» (потому, что водоемы льдом «сковывает»), «полузимник» (зима еще не вошла в силу, но уже дает себя знать).

В народе говорят: «Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка». Заканчивается осень и видны первые признаки зимы. Выпадает первый снег. Он лежит недолго, но сигнализирует о начале предзимья. Небо серое и холодное. Тучи, пасмурно. Ночью температура опускается так низко, что лужи подмерзают и покрываются тонкой корочкой льда. Снег, мороз. Говорят: «В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается». Водоемы остыли и покрылись льдом. Ледостав - «лед стал» - это примета начала зимы. До весны заснули подо льдом лягушки.

Облетели последние листья. На голых рябиновых и калиновых ветках висят красные гроздья ягод. Прилетают с севера на зимовку свиристели, синицы, снегири.

В деревнях тоже готовятся к зиме. Утепляют постройки для сельскохозяйственных животных. На полях устанавливают щиты для задержания снега. Нужно сделать так, чтобы снег не сдувало ветром, и он защитил от мороза озимые посевы, а весной дал много талой воды.

Народные приметы:

•          Ворона прячет нос под крыло - к холоду.

•          Если синицы с утра пищат - ночью будет мороз.

•          От первого снега до санного пути - шесть недель.

•          Если первый снег на мокрую землю падет - то не пропадет, а на сухую - дождь приведет.

•          По осени ранний снег - к ранней весне.

Развитие слухового внимания (логопед).

Упражнение «Что растёт после дождя?».

- А сейчас мы сыграем в игру «Что растёт после дождя». После дождика подрастают, например, цветы и трава, а скамейка, сколько её ни поливай, не может вырасти после дождя. Когда я назову то, что может вырасти после дождя, вы хлопните в ладоши. А если вы услышите название того, что не может расти после дождика, то сидите тихонечко, хлопать не надо.

После дождя растут грибы.

После дождя растут блины.

После дождя растут дома.

После дождя растут деревья.

После дождя растут книги.

После дождя растут зонтики.

После дождя растут цветы.

После дождя растут кусты.

После дождя растут машины.

После дождя растут картины.

После дождя растут бананы.

Молодцы, ребята, все очень хорошо справились с этим заданием

Игра "Ветер и деревья"

 Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Игра "Осенние загадки"

 Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

 С неба пришёл,

 В землю ушёл

 (Дождик)

 Дождь холодный моросит,

 А медведь уснуть спешит.

 Мышь запасы собирает.

 Время года кто узнает?

 (Осень)

 Все цветы пропали,

 Листья все опали.

 Птицы улетают.

 Когда это бывает?

 (Осенью)

Игра-занятие "Ягоды"

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды

 Сколько ягод в мире есть?

 Всех, конечно, и не счесть!

 Земляника, и клубника,

 И крыжовник, и брусника,

 А ещё смородина

 Чёрная и красная.

 Ох, варенье вкусное!

 Ягода прекрасная!

 Есть малина и черника,

 Клюква есть и голубика,

 А ещё есть виноград.

 Винограду каждый рад!

Упражнение № 1. «Волшебные кнопки».

Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

Положите одну руку ладошкой на пупок.

Вторую руку разместите под ключицами. Активно гладим эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.

Поменяйте руки и повторите упражнение.

(Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга.Лучше воспринимается новая информация, снижется визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов.)

Упражнение № 2. «Перекрестные шаги».

Упражнение выполняем стоя:

Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.

(«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, слушания, усвоения новой информации.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока и самоанализ для 3 класса по теме:"Времена года", М.З. Биболетова 3 класс

План-конспект урока и самоанализ  для 3 класса по теме:"Времена года", М.З. Биболетова 3 класс...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

Методическая разработка. Занятие на тему: Времена года. Народные приметы.

Занятие на тему:  Времена года. Народные приметы....

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР). Тема: «Времена года. Осень».

Цели:закрепление знаний о временах года.Систематизирование представления о цикличности времён года;осень, признаки осени....

Конспект открытого занятия по теме " Время года-лето"

Конспект разработан для категории детей с ОВЗ. Занятие проводилось в рамках реализации проекта " Использование активной коррекционно-развивающей среды "Сенсорный сад"....

Конспект внеурочного занятия на тему: "Времена года. Сезонные изменения"

Цель: систематизировать знания детей о временах года.Задачи:1.Образовательные:-закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;-различать и назы...