Профилактика нарушений письменной речи
методическая разработка по логопедии по теме

Барыкина Ирина Анатольевна

Данный материал содержит информацию о направлениях работы по профилактике нарушений чтения и письма, а также примеры заданий для проведения занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplom.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ по формированию психофизиологической базы письма в системе коррекционно-логопедических мероприятий по профилактике дисграфии:

1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

2.Развитие зрительного восприятия, памяти, зрительно-пространственной ориентировки.

3.Развитие ручной моторики.

4.Формирование и развитие межанализаторного взаимодействия.

5.Развитие сукцессивных и симультанных способностей.

Основной ЗАДАЧЕЙ работы в указанных направлениях является формирование психофизиологических предпосылок овладения письмом с целью профилактики дисграфии.

С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста коррекционная работа должна проводиться с применением игровых методов обучения наряду с использованием упражнений конструктивного, подражательно-исполнительского и творческого характера.

2.1 Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Работа в этом направлении проводится с целью максимального развития функциональных возможностей органа слуха (умения слышать), слухового внимания (умения слушать), звукочастотного, тембрального и динамического слуха. В процессе специальных игр и упражнений у детей формируют способность узнавать и различать неречевые звуки, определять локализацию источника звука, темп, и ритм звучания.

Игры по развитию слухового внимания.

1. « Шумы»

Ребенку предлагают прослушать пленку с различными реальными звуками, записанными на ней. При этом он должен отождествить лежащие перед ним картинки с теми шумами, которые он будет слышать: плач ребенка, шуршание газеты, звуки капающей  из крана воды, кваканье лягушки и др.

2. «Скажи, что слышишь».

Логопед расставляет на столе несколько предметов (музыкальных инструментов или звучащих игрушек). Манипулируя с ними, логопед предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звучит.

Эту игру можно варьировать, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков (увеличение количества предметов, замена их новыми, сходными по звучанию).

Игры по развитию умения различать высоту, силу, темп  и ритм звучания.

1.« Находка».

Логопед прячет какой-нибудь предмет и предлагает водящему найти его, ориентируясь на силу ударов в барабан (звон колокольчика, хлопков в ладони и т.д.). При приближении к спрятанному предмету звук усиливается, при удалении – ослабляется.

2. «Барабанщики».

У логопеда два игрушечных зайца – большой и маленький. Логопед объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц (громко, сильно), и как маленький (тихо). За ширмой воспроизводит громкие (тихие)

удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой из зайцев играл.

3. «Угадай, кто прошел, пробежал или проскакал?»

Дети стоят в кругу и по сигналу закрывают глаза. Один ребенок должен пройти, пробежать или проскакать вокруг круга, затем встать на свое место. Дети должны определить, что делал водящий.

4. «Колокольчик»

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

5. Оценка ритмов.

Логопед стучит по столу карандашом или палочкой. Ребенок показывает количество услышанных им акустических сигналов следующим образом:

а) поднимая соответствующую карточку с цифрой;

б) выкладывая соответствующее количество бусинок, фишек и т.п. в коробочку; в) отвечая устно.

Игры по развитию реакции на голос.

1. « Угадай, кто позвал?»

Дети встают в круг, водящий – в центре круга. Дети поочередно называют имя водящего, глаза которого закрыты. Водящий должен определить, кто его позвал. Варианты  игры: а) все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его позвал; б) водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

2. « Три медведя».

Логопед выставляет перед детьми тех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку, меняя высоту голоса. Дети угадывают, кто из медведей говорит.

3.« Слушай – не зевай».

Дети слушают логопеда или водящего и, услышав заранее указанное слово, выполняют определенное движение или действие.

Предложенные игры и упражнения могут дополняться и видоизменяться в зависимости от этапа коррекционного обучения и уровня развития детей.

Работа по развитию слухового внимания и памяти постепенно переходит в работу по формированию фонематического анализа, синтеза, представлений.

 Развитие зрительного восприятия, памяти,

      зрительно-пространственной ориентировки.

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке:

1.Различение наиболее распространенных  цветов их оттенков (на материале  цветных  полосок). Задания: назвать все  цвета в заданной последовательности; воспроизвести последовательность цветов по образцу; воспроизвести образец по памяти; выполнить упражнения по словесной инструкции.

2.Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н, ш, т и др. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная буква, какого они цвета, размера, как расположены.

3.Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний: а) различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру; б) различных по цвету полосок, сходных

4. Разложение  целого на составные элементы и восстановление      целого из отдельных частей (аналих и синтез).

Детям предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов – стол, стул, ёлочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигурка, из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбирается на полоски и восстанавливается по следам анализа.

Далее учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.

В дальнейшем геометрические фигуры рекомендуется включать в следующие упражнения:

1.Классификация фигур. Последовательность усложнения задания:

 а) выделение фигур по одному признаку (отобрать все треугольники, все квадраты; показать все фигуры красного цвета, фигуры большие, маленькие);

б) выделение предметов по двум признакам - форма и  цвет, форма и размер (отобрать все квадраты желтого цвета, круги синего; отложить треугольники среднего размера, все большие красные фигуры);

 в) классификация по трем признакам (отобрать большие квадраты красного цвета, отложить маленькие зеленые треугольники).

2.Воспроизведение геометрических фигур в определенной последовательности: а) расположение их по горизонтали, по вертикали; б) различение комбинаций этих фигур; в) разложение предмета на составляющие части и восстановление целого.

Целесообразно использовать игру «Танграм», постепенно усложняя задания.

На первом этапе игры «Танграм» проводятся  упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам.

  Второй этап освоения игры – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам: детям показывают расчлененный образец (заяц) и предлагают составить такой же. Воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) – третий этап освоения игры.

Таким образом, формирование у детей зрительно-пространственного восприятия способствует развитию аналитико-синтетической деятельности. В структуре занятий могут быть использованы материалы методикР.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, А.М.Витковской, Л.А.Венгер и др.

  1. Развитие ручной моторики

Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений, их плохая переключаемость и координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость уделять внимание формированию тонких движений пальцев рук и развитию ручной моторики у детей с ОНР.

Работу по развитию мелкой моторики у детей с ОНР рекомендуется проводить систематически, уделяя ей по 3 – 5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, которые целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведенные для игр и во время прогулок. Если возникают затруднения в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

Весь комплекс упражнений можно разделить на составляющие:

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
  3. совершенствование графо-моторных навыков.

      Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. Начинается она с разминки пальцев рук: а) сжимание в кулак и разжимание пальцев. Движения проводятся одновременно и под счет: «Раз-два! Раз-два!»;

б) пронация и супинация кисти (движения вверх и вниз), быстро и медленно;

в) отведение и приведение пальцев.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

«Погладим котенка», «Маляры», «Веселый оркестр» и т.п.

Далее даются задания на удержание позы кисти руки (развитие кинестетической основы движений руки). На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Постепенно задания усложняются, приступают к работе двумя руками одновременно. Упражнения на удержание позы можно проводить на разных уровнях сложности: по подражанию, по словесной инструкции.

Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки.

  1. «Флажок»: большой палец  - вверх, остальные соединить вместе.
  2. «Улитка с усиками»: положить руку на стол, пальцы сжаты в кулак, указательный и средний пальцы выпрямлены.
  3. «Зайчик»: указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
  4. «Кресло»: правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
  5. «Стол»: правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку.
  6. «Тюльпан»: полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка
  7. «Корень растения»: тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

Упражнения по развитию динамической координации рук проводятся в процессе выполнения последовательно или одновременно организованных движений.

Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.

  1.  «Пальчики здороваются»: поочередное прикосновение большим пальцем к остальным (выполняется правой и левой рукой попеременно и одновременно).
  2. «Цветы растут»: одновременно согнуть пальцы правой и левой руки в кулак, поочередно их выпрямить.
  3. «Прятки»: поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого пальца.
  4. Аналогично предыдущему, начиная с мизинца.
  5. Сжать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
  6. Нанизать бусы на нить и завязать её концы.
  7. Непрерывное следование по нарисованному лабиринту пальцем левой (правой) руки, не переворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.

Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

  1. Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая – расслаблена).
  2. Одновременное выбрасывание вперёд кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – в позе кольца.
  3. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера и правильной формы.
  4. Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.
  5. Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большими и указательными пальцами обеих рук).

Целесообразно использовать различные игры с пальчиками, сопровождаемые стихотворными текстами.

Важное место в работе по развитию тонкой моторики занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо–моторной и слухо–зрительно–моторной координации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической мелодии»  (подробнее эта работа рассматривается в разделе «Развитие межанализаторного взаимодействия»).

Графические работы в альбомах и тетрадях способствуют лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовят руку к обучению письму.

  1. Развитие межанализаторного взаимодействия.

Для развития межанализаторного взаимодействия необходимо вводить детей в ситуации, требующие интегративной обработки информации: соотнесение разномодальной информации, перекодирование сенсорной информации из одной модальности в другую.

Игры и упражнения по развитию слухо-моторной координации.

  1. Логопед быстро или медленно ударяет в барабан. Ребенок изображает быстрый или медленный «бег» указательного и среднего пальцев по столу.
  2. Ребенок повторяет быстрые или медленные удары по барабану.
  3. Ребенок воспроизводит быстрый или медленный темп хлопками в ладоши.
  4. Логопед выстукивает ритм (играет на ритмическом инструменте, например, на барабане, треугольнике, металлофоне и т.п.) вне поля зрения детей. Ребенку предлагается воспроизвести услышанный ритм.
  5. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции:

    а) стучать «по 2 раза», «по 3 раза»;

    б) стучать «по 2 раза сильно и 3 раза слабо» и т.д.

   Предварительно нужно научить детей различать силу звучания.

  1. Игра «Сигнальщики».

Логопед дает следующую инструкцию: «Если я стукну 1 раз, нужно поднять левую руку (сделать «зайчика»); если я стукну 2 раза – вы поднимите правую руку (сделаете «колечко»)».

Варианты инструкции могут быть различными. Предварительно отрабатываются необходимые двигательные упражнения

(«зайчик» - пальцы сжаты в кулак, указательный и средний палец вытянуты; «колечко» - большой и средний пальцы соединены в кольцо), уточняются правая и левая стороны тела.

Игры и упражнения по развитию слухо – зрительной координации.

1. Логопед быстро или медленно ударяет в барабан. На доске (на таблице) нарисованы линии:

Близко расположенные штрихи обозначают быстрые, а отдельные друг от друга – медленные удары. Задача ребенка – в соответствии с услышанным ритмом показать соответствующий рисунок, либо нарисовать его самостоятельно.

2.Логопед издает тихие и громкие звуки с помощью музыкальных инструментов. Ребенку предлагается в зависимости от громкости звука рисовать темные или светлые полосы (широкие или узкие) по предварительной договоренности.

  1. Логопед выстукивает ритм. Ребенку предлагается записать воспринятую на слух ритмическую структуру с помощью штрихов или точек.
  2. К слуховому образцу (ритму) ребенку предлагается подобрать соответствующее графическое изображение: предъявляется карточка с тремя изображениями, из которых только одно соответствует звуковому образцу. Источник звука закрыт экраном.

Упражнения по развитию зрительно – моторной координации.

При наличии выраженной недостаточности зрительно – моторной координации коррекционная работа начинается с подготовительных упражнений на листах бумаги большого формата, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые развиты в большей степени. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.

1.Обводка по шаблону или трафарету:

2. Обводка по контуру:

         …………………

         …………………

3. Соединение по точкам:

        .           .                      .

        .           .                 .           .

                                                         

  1. Раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:

  1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий

  1. Вычерчивание кривых линий.
  2. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы Т, Ш, Н, И.
  3. Рисование знакомых предметов.
  4. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий.

  1. Рисование узоров из геометрических фигур

  1. Рисование бордюров из волнистых линий.
  2. Дорисовывание незаконченных рисунков.

  1. Дорисовывание рисунков с недостающими деталями.
  2. Воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
  3. Выполнение движений в направлениях, указанных стрелками.
  4. Воспроизведение ритмической структуры по графической записи.
  5. Графическое изображение (с помощью стрелок) направлений движения игрушечного автомобиля.

Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв (прямых палочек, палочек с закруглениями вверху (внизу), петелек, полуовалов, овалов и т.д.)                                            

2.5 Развитие сукцессивных и симультанных способностей.

Упражнения, развивающие способности к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений (сукцессивные процессы), должны быть адресованы ко всем анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и кинестетическому).

 Ниже приводится краткий перечень соответствующих упражнений:

  1. Воспроизведение серий движений по памяти («Кулак – ребро – ладонь»).
  2. Воспроизведение ритмов по слуховому и графическому образцу.
  3. Воспроизведение по памяти рядов цифр, букв, звуков с удлинением воспроизводимых рядов.
  4. Упражнение «Продолжи ряд, сохраняя принцип чередования»:

0++0++…………..

+00+00…………..

  1. Запоминание серий фигур, отличающихся последовательностью.
  2. Игра «Что запомнилось?»: ребенок должен обнаружить изменения в последовательности фигур, предметов, картинок.
  3. Установление последовательности серии сюжетных картинок.
  4. Понимание смысла сюжетных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников

Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников....

Профилактика нарушений письменной речи

о нарушениях письменной речи...

Профилактика нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речиСпецифическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобраз...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...