Конспект урока «Звукобуквенный и языковой анализ и синтез»
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Тимофеева Татьяна Геннадьевна

Конспект  урока для учащихся 2,3-ых классов по коррекции дисграфии на  почве нарушения языкового анализа и синтеза с применением  здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме   «Звукобуквенный и языковой анализ и синтез»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.zv_.analiz_i_sintez.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока для учащихся 2,3-ых классов по коррекции дисграфии на  почве нарушения языкового анализа и синтеза с применением  здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме

«Звукобуквенный и языковой анализ и синтез»

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  

ГБОУ ЦПМСС  Калининского  района Санкт-Петербурга  

Тимофеевой Татьяной Геннадьевной

Грамматическая тема: Проверяемая безударная гласная в корне слова

Лексическая тема: Перелетные птицы

Цель: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза.

Задачи:

  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • определение места звуков и букв в слогах, словах;
  • закрепление знаний о гласных и согласных звуках;
  • формирование фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • закрепление навыков слогового анализа и синтеза;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;
  • развитие логического мышления;
  • развитие слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия;
  • расширение лексики по теме «Перелетные птицы»:
  • развитие грамматического строя речи.

Аудитория: учащиеся 2, 3-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Игровые технологии;
  • Здоровье сберегающие технологии;


Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, картинок, наглядного пособия, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов, приемов арттерапии (музыка).

Оборудование:  Радуга настроения, флажки с именами детей, птичка на палочке, картинки с изображением птиц и названием птицы (крупным шрифтом), карточки-картинки, наглядное пособие «Ромбы», карточки - кленовые листочки со словами, музыкальная и мультимедийная аппаратура,  презентация.

Структура урока

  1. Организационный момент: Эмоциональный настрой на урок. Зрительная гимнастика.
  2. Основная часть

1) Формулирование темы урока

2) Слоговой анализ слова

3) Звукобуквенный анализ и синтез

4) Буквенный синтез и развитие пространственных представлений

                             Физкультминутка

                5) Работа над грамматическим строем речи          

     III.      Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

Действия учителя-логопеда

Действие учеников

Оборудование

I. Организационный момент

1. Под звуки мажорной музыки дети входят в класс. Приветствие.

2. Оценка настроения на Радуге    настроения.

3. Формирование позитивного настроя на урок:

   Улыбнемся мы друг другу

   И протянем другу руку.

   Очень рады видеть всех -

   На уроке ждет успех!

4. Зрительная гимнастика

- Ребята, к нам на урок залетела птичка, проследите глазами за ее полетом.

(Звучит музыка, педагог водит палочкой с птичкой  из стороны в сторону, вверх, вниз, сопровождая комментариями: птичка в небо полетела, вправо, влево, вправо, влево и на веточку присела…)

II. Основная часть

1. Формулирование темы урока

     Вам загадку загадаю,

    Молодец, кто отгадает.

    Эти птицы не синицы.

    Им на месте не сидится.

    И они от зимних вьюг

    Улетают все на юг.

    Только раннею весной

    Возвращаются домой.

- О каких птицах говорится в загадке?

Если дети не отгадали загадку, то им дается дополнительное на доске:

Найдите слово:

Кэорперелетныемсо

Как вы думаете, случайно ли я загадала загадку о перелетных птицах? Может быть кто-то уже может сказать какова тема нашего урока?

Правильно!

Почему этих птиц называют перелетными? Каких перелетных птиц вы знаете?

(Детей нужно подвести к ответу…журавли)

Логопед показывает картинку с изображением журавля.

    Нам журавлик долгоносик

   Задает, друзья, вопросик:

   Как два слога так сложить,

  Чтобы слово получить?

 Научим журавлика работать со слогами?

2. Слоговой анализ слова (на слух)

- Я скажу сейчас два слова, вы мысленно разделите их на слоги, запомните вторые слоги и, соединив их, получите новое слово:

МАЛИНА

ХОТЕТЬ

Запишите слово в тетрадь с использованием орфографического проговаривания. (Все слова, полученные в ходе выполнения задания, дети записывают через запятую на одной строчке) Далее под руководством логопеда выполняется анализ слова  (ударение, «опасные буквы» - понятие «опасные буквы» формируется с начала  2 класса, под этим понятием подразумевается любая орфограмма), подбор проверочных слов.

3. Звукобуквенный анализ и синтез (на слух)

Логопед показывает картинку с изображением горихвостки (читаемое название птицы обязательно должно быть на картинке)

        Горихвостка нам несла

        В клюве разные слова,

        Но в дороге,  эка жалость,

       Вдруг словечко потерялось.

- Ребята, поможем птичке найти слово?

Определите (на слух):

Звонкий согласный звук в слове ГУСИ

Непарный согласный звук в слове ТОПОР

Второй звук из названия предмета на 1-ой картинке  - САПОГИ

Мягкий согласный в слове БОЧКА

Третий звук из названия предмета на 2-ой картинке – КНИГИ

- Какое слово мы получили?

- Запишите слово в тетрадь с использованием орфографического проговаривания. Далее под руководством логопеда выполняется анализ слова  (ударение, «опасные буквы»), подбор проверочных слов.

  Логопед показывает картинку с изображением певчего дрозда:

    Нам заданье певчий дрозд,

    На хвосте своем принес,

    Рады мы его встречать

    И заданья выполнять.

    Среди слов ДАЛЬ, ДАЛЁКИЕ, ВЫСЬ найдите лишнее слово по грамматическим признакам:

  • Количество слогов;
  • Часть речи;
  • Число;
  • Род:

- Запишите слово в тетрадь с использованием орфографического проговаривания. Далее в сотрудничестве с логопедом выполняется анализ слова  (ударение, «опасные буквы»), подбор проверочных слов.

  Логопед показывает картинку с изображением трясогузки

    Загадала слово птичка –

   Трясогузка невеличка.

   Сможем слово отгадать

   И в тетрадку записать.

В этом слове два гласных звука [И] и [А]  ,

Перед [И] стоит мягкий согласный звук [В]

Перед [A] стоит согласный звук [H]

После [И] стоит согласный звук [С]

- Запишите слово в тетрадь с использованием офографического проговаривания. Далее в сотрудничестве с логопедом выполняется анализ слова  (ударение, «опасные буквы»), подбор проверочных слов.

4. Буквенный синтез и развитие пространственных представлений

  Логопед показывает картинку с изображением малиновки:

  От малиновки веселой,

  Есть задание для вас.

  Быстро соберете в слово

  Буквы разные сейчас.

 - Ребята, посмотрите на эту фигуру. Сколько здесь квадратов? А сколько треугольников? Составьте слово по моей инструкции. Далее идет инструкция (В левом верхнем треугольнике найдите букву С, в левом нижнем букву К и т.д.) Теперь запишите слово в тетрадь, используйте прием орфографического проговаривания. Проанализируйте, выделите «опасные буквы», подберите проверочное слово.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(звучит фонограмма «Звуки леса»)

Мы по лесу погуляем, (маршируют)

Видим все и замечаем: (оглядываются по сторонам, прикладывая поочередно руки ко лбу)

Как к норе барсук идет, (идут)

Змейка по тропе ползет, (зигзагообразные движения руками)

Из земли растет цветок, (ладошки сложены, руки поднимаются вверх и раскрываются)

По ветру летит листок, (плавные движения корпуса и рук из стороны в сторону)

Скок лягушка из пруда, (прыжки)

Летит птичка из гнезда. (машут руками как птицы крыльями)

- Мы показывали как летит по ветру листок. Вот и к нам залетел кленовый листочек (логопед раздает по листочку на парту). Какие слова на нем написаны, прочитайте. Уточняется значение слова КРАЯ

(2 значения)

А теперь найдите слово, в котором звуков больше чем букв. Объясните свой выбор. Запишите слово в тетрадь. Далее в сотрудничестве с логопедом выполняется анализ слова  (ударение, «опасные буквы»), подбор проверочных слов.

Работайте в паре, помогайте друг другу.

5. Работа над грамматическим строем речи

- Ребята, составь предложения из слов которые у нас получились, добавьте 1 предлог и 1 союз: ЛЕТЕТЬ, ГРАЧИ,

ДАЛЕКИХ, ВЕСНА, СКВОРЕЦ, КРАЯ. Проанализируйте предложение, найдите и подчеркните подлежащее, сказуемое, определение. Молодцы!

III. Итог урока. Рефлексия.

 -  А сейчас вспомним о каких птицах мы с вами сегодня говорили?  

Логопед показывает презентацю.

- Каких перелетных птиц вы знали до нашего урока, а каких узнали благодаря нашему уроку?  

    Понравились ли задания, которые мы выполняли? Какие задания вызвали у вас трудности; с какими вы справились легко?   Изменилось ли ваше настроение с начала урока? Поставьте значки на Радуге настроения. С какими чувствами вы покинете сейчас кабинет логопеда?  Сегодня мне было очень комфортно  работать с вами. Вы были активны, собраны, доброжелательны и любознательны. Спасибо, вы меня порадовали!

    Наш урок закончен. До свидания!

Дети здороваются, ставят флажки на Радуге настроения. Рассаживаются за парты. Хором говорят стишок.

Дети выполняют зрительную гимнастику

- В загадке говорится о перелетных  птицах.

Дети находят отгадку

-Перелетные птицы

Дети отвечают на вопросы.

- Да.

Дети выполняют инструкцию логопеда

         /

ЛИТЕТЬ

[Г]

[Р]

[А]

    ,

[Ч ]

[И]

 

         /

ГРАЧИ

Дети выполняют задание

         /

ДАЛЁКИЕ

Дети выполняют задание

ВИСНА

Дети записывают в тетрадь слово

            /

ВЕСНА

 

- 6

- 12

Ученики по инструкции педагога составляют слово СКВАРЕЦ

Записывают слово в тетрадь

          /

СКВОРЕЦ

Дети повторяют движения за логопедом, синхронизируют его с речью.

Дети читают слова:

КЛЮВ, ЛЕБЕДЬ, КРАЯ

      /

КРАЯ

Дети составляют предложение и выполняют задания логопеда.

Весной из далеких краев прилетают грачи и скворцы.

Дети узнают перелетных птиц, которые были задействованы в процессе урока.

Дети отвечают на вопросы

Радуга настроения, флажки с именами

Птичка на палочке

Картинка с изображением журавля

Картинка с изображением горихвостки

Карточки-картинки:

1.  САПОГИ

2.  КНИГИ

Картинка с изображением певчего дрозда

Картинка с изображением трясогузки

Картинка с изображением малиновки

Наглядное пособие:

             а

         в  Б

    С ю

Ч

о  Р

    я   м

       Ц    г

           и

             к

е   л

Ж

х

Музыкальный центр, фонограмма «Звуки леса»

Карточка-кленовый листочек со словами

Презентация «Перелетные птицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....