Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Гуторова Людмила Ивановна

Рабочая программа для 1х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1_kl._2014-15_uch.g._nov_posledniy.doc773.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

                                                                             «Дитя входит в духовную жизнь окружающих

его людей единственно через посредство

отечественного языка, и, наоборот, мир,

окружающий дитя, отражается в нём своей

духовной стороной только через посредство

той же среды – отечественного языка»

( К.Д. Ушинский)

                                       Пояснительная записка

1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы

          На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федерального закона от 01.12.2007 № 309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта». Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». В соответствии примерной основной образовательной  программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год); постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  •  приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных начального общего, основного общего и образования»;
  •  приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательного учреждения Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

 - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», с учётом образовательной системы развивающего обучения  Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова, особенностей школы - интерната, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников составлена данная рабочая программа по русскому языку.

1.2.Место коррекционных занятий в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающее обучение делится на три основных этапа.

  • I этап – нормализация звуковой стороны речи.
  • II этап – восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и дальнейшее их совершенствование.
  • IIIэтап – развитие умений и навыков построения связного высказывания.

Данная программа охватывает I этап из предусмотренных трёх.

. Выбор количества часов зависит от структуры и степени выраженности речевого недоразвития. Занятия  продолжительностью 40 минут проводится 2-3 раза в неделю во второй половине дня в течение всего учебного года.

1.3. Целевые установки  рабочей программы

Целевая ориентация рабочей программы  по предупреждению и преодолению трудностей в усвоении общеобразовательной программы по русскому языку у  первоклассников с общим недоразвитием речи  в практике коррекционной работы составлена в соответствии с инструктивно-методическим письмом (авторы:Ястребова А.В., Бессонова Т.П.)

Отклонение в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни их них касаются только произношение звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениям чтения и письма; третьи - выражаются в недоразвитии, как звуковой, так и смысловой сторон речи и  всех компонентов.

Школьников, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы:

Первую группу составляют первоклассники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений.

Вторую группу входят дети, у которых имеет место  несформированность всей звуковой стороны речи — произношение, фонематические процессы

(фонетико-фонематическое недоразвитие).

Третью группу — обучающиеся, у которых наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи).

Преимущественно в общеобразовательную школу поступают дети III уровня (по классификации Р.Е. Левиной).

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, многочисленные ошибки при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков  слогов, сокращения при стечении согласных в слове. На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удаётся  подбор однокоренных  слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.

                                                            2

Нередко замена названия части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

             В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными,  прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок в использовании, как простых, так и сложных предлогов.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания и  ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий). Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что первоклассники испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом. Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы — предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов. Чем раньше начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше его результат

Цели курса:

                 восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

  • развитие фонематических представлений о звукобуквенном и звукослоговом составе слова, развитие интуиции и «чувства языка», навыков построения связного высказывания;
  • освоение изучаемых слов-терминов, узловых правил правописания;
  • овладение моделями простых синтаксических конструкций с небольшим распространёнием;
  • воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Задачи коррекционного обучения:

  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • дальнейшее развитие связной речи.

1.4. Отличительные особенности рабочей программы

Общей проблемой при коррекционно-развивающем обучении первоклассников является современная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит необходимо сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звуко-буквенном составе слова, сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, скорректировать дефекты произношения. Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается при подборе речевого материала, соответствующего развитию ребёнка и структуре дефекта.

       Занятия построены таким образом, что осуществляется одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения, в занятия  I этапа избирательно включены элементы II и III этапов.

Курс программы опирается на использование личностно-ориентированных технологий:

  • технологии диагностики обследования (авторы: Фотекова Т.А, Корнев А.Н.); технологии поэтапного формирования умственных действий (отработка алгоритмов, у которых последующая часть вытекает из предыдущих);
  • технологии полного усвоения знаний;
  • технологии группового обучения;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • технологии консультативного сопровождения.

Тематическим  планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, информационно-технической  и методической поддержки как из интернета, так и из арсенала авторских разработок учителя-логопеда.

Данная программа помогает учителю-логопеду реализовать свой творческий потенциал, а учающимся устранить серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

    2. Цели изучения курса

Компетенции

Личностные

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Предметные

  • ликвидация собственно речевых недостатков;
  • предупреждение появления нарушений чтения и письма;
  • осознание безошибочного письма, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное;
  • формирование умения использовать знания для решения практических и коммуникативных задач.

                 

 3.Структура курса, основные содержательные линии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

п/п

Раздел

Класс

Кол-во часов.

1.

Предложение и слово.

1

14 ч.

2.

Слоговой состав слова

5 ч.

3.

Дифференциация фонем, сходных по артикуляторно-акустическому сходству.

41 ч.

Всего: 60 ч.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. IV  уровень речевого развития.

№ п/п

Раздел

Класс

Кол-во часов

1.

Слово.

1

21ч.

2.

Предложение.

13ч.

3.

Дифференциация.фонем,сходных по по артикуляторно-акустическому сходству.

52ч.

Всего: 86 ч.

Общее недоразвитие речи.  III  уровень речевого развития.

        

№ п/п

Раздел

Класс

Кол-во часов

1.

Слово.

1

8 ч.

22ч.

12ч.

17ч.

8ч.

19ч.

2.

Предложение.

3.

Формирование монологической речи.

4.

Слого-звуковой состав слова.

5.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

6.

Дифференциация.фонем,сходных по по артикуляторно-акустическому сходству.

Всего: 86 ч.


        4. Тематическое планирование.

Раздел/тема:

Требования к уровню подготовки учащихся по ФГОС (УУД) к разделу

НВОНР

   1.

Формирование понятий «слово», «предложение».
Слова, обозначающие предметы.

Различение живых и неживых предметов, постановка к ним  вопросов, обозначение слова графически.

   2.

Слова, обозначающие действия предметов.

Усвоение слов обозначающих действие предмета. Формирование практических навыков правильного употребления глаголов.

   3.

Простое двусоставное нераспостранённое предложение.

Знакомство с понятием « предложение», обучение правильному  составлению предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без неё.

   4.

Слова, обозначающие признак предмета.

Усвоение слов, обозначающих признак предмета. Постановка вопросов, графическое обозначение.

   5.

Распространение простого предложения.

Распространение простого двусоставного предложения определением. Правильное грамматическое формирование распространённых предложений.

   6.

Согласование слов-признаков и слов- предметов по падежам.

Падежные формы имени прилагательного. Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах.

   7.

Предлоги.
Выделение предлогов из предложения.

Формирование представлений о семантическом  и синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям, опорным  словам. Выделение предлогов из предложений.

    8.

 Звуки речи.

 Способы образования звуков речи.

Сравнение неречевых и речевых звуков. Знакомство со строением речевого аппарата, наблюдение за его деятельностью.

   9.

Узнавание и вычленение гласных звуков.

Удерживание артикуляции каждого гласного звука под счёт. Узнавание звука по показу беззвучной артикуляции вычленение гласного звука на слух из начала слова в ударной, безударной позиции,  из середины слова под ударением.

  10.

Понятие слога.
Составление слов из слогов.

Уточнение понимания слогообразующей роли гласных.

  11.

Слоговой анализ и синтез слов, порядок слогов в слове.

Обьяснение слога, как части слова. Повторение правила о слогообразующей роли гласных звуков.

  12.

Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.

Привлечение внимания к последовательности слогов, являющихся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов.

  13.

Дифференциация фонем, сходных по акустико- артикуляторному сходству.

Закрепление знаний о звуках, навыков правильного произношения и различения, развитие слуховых дифференцировок на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Звуко-буквенный анализи синтез слов. Закрепление знаний норм орфографии.Устранение имеющихся аграмматизмов.

Раздел/тема:

Требования к уровню подготовки учащихся по ФГОС (УУД) к разделу

ОНР

1.

Слова, обозначающие предмет.

Уточнение и обобщение знаний о предмете, о грамматических категориях числа.

2.

Слова, обозначающие действие предмета.

Формирование понятия «действия предметов», постановка вопросов, графическое выделение.

3.

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета.

Осмысление и осознанное различение слов- предметов и слов-действий, постановка вопросов, графическое обозначение.

4.

Простое двусоставное, нераспространённое предложение.

Составление предложения путём подбора слов – действий к словам – предметам. Дифференциация понятий «слово», «предложение». Правила оформления предложений.

5.

Интонация предложений.

Осознание предложения как минимальной единицы речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью. Формирование умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложений на письме.

6.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Усвоение слов, обозначающих признак предмета. Постановка вопросов, графическое обозначение.

7.

Дифференциация слов – предметов и слов – признаков.

Различение  слов на слух и по предметным картинкам.

8.

Распространение простого предложения.

Грамматическое оформление распространённых предложений.

9.

Согласование слов – признаков и слов – предметов по падежам.

Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в косвенных падежах.

10.

Предлоги.

Формирование представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове. Обучение правильному употреблению предлогов.

11.

Формирование монологической речи.                                                          Последовательный пересказ текстов.

Пересказывание текста с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

12.

Выборочный пересказ.

Пересказ повествовательного текста выборочно. Лексико-грамматическое оформление предложений.

13.

Краткий пересказ.

Составление полных предложений — обьяснений лексического значения слова. Краткое пересказывание повествовательного текста.

14.

Составление самостоятельных связных высказываний.

Формирование умения составлять связное васказывание, использовать прилагательные и другие разнообразные языковые средства.

15.

Слоги. Слоговой анализ и синтез  слов.

Анализирование одно-, дву-, трёхсложных слов. Уточнение представления о последовательности слогов в словах. Закрепление умения анализировать и синтезировать слова из слогов.

16.

Ударение.

Определение ударного слога в слове. Осознание смыслоразличительной роли ударения.

17.

Мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Различение твёрдых и мягких согласных, а также букв, для обозначения мягкости согласных на письме.

18.

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой Ь.

Тренировка навыка различения твёрдых и мягких согласных при произношении и  на слух. Обучение обозначению мягкости согласных на письме посредством буквы ь.

19.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Закрепление знаний о том, что слова состоят из  звуков, на письме записываются с помощью букв. Количество и последовательность звуков и букв в слове имеют важное смыслоразличительное значение.

20.

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство.

Формирование навыков правильного произношения и различения звуков. Развитие слуховых дифференцировок.
Сопоставление звуков в произносительном и слуховом плане.

          5. Календарно-тематическое планирование по коррекции ФФНР

№ п/п

Дата

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях.

Развитие неречевых процессов

1 четверть (14 з.)

1.

16.09

Слова, обозначающие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы

 кто? что?

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

2.

18.09

Неодушевлённые и одушевлённые предметы.

Ранняя осень.

3.

23.09

Слова, обозначающие действия предметов.

Слова, отвечающие на вопрос

 что делает?

Отработка понятий «правый», «левый».

Упражнение «Разноцветные точки»

4.

25.09

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия предметов.

Перелётные птицы.

Развитие слухового внимания и памяти, логического и образного мышления.

5.

6.

30.09

02.10

Простое двусоставное нераспространённое предложение.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

7.

07.10

Интонация предложений.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям.

Игра «Что это?»

8.

09.10

Слова, обозначающие признаки предметов.

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?  какое? какие?

9.

14.10

Подбор слов-признаковк словам-предметам.

10.

16.10

Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Грибы.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям.

11.

12.

21.10

23.10

Распространение простого двусоставного предложения определением.

Согласование имени прилагательного с именем существительным  в роде, числе и падеже.

13.

28.10

Дифференциация понятий «предложение», «слово»

Осень

Упражнение «Составление фигур из разноцветных деталей».

14.

30.10

Практическое овладение понятиями «предложение», «слово».

2 четверть  (14 з.)

1.

11.11

Звуки речи. Гласные звуки. Узнавание и вычленение гласного звука

Гласные, согласные звуки.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

2.

13.11

Понятие слога. Деление слова на слоги.

Части тела.

Усиление концентрации слухового внимания.

3.

18.11

Слоговой состав слова. Ударный слог.

Слоговой состав слова.

Развитие осознанного восприятия.

4.

20.11

Слоговой анализ и синтез. Порядок слогов в слове.

Поздняя осень. Предзимье.

Развитие восприятия.

5.

25.11

Слоговой анализ и синтез.

Слоговой состав слова.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

6.

27.11

Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Согласные звуки и буквы.

Игры «Каждой согласной своё место», «Кто больше?»

7.

02.12

Твёрдые и мягкие согласные. Закрепление.

Согласные звуки и буквы.

Игры: «Телеграф», «Потерянный слог, «Найди ошибку»

8.

04.12

Звонкие и глухие согласные.

Развитие двигательной памяти на физкультминутке.

9.

09.12

Звуки «п-п».

Буква П.

Посуда (виды, материалы)

Развитие мышления, построение вопросов.

 10.

.

11.12

     Звуки «б-б».

        Буква Б.

Твёрдые и мягкие согласные

11.

16.12

Дифференциация

  «б-п» («б-п») в слогах, словах.

Парные звонкие и глухие согласные. Игра «Поймай звук в слове».

Развитие образного мышления.

12.

18.12

Дифференциация

«б-п» ( «б-п») в  словах.

Зима. Изменения в природе.

Развитие абстрактно-логического мышления.

13.

23.12

Дифференциация

«б-п» («б-п) в предложениях.

Парные звонкие и глухие согласные.

14.

25.12

Дифференциация

 «б-п» (б-п») в текстах.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

3 четверть (18  з.)

1.

13.01

Звуки «т и т»’.
Буква Т.

Твёрдые и мягкие согласные.

Игра «Том и Тим».

Развитие восприятия.

2.

15.01

Звуки «д и д’».  
Буква Д.

Зима. Зимние забавы и развлечения.

Развитие дифференцированности восприятия.

3.

20.01

.Дифференциация

«д –т»(«д’-т » ) в слогах, словах.

Парные звонкие и глухие согласные.

Развитие аналитичности восприятия.

4.

22.01

Дифференциация

«д -т» («д’- т»’ ) в словах.

Согласные звуки и буквы.

Развитие аналитичности восприятия.

5.

27.01

Дифференциация
«д – т» (« д’- т»’ ) в предложениях.

6.

29.01

Дифференциация

«д-т» в текстах.

Парные звонкие и глухие согласные. Игра «Кто уйдёт дальше?»

Развитие памяти.

7.

03.02

   Звуки «к – к».

’  Буква К.

      Комнатные растения.

Развитие фонематических процессов.

8.

05.02

   Звуки « г- г».

    Буква Г.’

     Бумага (изготовление, виды, применение).

Развитие памяти через установку на запоминание.

   9.  

10.02

Дифференциация
« г- к» (« г’-к»’ ) в слогах, словах..

Зима. Зимующие птицы.

Развитие фонематических процессов.

10.

11.

12.02

24.02

Дифференциация

« г-к» ( «г’- к’» ) в предложениях и  текстах.

Парные звонкие и глухие согласные.

Развитие приёмов, позволяющих увеличить объём запоминаемого материала. запоминания.

12.

26.02

Звуки «с и с’».
Буква С.

Транспорт.

13.

03.03

Звуки «з и з».
Буква З

Развитие приёмов деятельного запоминания.

14.

05.03

Дифференциация
«з– с» («з’- с’» ) в слогах, словах.

            Звуки и буквы с,з.

Развитие познавательной активности

15.

10.03

Дифференциация

«з- с» ( «з’- с’» ) в предложениях и текстах.

Границы предложения на письме.

Формирование приёмов самоконтроля.

16.

12.03

Звук и буква Ш.

Ранняя весна.

Умение применения знаний в новых ситуациях

17.

17.02

Звук и бука Ж..

.

Развитие  приёмов деятельного запоминания.

18.

19.03

Дифференциация «с-ш» в слогах, словах.

 Весна. Первоцветы.

Приёмы для заучивания правил.

4 четверть (14 з.)

1.

31.03

Дифференциация

 «с-ш» в предложениях и текстах.

Звуки и буквы с,ш.

Координация объёма зрительной и слуховой памяти.

2.

02.04

   Дифференциация «ж-ш» в слогах, словах.

Перелётные птицы.

Приёмы для заучивания правил.

3.

07.04

Дифференциация

«ж-ш» в предложениях, текстах.

Строительство.
Профессии, машины и механизмы.

Формирование приёмов самоконтроля.

Упражнение «Сделай так же»

4.

09.04

Дифференциация

«з-ж»

 Звуки и буквы з,ж.

Формирование умения оценивать свою деятельность.

5.

14.04

Дифференциация

 «з-ж»

  Формирование умения оценивать свою деятельность.                                

6.

16.04

Звуки «р-р».

Буква Р..

                       Профессии.

Развитие способности к запоминанию.

7.

21.04

Дифференциация «р-л» в слогах, словах.

 Звуки и буквы р,л.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков, условий.

8.

23.04

Дифференциация

«р-л» в предложениях, текстах.

Границы предложения на письме.

Развитие умения работать в определённом темпе.

9.

28.04

Звук и буква Ч.

Почта.

Формирование умения работать с образцами до умения пользоваться приёмами самоконтроля.

10.

30.04

Звук и буква Щ.

          Весна. Сад, парк, лес, луг.

Развитие наблюдательности (особенно к языковым явлениям)

11.

05.05

Дифференциация «щ-ч».

              Глухие согласные

12.

07.05

Дифференциация                «ш-щ» в слогах, словах.

Звуки и буквы ш,щ.

Формирование приёмов самоконтроля.

13.

12.05

Дифференциация

«ш-щ» в предложениях.

Формирование приёмов самоконтроля.

14.

14.05

Дифференциация

«ш-щ» в текстах.

Насекомые.

5. Календарно-тематическое планирование работы по коррекции НВОНР

№ п/п

Дата

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях.

Развитие неречевых процессов

1.

15.09

Слова, обозначающие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.                 Отработка понятий «правый», «левый».

2.

17.09

Неодушевленные и одушевленные предметы.

Овощи и фрукты

3.

19.09

Слова, обозначающие действия предметов.

Слова, отвечающие на вопрос

что делает?

Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления

4.

22.09

Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов.

Хлеб.

5.

24.09

Простое двусоставное не распространённое предложение.

Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям.

6.

26.09

Согласование глагола с именем существительным.

Ранняя осень.
Признаки осени.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован».

7.

29.09

Интонация предложений.

Знаки препинания.

Развитие слухового восприятия.

8.

01.10

Слова, обозначающие признак предмета.

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям. «Составление фигур из разноцветных деталей».

9.

03.10

Подбор слов-признаков к словам-предметам.

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений. Упражнение «Копирование точек»

10.

06.10

Дифференциация слов предметов, слов-действий и слов-признаков.

Развитие слуховой и зрительной памяти.

11.

08.10

Распространение простого предложения с помощью определения.

Домашние и дикие животные.

Развитие слуховой и зрительной памяти

12.

10.10

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

Связь слов в предложении.

Развитие пространственных отношений

13.

13.10

Простое распространённое предложение.

Постановка вопросов к словам, входящим в предложение.

Усиление концентрации слухового внимания.

14.

15.10

Распространение и грамматическое оформление предложений.

Грибы.

Развитие внимания, памяти в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

15.

17.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже.

Связь слов в предложении.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Лабиринты»

16.

17.

20.10

22.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже.

Деревья в наших парках.

Развитие памяти.

18.

19.

24.10

27.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже.

Слова, отвечающие на вопросы: «кого? чего?»

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

20.

29.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже.

Слова, отвечающие на вопросы: «кем? чем?».

Развитие памяти через установку на запоминание.

21.

31.10

Согласование слов- признаков и слов- предметов в творительном падеже.

Перелётные птицы.

Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания.

2 четверть  (21 з.)

1.

10.11

Предложение. Выделение предлогов из предложения. Предлоги в, из, на, с.

Смысловое значение предлогов. Предлог, как отдельное слово.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания

2.

12.11

Предлоги у, к, от.

Вопросы куда? откуда?  от чего?  к чему?

Формирование умения принять учебную задачу.

3.

14.11

Предлоги в, за.

Транспорт

4.

17.11

Предлоги по, под.

Раздельное написание предлогов.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. «Красно-чёрные пары».

5.

19.11

Предлоги на, над.

Вопросы куда? где?

6.

21.11

Звуки речи, способы образования.

Органы речи

Развитие фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков).

7.

24.11

Гласные звуки. Узнавание и вычленение гласного звука.

Поздняя осень (предзимье).

Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

8.

26.11

Слог. Составление слов из слогов.

Слоговой состав слова

Упражнения на  восприятие

9.

28.11

Слоговой анализ и синтез слов, порядок слогов в слове.

Слоговой состав слова

Формирование навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.

10.

11.

01.12

03.12

Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.

Начало зимы.

Упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мысленных образов.       «Мысленные образы и эмоции»

12.

5.12

Слоговой анализ и синтез слов. Закрепление.

Формирование приёмов самоконтроля

13.

08.12

Ударение.

Ударный слог, ударная гласная

Усиление концентрации слухового внимания.

14.

10.12

Согласные звуки.

Согласные звуки и буквы.

15.

12.12

Твёрдые и мягкие согласные.

«Каждой согласной своё место».

Упражнения на избирательность запоминания.

16.

15.12

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Парные согласные. Звонкие и глухие непарные согласные.

Формирование приёмов учебной деятельности.

17.

17.12

Звуки П и  П’.
Буква П.

Зима. Новогодняя ёлка.

Развитие аналитичности восприятия.

18.

19.12

Звуки Б  и Б’.
Буква Б.

Твёрдые и мягкие согласные.

Развитие мышления

19.

22.12

Дифференциация
Б - П (Б’ – П )  в слогах и словах.

Оглушение согласных в конце слова

20.

24.12

Дифференциация
Б – П (Б’ – П )  в предложениях.

.Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные

Развитие образного мышления.

21.

26.12.

Дифференциация

 Б-П ( Б’- П’ ) в текстах.

Развитие аналитичности восприятия

3 четверть (25 з.)

1.

12.01

Звуки Т и Т’.
Буква Т.

Зимние забавы и развлечения.

Формирование приёмов учебной деятельности        .

2.

14.01

Звуки Д и Д’.  
Буква Д.

Правописание имён собственных

3.

16.01

.Дифференциация

Т – Д (Т’- Д’ ) в слогах, словах.

Оглушение согласных

Развитие наблюдательности

4.

19.01

Дифференциация
Т – Д (Т’- Д )  в предложениях.

Границы предложения на письме.

Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».

5.

21.01

Дифференциация
Т – Д   (Т’- Д’ ) в текстах.

Ткани и другие материалы. Одежда, обувь

Формирование умения планировать свои действия.

6.

23.01

Звуки  К  и К’.
Буква К.

Развитие памяти.

7.

26.01

Звуки Г и Г’.
Буква Г.

Парные звонкие и глухие согласные.

Развитие фонематических процессов.

8.

28.01

Дифференциация

 К –Г  (К’- Г’ ) в слогах, словах.

Оглушение согласных

Упражнения, направленные на тренировку распределения внимания.

   9.  

30.01

Дифференциация
К- Г ( К’- Г’ ) в предложениях.

Зима. Зимующие птицы.

Развитие фонематических процессов.

10.

11.

02.02

04.02

Дифференциация

 К-Г (  К’- Г’ ) в текстах.

Парные звонкие и глухие согласные.

Развитие приёмов деятельного запоминания.

12.

06.02

Звуки  С и С’.
Буква С.

Правописание имён собственных

13.

09.02

Звуки З и З’.
Буква З

14.

11.02

Дифференциация
С – З (С’- З’) в слогах, словах.

Дикие животные.
Как звери зимуют.

Развитие познавательной активности

15.

13.02

Дифференциация

С - З ( С’- З’ ) в предложениях и текстах.

Границы предложения на письме.

Формирование умения планировать свои действия.

16.

25.02

Звук и буква Ш.

Умение применения знаний в новых ситуациях

17.

27.02

Звук и бука Ж. Дифференциация

Ш-Ж.

Правило  ши-жи.

Развитие фонематических процессов

18.

02.03

Дифференциация

 Ш-Ж.

Ранняя весна. Первоцветы.
Праздник 8 Марта.

Приёмы для заучивания правил.

19.

04.03

Дифференциация
С – Ш в слогах, словах.

Строчные и прописные буквы « с-ш».

20.

21.

06.03

11.03

Дифференциация

С-Ш в словах.

Строчные и прописные буквы.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

22.

13.03

Дифференциация

С-Ш в предложениях.

Звуки и буквы «с-ш».

Развитие навыков и приёмов самоконтроля

23.

24.

16.03

18.03

Дифференциация

С-Ш в текстах.

Перелётные птицы.

Координация обьёма зрительной и слуховой памяти.

25.

20.03

Дифференциация

 С-Ш. Закрепление.

Орфограмма «ши»

Совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

4 четверть (19 з.)

1.

30.03

Звуки Л-Л’. Буква Л

2.

01.04

Звуки Р - Р’.
Буква Р

Строчные и прописные буквы.

Формирование планирования предстоящей деятельности

3.

03.04

Дифференциация

Л-Р (Л’-Р’) в слогах, словах.

Строительство.
Профессии, машины и механизмы.

Формирование приёмов самоконтроля.

Упражнение «Сделай так же»

4.

06.04

Дифференциация   Л-Р (Л ’- Р’) в предложениях.

Согласные буквы и звуки « л-р»

Формирование умения оценивать свою деятельность.

5.

08.04

Дифференциация     Л-Р (Л’-Р’) в текстах.

Рыбы (морские, пресноводные, аквариумные)

             Развитие познавательной активности                          

6.

10.04

Звук и буква Ч.

Почта. Профессии.

Развитие способности к запоминанию.

7.

13.04

Звук и буква Щ.

Развитие умения работать в определённом темпе.

8.

15.04

Дифференциация

Щ-Ч в слогах, словах.

                Правило ча- ща.

Развитие умения работать в определённом темпе.

9.

17.04

Дифференциация     Щ-Ч в предложениях.

                Правило чу-щу.

Формирование умения работать с образцами до умения пользоваться приёмами самоконтроля.

10.

20.04

Дифференциация

Щ-Ч в текстах.

          Весна. Сад, парк, лес, луг.

Развитие наблюдательности (особенно к языковым явлениям)

11.

22.04

Звук и буква Ц.

              Глухие согласные

12.

24.04

Дифференциация                Ц-Ч в слогах, словах.

Согласные звуки и буквы «ц-ч».

Развитие познавательной активности

13.

27.04

Дифференциация

Ц-Ч  в словах.

Согласные буквы и звуки « ц-ч»

Формирование контроля за ходом своей деятельности

14.

29.04

Дифференциация

Ц-Ч в предложениях.

Насекомые.

15

06.05

Дифференциация     Ц-Ч в текстах.

Закрепление обозначения границ предложения на письме.

Развитие приёмов деятельного запоминания.

16.

08.05

Дифференциация

 Ш-Щ в слогах, словах.

Формирование умения работать в определённом темпе.

17.

11.05

Дифференциация     Ш-Щв  словах.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры, развлечения.

18.

13.05

Дифференциация

Ш-Щ в предложениях.

Формирование умения применения знаний в новых ситуациях

19.

15.05

Дифференциация      Ш-Щ в текстах.

Праздник Победы.

Развитие  навыков и приёмов самоконтроля.

Календарно-тематическое планирование работы по коррекции ОНР.

 III уровень речевого развития.

Дата проведения

Темы и содержание

коррекционной

работы.

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях.

Развитие неречевых процессов

1 четверть (21 з.)

Фронтальное обследование

Работа над словом

1.

15.09

Слова, обозначающие предмет.

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый», «левый»

2.

17.09

Слова, обозначающие действие предмета

Слова, отвечающие на вопрос что делает?

Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки»

3.

19.09

Слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие.

Овощи и фрукты.

Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления.

4.

22.09

Простое двусоставное, нераспространенное предложение.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения

Развитие коммуникативной готовности к обучению

5.

24.09

Согласование глагола с именем существительным

Правила оформления предложений. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям.

6.

26.09

Интонация предложений

Деление текста на предложения.

Развитие слухового внимания, памяти

7.

29.09

Слова, обозначающие признаки предметов

Слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое?

8.

01.10

Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков

Развитие познавательной активности

Работа над предложением

  9.

 10.

03.10

06.10

Распространение простого предложения с помощью определения

Выделение главных членов предложения

Развитие памяти через установку на запоминание

11.

08.10

Согласование слов-признаков со словами-предметами в роде и числе

Развитие высших психических процессов.

12.

13.

10.10

13.10

Простое распространенное предложение

Объединение простых предложений в короткие рассказы

Воспитание познавательного интереса.

14.

15.

15.10

17.10

Распространение и грамматическое оформление предложений

Ранняя осень.

Осенние цветы.

Развитие внимания; упражнения, направленные на увеличение объемов внимания

16.

20.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

Формирование внимания к языковым явлениям

17.

22.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

Развитие коммуникативной готовности к обучению.

18.

19.

24.10

27.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже

Слова, отвечающие на вопрос кого? чего?

Формирование навыков самоконтроля

20.

29.10

Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже

Слова, отвечающие на вопрос кем? чем?

Развитие познавательной активности.

21.

31.10

Повторение. Предложение.

Количество слов в предложении. Графические схемы.

Развитие памяти, мышления.

2 четверть (21 з.)

1.

10.11

Предлоги В-НА

Вопрос куда? Раздельное написание предлогов

Развитие внимания, упражнения, направленные на увеличение объемов внимания

2.

12.11

Предлоги НА-НАД

Осень.

Перелётные птицы.

Развитие коммуникативной готовности к обучению

3.

14.11

Предлоги К - ОТ

Вопросы куда? откуда? от чего? к чему?

Увеличение уровня распределения внимания

4.

17.11

Предлоги В  - ИЗ

Раздельное написание предлогов

Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

5.

19.11

Предлоги ОТ - ИЗ

Вопросы куда? откуда? от чего? к чему?

Воспитание познавательного интереса.

6.

21.11

Предлоги С-СО

Раздельное написание предлогов

Усиление концентрации слухового внимания

7.

24.11

Предлоги В-У

Вопрос где?

Развитие памяти, мышления.

8.

26.11

Сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД

Значение предлогов.

Формирование коммуникативных умений и навыков.

9.

28.11

Закрепление отработанных предлогов

Развитие памяти.

Формирование монологической речи

10.

01.12

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

Океан. Обитатели океанов.

Текст «Кит». Словарная работа.

Развитие слухового восприятия, памяти.

11.

03.12

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы

Рассказ Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Развитие опосредованного запоминания.

12.

05.12

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам

Зимующие птицы. Рассказ И.Н.Тургенева «Воробей»

Развитие внимания, объема слухо-речевой памяти, способности к переключению.

13.

08.12

Пересказ текстов описательного характера по вопросам.

Деревья (лиственные, хвойные). Текст «Березка»

Воспитание бережного отношения к живой природе.

14.

10.12

Последовательный пересказ текстов.

Закрепление темы «Овощи».

Текст «Теплица»
(по Г. Юрмину)

Развитие познавательного интереса

15.

12.12

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий.

Развитие объема слухо-речевой памяти, внимания, словесно-логического мышления

16.

15.12

Выборочный пересказ. Составление плана рассказа.

Текст «Цветок или волчья пасть» (В.Сухомлинский)

Развитие слухового внимания, способности к переключению.

17.

17.12

Краткий пересказ. Составление плана-пересказа.

Текст «Суслик и хомяк»

Развитие памяти.

18.

19.12

Краткий пересказ.

Закрепление знаний.

Текст «Как слон спас хозяина от тигра»

Воспитание интереса к животному миру.

19.

22.12

Пересказ текста по обозначенному началу рассказа.

Текст «Запасы на зиму»

Развитие слуховой памяти.

20.

24.12

Пересказ текста по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Текст «Алеша и уточка»

Развитие навыков логического мышления, воображения, фантазии

21.

26.12

Составление самостоятельных связных высказываний.

Времена года.

Развитие умения анализировать структуру предложения.

3 четверть (25 з.)

1.

12.01

Слоги. Слоговой анализ слов.

Слогообразующая роль гласных.

Развитие зрительного внимания.

2.

14.01

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

Ударный слог. Безударная гласная.

Развитие навыков самоконтроля, логического мышления.

3.

16.01

Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.

Гласные звуки и буквы.

Развитие образного мышления.

Игра «Догадайся, кто нарисован?».

4.

19.01

Слоговой анализ трёхсложных слов.

Ударный слог.

Развитие логического мышления.

5.

21.01

Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов.

Правила переноса.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

6.

23.01

Слоговой  анализ и синтез. Закрепление.

Зоопарк

(части зоопарка, его обитатели)

Воспитание любви к животным, внимательного отношения к ним.

7.

26.01

Ударение.

Ударная гласная. Ударный слог.

Развитие слухового восприятия.

8.

28.01

Смыслоразличительная роль ударения.

Развитие логического мышления.

9.

30.01

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда.

Гласные 2 ряда

Развитие образного мышления, игра «Догадайся, кто нарисован»

10.

02.02

Практическое овладение обозначением мягкости согласных гласными 2 ряда.

Транспорт

Правила дорожного движения.

Развитие логического мышления

11.

04.02

Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда. Закрепление.

Развитие слухового и зрительного восприятия

12.

06.02

Мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных буквой «ь».

Буква мягкий знак.

Развитие тонких дифференцировок

13.

09.02

Мягкий знак в конце слова.

Животные Севера.

Формирование умения принять учебную задачу.

14.

11.02

Обозначение  мягкости согласных  буквой «ь».

Мягкий знак в середине слова.

Мягкие согласные. Буква мягкий знак.

Развитие фонематического восприятия.

15.

13.02

Правописание  мягкого знака в середине слова.

Защитники отечества.

Развитие  приёмов деятельного запоминания.

16.

25.02

Практическое овладение обозначением мягких согласных буквой «ь».

Буква «ь»

Формирование умения работать в определённом темпе.

17.

27.02

Обозначение мягкости согласных буквой «ь». Закрепление.

Буква «ь»

Развитие слухового внимания

18.

02.03

Звукобуквенный анализ слов.

Ранняя весна. Первоцветы.

Формирование приёмов самоконтроля

19.

04.03

Звукобуквенный анализ двусложных слов, состоящих из сочетаний прямых и обратных слогов.

Гласные  и согласные звуки.

Развитие высших психических процессов.

20.

06.03

Звукобуквенный анализ односложных слов, состоящих из 4-5 звуков со стечением согласных.

Мамин день.

Семья.

Упражнения, направленные на  увеличение объёма внимания

21.

11.03

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Формирование приёмов самоконтроля

22.

13.03

Звукобуквенный анализ двусложных слов со стечением согласных.

Ткани. Ателье.

Воспитание взаимоуважения в условиях межнационального общения.

23.

16.03

Звукобуквенный анализ трёхсложных слов.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Развитие высших психических процессов.

24.

18.03

Звукобуквенный анализ трёхсложных слов.

Закрепление норм орфографии.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

25.

20.03

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Закрепление.

Электроприборы. Правила безопасности.

Формирование приёмов самоконтроля

4 четверть (19 з.)

1.

2.

30.03

01.04

Звуки «п – п’,  б- б’».

Дифференциация звуков

 «б-п» в слогах, словах. Дифференциация звуков

«б-п» в предложениях.

Профессии.

Строительство.

Активизирование слухового внимания  и восприятия.

3.

03.04

Дифференциация звуков «б-п»  в  текстах.

Оглушение согласного в конце слова

Развитие оптических представленийРазвитие зрительного и слухового внимания и воприятия

4.

06.04

Звук и буква Ш.

Насекомые

Воспитание взаимоуважения в условиях межнационального общения.

5.

08.04

Звук и буква Ж.

Орфограмма жи.

Развитие высших психических процессов

6.

10.04

Дифференциация звуков в слогах, словах.

Космос.

Развитие фонематического восприятия

7.

13.04

Дифференциация звуков
ж-ш в предложениях, текстах.

Интегрированная отработка элементов интонационной выразительности. Орфограмма жи-ши.

Воспитание навыков самоконтроля на этапе  проверки письменной речи (выработка алгоритма действий).

8.

15.04

Звуки р-р’. Буква Р.

Возвращение птиц.

Воспитание познавательного интереса.

9.

17.04

Звуки л-л’. Буква Л.

Прописная буква в собственных именах и названиях.

Развитие двигательной памяти на физкульминутке.

10.

20.04

Дифференциация звуков
р-л в слогах, словах.

Согласные буквы и звуки «р-л»

Развитие способности к переключению.

11.

22.04

Дифференциация звуков
р - л в предложениях.

Спорт. Виды спорта

Развитие фонематич.        слуха, фонематическ. восприятия

12.

24.04

Дифференциация звуков
р - л в текстах.

Развитие мышления.

13.

27.04

Дифференциация звуков
ч - ц в слогах, словах.

Почта. Профессии.

Развитие последовательного запоминания.

14.

29.04

Дифференциация звуков
ч –ц в предложениях.

Согласные буквы и звуки «ч-ц».

Развитие произвольности.

15.

06.05

Дифференциация звуков
ч - ц в текстах.

Нормы орфографии.

Формирование умения решать поставленную задачу, представлять результат.

16.

08.05

Дифференциация звуков
ш - щ в слогах, словах.

Согласные буквы и звуки «ш-щ».

Развитие логического мышления.

17.

11.05

Дифференциация звуков
ш - щ  в предложениях.

Город Каменск-Шахтинский.

Воспитание познавательного интереса.

18.

13.05

Дифференциация звуков
ш -щ в текстах.

Нормы орфографии.

Формирование приёмов самоконтроля.

19.

15.05

Дифференциация ш-щ.
Закрепление.

6. Реализация программы.

Нарушения речи.

К концу обучения дети должны:

знать:

уметь:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

  • артикуляцию всех звуков родного языка,все буквы родного алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
  • термины: артикуляция, звук,буквы, звонкий, глухой и т.д.
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать твердые и мягкие звуки;
  • различать акустически близкие звуки;
  • различать звонкие и глухие согласные;
  • обозначать смешиваемые звуки схематично;
  • производить фонематический разбор;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • объяснять значения слов-паронимов;
  • дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах устной и письменной речи;
  • писать слуховые и зрительные диктанты;
  • пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

 

Общее недоразвитие речи.

  • слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие действия; слова,обозначающие признаки предметов;
  • термины,используемые для обозначения основных понятий (речь,звук,буква,артикуля-ция и т.д);
  •  все буквы и звуки родного языка;
  • отличительные признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные и согласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
  • пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости-глухости;
  • различать слова-предметы,слова-действия,слова-признаки;
  • согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
  • полно и грамматически правильно выражать свои мысли;
  • правильно произносить предлоги и раздельно писать их;
  • пересказывать текст;
  • выделять ударные и безударные  гласные;
  • сравнивать, обобщать и классифицировать звуки по признакам;
  • подбирать слова к звукобуквенным и слоговым схемам;
  • образовывать новые слова путем использования приема наращивания звуков и слогов,приема усечения звуков и слогов, приема замены звука в исходном слове;
  • делить слова на слоги, проводить фонематический анализ слова;
  • составлять предложения из заданных слов;
  • писать слуховые и зрительные диктанты;
  • читать специально подобранные слова, столбики слов, небольшие тексты.


7. Учебно-методическое обеспечение

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Андреева Н.Г.

Логопедические занятия по развитию связной речи.

2006

«Гуманитарный издательский центр Владос»

2.

Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г. Г.

Организация и методы коррекционной работы  логопеда на школьном логопункте.

1991

М.: Просвещение

3.

Ефименкова Л.Н.

Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

1991

М.: Просвещение

4.

Лалаева Р. И. Венедиктова Л.В.

Диагностика и коррекция чтения и письма у младших школьников

2003

СПб.

5.

Садовникова И.Н.

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

1995

Москва, Владос

6.

Ястребова А.В.              Спирова Л.Ф.                                                   Бессонова Т.П.                            

Учителю о детях с недостатками речи.

1996

Москва

Оборудование

1.

Магнитная доска – для графических (знаковых) схем.

2.

Мультимедийное  обеспечене по лексическим  и другим темам.

3.

Проектор для показа слайдов.

4.

Шкаф для хранения дидактического материала.

СОГЛАСОВАНО                                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                               Заместитель директора по УР

методического совета                                                            ГКОУ Каменской школы -

ГКОУ Каменской школы-интерната №2                             интерната №2

от  «       »_________    2014г.    №                                          _________________________                                                  

руководитель МС _________________                              Никишина С. А.                                                                                                                                                                                                                             Пискунова Г. А.                                                                       ___________________ 2014 г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...