Рабочая программа по логопедии "Профилактика дисграфии в 1 классе"
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа по логопедии "Профилактика дисграфии в 1 классе" для детей с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_rp_1.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативно-правовая база | Рабочая программа логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) составлена на основе следующих нормативных документов:
|
Описание учебно-методического комплекта (УМК) |
|
Цель и задачи логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в 1 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в разделе 7 «Планируемые результаты освоения курса (предмета)» настоящей рабочей программы. | |
Цели обучения | Целью логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в 1 классе является: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. |
Задачи обучения | Основными задачами логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) является:
|
- Общая характеристика логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР)
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
- Описание места логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в учебном плане
Коррекционная работа в школе V вида осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенные логопедические нарушения.
Для выработки единого подхода к коррекционному развитию учащихся, логопед должен взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями учащихся, школьным психологом, воспитателем ГПД.
Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.
Для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1 классе программой предусмотрено групповых занятий 68 часов в год по 2 часа в неделю. Также по результатам обследования программа предусматривает форму индивидуальных занятий для учащихся, не усваивающих программу при групповых занятиях, требующих особое внимание при коррекционной работе логопеда.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.
Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).
Для осуществления контроля применяются текущий и итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты.
- Основное содержание логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Диагностика | 4 часа | |
Звуки и буквы. Алфавит | 28 часов | |
Слова | 12 часов | |
Предложения | 24 часа | |
Итого | 68 часов |
Содержание программы логопедических занятий в коррекционном классе способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.
Содержание курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР)
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: _______
№ п/п | Тема логопедических занятий | Группа №1 | Группа №2 | Индивидуальные занятия | ||||||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | |||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | |||||
Раздел 1: Диагностика | ||||||||||
Обследование речи детей | 4 | 4 | ||||||||
Раздел 2: Звуки и буквы. Алфавит | ||||||||||
Гласные и согласные звуки и буквы | 2 | 2 | ||||||||
Гласные звуки и буквы | 2 | 2 | ||||||||
Согласные звуки и буквы | 2 | 2 | ||||||||
Слог. Деление на слоги. Ударение | 2 | 2 | ||||||||
Звукослоговый состав слова | 2 | 2 | ||||||||
Твердые и мягкие согласные | 2 | 2 | ||||||||
Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю | 4 | 4 | ||||||||
Звонкие и глухие согласные | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация согласных б-п | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация согласных д-т | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация согласных г-к | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация согласных з-с | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация звонких и глухих согласных | 2 | 2 | ||||||||
Раздел 3: Слова | ||||||||||
Работа над словом | 2 | 2 | ||||||||
Слова, обозначающие предмет | 2 | 2 | ||||||||
Слова, обозначающие действие предмета | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета | 2 | 2 | ||||||||
Слова, обозначающие признак предмета | 2 | 2 | ||||||||
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки | 2 | 2 | ||||||||
Раздел 4: Предложения | ||||||||||
Дифференциация понятий предложение - слово | 2 | 2 | ||||||||
Простое двусоставное нераспространенное предложение | 2 | 2 | ||||||||
Распространение простого двусоставного предложения определением | 2 | 2 | ||||||||
Составление распространенных предложений | 2 | 2 | ||||||||
Работа с предлогами в, на | 2 | 2 | ||||||||
Работа с предлогами к, от | 2 | 2 | ||||||||
Работа с предлогами в – из, на – с (со) | 2 | 2 | ||||||||
Работа с предлогами около (у), из-за | 2 | 2 | ||||||||
Работа с предлогами над, под, по | 2 | 2 | ||||||||
Составление предложений | 2 | 2 | ||||||||
Составление рассказа | 2 | 2 | ||||||||
Текст. Работа над текстом | 2 | 2 | ||||||||
- Планируемые результаты изучения логопедических занятий в коррекционном классе (V вид ТНР) в 1 классе
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями;
- владеть элементарными навыками пересказа, уметь составлять описательный рассказ;
- владеть навыками диалогической речи;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. (Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые предлоги – употребляться адекватно);
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть навыками словообразования: уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных, множественного числа существительных;
- владеть навыками согласования числительного с существительным, местоимения с существительным.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс:
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
- Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска
- кассы букв и слогов
- наборы сюжетных картинок материал в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений и т.п.)
- лента букв и звуков
- плакат «Алфавит»
- звуковые профили (альбом)
- демонстрационный материал «Артикуляционный аппарат»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по исправлению дисграфии у младших школьников
Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС НОО.Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характ...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по устранению дисграфии и дизорфографии.
Рабочая программа для коррекции акустической дисграфии осложнённую дизорфографией....
Рабочая программа "Коррекция смешанной дисграфии" у ученицы 2 класса
Рабочая программа направлена на коррекцию смешанной дисграфии у 2 класса...