Рабочая программа "Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников".
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Березенко Ирина Евгеньевна

Рабочая  программа "Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm_po_korrektsii_disgrafii_2024-2025g.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ гимназия №1

Г. Калининград

Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников»

 

Составила:

 учитель-логопед Березенко И.Е.

2024 - 2025 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность 

В настоящее время на школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую часть речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической, артикуляторно-акустической дисграфии, дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания, а также часто с элементами оптической дисграфии. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них наблюдается бедность словарного запаса, страдает лексическая сторона речи.

В последнее время увеличивается число учащихся, в письменных работах которых встречается большое количество пропусков, перестановок букв, нарушений границ предложений. Грамматическая и лексическая стороны могут быть и сохранными.

Проблема дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и вышеуказанной дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения.

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, не ограничивается пропусками и перестановками букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся в нарушениях письменной речи, нарушениях психических функций ( внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного мнезиса и гнозиса и др.) при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, медленно происходит закрепление звукобуквенного анализа слов, с опозданием формируется навык анализа и синтеза структуры предложения. Такие ошибки вследствие коррекционно-логопедической работы исчезают, но при увеличении учебной нагрузки могут возвращаться и проявляться в большей степени.

Данная программа- система работы по профилактике и устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Она может быть использована как в целенаправленной и  системной работе по устранению дисграфии смешанного вида, в которой есть место вышеуказанным нарушениям.

Цель программы: профилактика и преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников.

В основе дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Задачи программы:

  • Формировать, развивать и совершенствовать навык анализа структуры текста и предложения.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык слогового анализа и синтеза.
  • Формировать, развивать и совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Целевая аудитория: обучающиеся 2-4 классов с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием языкового анализа и синтеза, испытывающие трудности в освоении ООП НОО (АООП НОО) и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Основные принципы коррекционно-логопедической работы:

-Патогенетический принцип.  Учет механизмов нарушения 

– Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений.

– Принцип системности. Методика устранения нарушения представляет  собой систему методов.

– Принцип комплексности. Воздействие на весь комплекс речевых нарушений (устной и письменной речи)

– Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

– Принцип поэтапного формирования умственных действий . 

– Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования психических функций в онтогенезе.

– Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

       Содержание коррекционно-логопедического работы

       Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц включает в себя:

– определение количества, последовательности;

– выделение гласного звука из слога, слова;

-работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;

-определение количества, места слога в слове;

-составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;

-вычленения первого и последнего звука из слова, определение его места;

– определение последовательности, количества и позиционного места в слове.

     Работа начинается с развития анализа структуры текста и предложения. Учащиеся учатся   определять границы предложения в тексте, количество, последовательность и место слов в предложении. Для усвоения навыков чтения и письма необходимо отработать  слоговой анализ и синтез слов. Учащиеся учатся выделять гласный и согласный звук из слога. Особое внимание уделяется звукобуквенному анализу, изучают гласные I и II  ряда. Учащиеся тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод.

 

План работы по профилактике и преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов (*примерно)

I.Диагностика 

4

II.Введение

1

Речь. Общее понятие.

Речь. Слово. Слог. Предложение. Слово. Звуки и  буквы. Ударение. Знакомство со схемой слова, предложения.

2

III.  Развитие неречевых процессов.

2

Развитие зрительного восприятия, памяти. Навыков звукобуквенного анализа.

Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме. Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине , ширине, глубине и т.д.

2

3

Развитие пространственно-временных отношений.

Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к приему пищи. Развитие пространственных представлений «верх, низ, слева, справа, между, под, над….». Расширение объема зрительной памяти.

4

IV.Развитие анализа структуры предложения

4

Состав предложения.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ  и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированными предложениями.

10

V.Развитие слогового анализа и синтеза

5

Слог.

Знакомство со слогом. Понятие «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство 1. 2, 3, 4-х сложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов. Соотнесение со слоговой схемой.

8

VI.Развитие фонематического анализа и синтеза

6

Гласные- согласные звуки.

Знакомство с речевыми звуками. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах.

4

7

Гласные I ряда.

Знакомство с гласными  I ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных I ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков в слогах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных I ряда во всех позициях в слове.

6

8

Гласные II ряда.

Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

6

9

Мягкий знак.

Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. 

Работа по звукобуквенному анализу.

6

10

Согласные звуки.

Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов.

10

11

Диагностическая работа по логопедии «звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов различной структуры» (2, 3, 4-й классы).

Оценка динамики речевого развития учащихся.

Закрепление полученных навыков. Перенос полученных знаний на различные виды деятельности.

6

Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

Тематический  план логопедических занятий по данной программе опирается на четкое знание индивидуальных особенностей всех учащихся группы, позволяет определить возможность преодоление дефекта. Установить необходимые для этого сроки, спрогнозировать эффективность обучения по программе общеобразовательного учреждения. Для учащихся 3-4 классов допустимо некоторое усложнение и увеличение объема и качества словарного запаса учащихся. Время освоения содержания каждого раздела программе составляет 68 часов при проведении занятий 2 раза в неделю. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.

Планируемые результаты и система оценки результатов

Программно-методические материалы способствуют предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Проведение коррекционно-логопедической работы не только устраняет нарушения чтения и письма. Но и способствует устранению коммуникативных трудностей овладения учебным материалом.

К концу обучения дети должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы;

-определения понятий «звук, буква, слог, слово, словосочетания, предложения, текст, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог»;

-чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

-графическое обозначение звуков, слогов и слов, границ предложения.

К концу обучения дети должны уметь:

– различать гласные и согласные звуки;

-различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания, и предложения, набор отдельных предложений и текст;

-определять ударные и безударные гласные, слоги;

-определять в словах место и последовательность заданного звука ( гласных и согласных);

– определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

-производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

-графически обозначать звуки, слоги и слова;

– понимать функции небуквенных графических средств (пробел, знак переноса);

– правильно писать под диктовку слова и предложения. Тексты, безошибочно списывать;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста, выписать из текста слова, словосочетания и предложения, отвечать на вопросы по тексту.

Мониторинг  речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

Стандартизированные диагностические методики ( И.Н.Садовниковой, Т.А. Фотековой) используются на начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы. 

Систематическая и комплексная коррекционно-логопедическая работа с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи учащимся, в освоении образовательной программы, – одно из условий успешного обучения детей, имеющих данный вид дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием.

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием....

Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных...