Логопедия в таблицах
материал по логопедии

Солдатенкова Оксана Анатольевна

пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися

Аппарат Деражне        

Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи

Аппараты «Эхо», АИР

         

Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха

Аппарат Раздольского          

Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны

 

Компьютерная программа «Видимая речь        

Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др.

Методики логопедических занятий с заикающимися

№        Методика, автор        Контингент обучающихся        Сущность методики

1        Н.А. Власова, Е.Ф. Рау        Дети дошкольного возраста        Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося

2        Н.А. Чевелева        Дети дошкольного и младшего школьного возраста        Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной

3        С.А. Миронова        Дети дошкольного возраста         Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы

4        Селиверстов В.И.        Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях        Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися

5        Г.А. Волкова        Дети дошкольного возраста        Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду

6        И.Г. Выгодская,

Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская        Дети дошкольного возраста        Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия

7        А.В. Ястребова        Дети младшего школьного (1-4 кл)        Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку

8        Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского        Подростки и взрослые заикающиеся        Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию.

9        В.М. Шкловский        Подростки и взрослые заикающиеся        Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении.

10        И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева, А.Я. Евгенова, Н.Ф. Синицына, М.В. Смирнова        Подростки и взрослые заикающиеся        Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)

11        Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др.        Взрослые заикающиеся        Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие

Эффективность преодоления заикания

№         Условие        Данные об эффективности логопедической работы

1        Учет этиологии заикания

 

         Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)

2        Учет возрастного фактора

         У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)

3        Учет сроков логопедической работы

         Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)

4        Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий        Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики

5        Учет природы заикания        При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.

6        Учет симптоматики заикания        Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)

7        Учет длительности комплексной работы        Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся

8        Значение личности педагога        

9        Учет микросоциального окружения        Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия

10        Учет отношения заикающегося к занятиям        Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь

11        Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе        Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи

 

12        Учет вида деятельности        

13        Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР        Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании

14        Учет полноты обследования заикающегося        

15        Использование ТСО        Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия

16        Учет типа специализированного учреждения        В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях

Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста

(Использованы данные Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова

 

        Алалия

Классификация алалии

 

        Данные о распространенности алалии

(СНОСКА: Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999.)

 

Алалия как системное недоразвитие речи

 

Концепции объяснения механизма алалии

 

Сравнительная характеристика произношения у детей с алалией и с дизартрией

Произношение звуков у детей с алалией        Произношение звуков у детей с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного аппарата

Преимущественно фонематические нарушения, проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма

Многие звуки, подверженные нарушениям (искажения, замены, пропуски), имеют одновременно правильное произношение

Разнотипные нарушения звукопроизношения

В нарушении звукопроизношения доминируют замены звуков        Выраженное нарушение артикуляционного механизма

Преимущественно характерны фонетические нарушения

Изолированные звуки, подверженные нарушениям, не имеют одновременно и правильного произношения

Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена или пропуск)

В нарушении произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков

Искажение небольшого количества звуков

Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков

Для некоторых искажающихся звуков свойственно существование и правильной артикуляции        Искажение большого количества звуков

Искажение и сложных, и простых по артикуляции звуков

Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков

Замены артикуляторно сложных звуков

Постоянные замены звука

Разнообразные замены звука

Взаимозамены звуков сравнительно часты        Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

Постоянные замены звука

Однообразные замены звука

Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков

Непостоянные пропуски

Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков        Постоянные пропуски

Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

Система коррекционного воздействия при моторной алалии

 

Этапы коррекционной работы при моторной алалии

 

        Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии

 

        Афазия

Формы афазии

 

 Восстановительное обучение при акустико-гностической афазии

Восстановительное обучение при семантической афазии

 

Восстановительное обучение при акустико-мнестической афазии

 Восстановительное обучение при афферентной моторной афазии        

 

Восстановительное обучение при эфферентной моторной афазии

 

        Восстановительное обучение при динамической афазии

 

Нарушения письменной речи

Классификация нарушений письменной речи

 

        Ступени формирования навыка чтения

 

        Условия успешного овладения навыком чтения

 

Группы ошибок при дислексии

№         Ошибки при чтении

1        Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.)

2        Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно

3        Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

4        Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения

 

5        Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической

и синтетической ступени овладения навыком чтения

Операции процесса письма

(по материалам А.Р. Лурия)

 

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма

 

        Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии

(по материалам И.Н. Садовниковой)

 

РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях

Особенности логопедической работы при нарушении слуха

Классификации тугоухости

№        Классификация        Степень        Средняя потеря слуха в дБ        Условия разборчивого восприятия речи

1        Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом        І        Не превышает 50 дБ

 

 

 

         Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее

                ІІ        От 50 до 70 дБ

 

 

 

         Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается

                ІІІ        Более 70 дБ        Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается

2        Международная классификация тугоухости        І        26-40 дБ        

                ІІ        41-55 дБ        

                ІІІ        56-70 дБ        

                IV        71-90 дБ        

                Глухота        >91 дБ        

Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи

(по данным Е.Л. Черкасовой)

 

Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха

№        Механизм нарушения        Проявления

1        Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата        замена звуков

искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот

звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен

2        Недостаточность моторного отдела речевого аппарата        искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)

3        Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата        замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем

искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата

Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха

№        Вид нарушения        Проявления

1        Лексические нарушения        ограниченность словарного запаса

неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве

грубые искажения звуко-слоговой структуры слов

2        Грамматические нарушения        нарушение согласования слов в предложении

неправильное употребление падежных окончаний

пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены

замены глагольных форм

затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций

Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха

№        Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

10

11

12        Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных

Пропуски и перестановки звуков и частей слов

Слитное написание слов с предлогами

Нарушение флексивного согласования

Отсутствие маркировки границ предложений

Замены графически близких символов

Замены гласных, в основном низкои среднечастотных (О-У, А-У)

Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)

Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)

Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов

Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях

Отсутствие мягкости на письме в необходимых случаях

Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции

(СНОСКА: Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции. М.: АРКТИ, 2003)

Этапы

/блоки        Содержание и реализация

        Медицинский блок (врач, медсестра)        Психолого-педагогический блок (логопед)        Лингвистический блок (логопед)

1. Подготовительный

         Лечебное воздействие: консервативный, хирургический методы лечения заболеваний ЛОР-органов        Определение слуховых возможностей восприятия речи.

Развитие мотивации общения.

Активизация внимания и памяти слуховой модальности        Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений

2. Дофонемный        Проведение лечебных процедур (по индивидуальным показаниям).

Проведение профилактических мероприятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-органов, общеукрепляющие комплексы и др.        Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие.

Развитие неречевого слуха: дифференциация неречевых звуков по характеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, направления звучания.

Развитие внимания и памяти слуховой модальности.

Развитие слухо-двигательных координаций.

Формирование слухового и слухо-двигательного контроля.        Уточнение и расширение словарного запаса.

Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различиям.

Практическое усвоение синтаксического конструирования.

3. Фонемный        Проведение профилактических мероприятий        Постепенное усложнение условий слухового восприятия.

Развитие внимания и памяти слуховой модальности.

Развитие слухового, кинестетического и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля        Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков речевых звуков, направленности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка.

Коррекция звукопроизношения, интонационно-ритмического контура слов.

Овладение фонематическими процессами.

Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий

4. Интегративный        Проведение профилактических мероприятий        Слуховое восприятие в сложных условиях.

Развитие внимания и памяти слуховой модальности.

Формирование самоконтроля речи.        Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамматического и интонационного оформления собственного высказывания в различных коммуникативных ситуациях.

Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха

 

 

Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения

 

        Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

 

Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей

 

        Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы

(СНОСКА: Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999)

 

Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта

 

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Частота нарушений речи при детском церебральном параличе

 

Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом

 

Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом

№        Вид нарушения        Проявления

1        Лексические нарушения

(Н.Н. Малофеев, 1985)        замедленный темп расширения словарного запаса

преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса)

многократное повторение одних и тех же слов в связной речи

недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения

2        Лексико-семантические и грамматические нарушения (Л.Б. Халилова, 1984, 1991)        незнание значений слов

замена значений слов, совпадающих по звучанию

смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости

вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла

затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова

крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений

Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом

(по материалам Е.М. Мастюковой)

Нарушения понимания речи        Проявления

1 вариант        Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов

2 вариант        Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала

3 вариант        Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)

Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие лексики)

 

Особенности логопедической работы при ЗПР

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

 

Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений

(по материалам Е. В. Мальцевой)

Группа        Характеристика группы

Первая группа         Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики

Вторая группа        Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа

Третья группа        Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР

(По данным Е.В. Мальцевой)

 

 

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

•           Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

•           Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти

•           Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики

•           Коррекция нарушений звукопроизношения , искажений звуковой структуры слова

Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами

•           Формирование морфологической и синтаксической системы языка

•           Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

•           Формирование анализа структуры предложений

•           Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи

РАЗДЕЛ 4. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

 

Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

•           Замена звуков, более простыми по артикуляции (например, С и Ш заменяются звуком Ф

•           Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков

•           Нестабильное использование звуков в различных формах речи

•           Искаженное произношение одного или нескольких звуков

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

 

Общее недоразвитие речи

Клинические виды общего недоразвития речи

 

        Логопедическое воздействие при общем недоразвитии речи

 

         

 

         

 

         

        Система учреждений, оказывающих логопедическую помощь

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Таблицы для диагностики речевого развития в работе учителя-логопеда

Таблицы для диагностики речевого развития в помощь  учителю-логопеду...

Программно-методический материал для учителей-логопедов «Электронная таблица как инструмент анализа письменной речи школьников». Методические рекомендации»

Методические рекомендации предлагают фиксацию и анализ ошибок школьников, посещающих логопедические занятия, через электронную «Таблицу анализа ошибок письменной речи учащихся». Данный инс...