План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) по теме
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного образования. За короткий срок такие дети должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов. Учитель-логопед призван провести квалифицированную диагностическую и профилактическую работу, по выявлению и предупреждению речевых недостатков у будущих первоклассников. Предоставляю разработанный мною план работы по подготовке детей в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_logopeda_po_podgotovke_detey_k_shkole.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтапно – перспективный план логопеда по коррекционно-речевой работе в подготовительной к школе группе «Малышок»
Э. Г. Добрынина, учитель-логопед высшей категории МОУ «Яйская ООШ № 3», п.г.т. Яя, Кемеровской обл.
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного образования. За короткий срок такие дети должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов. Учитель-логопед призван провести квалифицированную диагностическую и профилактическую работу, по выявлению и предупреждению речевых недостатков у будущих первоклассников. Предоставляю разработанный мною план работы по подготовке детей в школу.
Задачи:
- Осуществить общее логопедическое обследование для выявления уровня речевого развития детей подготовительной к школе группы, выявить детей с отклонениями речевого развития;
- Начать работу над формированием правильного звукопроизношения: познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, правильной артикуляцией часто нарушаемых звуков и др.;
- Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи детей;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- Развивать связную речь (умение использовать правильные предложения, давать полные ответы, развитие умения строить диалог др.).
- Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, начать знакомство со способами образования новых слов, учить подбору синонимов, антонимов и др.;
- Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
- Совершенствовать и стимулировать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать;
- Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе;
- Развивать способность к запоминанию;
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость, общую моторику;
- Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность;
- Прививать навыки контроля за своей и чужой речью;
- Формировать положительную мотивацию к обучению в школе и будущим логопедическим занятиям.
период, дата проведения занятий | Работа над звуками (фонетика) и фонематическими процессами. | Лексико-грамматическая тема | Временные и пространственные представления. Стимуляция мышления, внимания, памяти. | Работа над артикуляционной, пальчиковой и общей моторикой |
1. 15.01.11 (2 неделя января) | Беседа о правильной красивой речи. Общее логопедическое обследование детей. Заполнение таблицы «Экран звукопроизношения». Сбор анамнестических данных у родителей. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. | Времена года. Время года – Зима. | времена года. | Знакомство с названиями пальцев. Мимическая гимнастика. |
2. 22.01.11 (3 неделя января) | Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки С СЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Что с чем?», «Что сделал Саня?» | Человек. Части тела. | левая и правая сторона. Ориентировка в частях и сторонах тела. | Знакомство с основным комплексом артикуляционной гимнастики. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок. |
3. 05.02.11 (1 неделя февраля) | Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки З ЗЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Комары» | Транспорт. Правила дорожного движения. | стимуляция мышления: Игра «Чем?» временные представления – сутки. | Знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, замок + колечки. |
4. 19.02.11 (3 неделя февраля) | Свистящие звуки: звук Ц – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. Произнесение чистоговорок и стихов. | Материалы и инструменты. Профессии. | стимуляция мышления: Игра «Что из чего сделано?», «Кто?» (профессии, занятия) | Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки + кулак-ребро-ладонь |
5. 05.03. 11 (1 неделя марта) | Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Шипящие звуки: звук Ш – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Маша шла…», «Измени словечко» | Мамин праздник. Семья. | стимуляция мышления: Игра «Сравним?» Игра «Весёлый человечек» временные представления: вчера – сегодня - завтра | Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь + лезгинка |
6. 19.03.11 (3 неделя марта) | Шипящие звуки: звук Ж – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Жужжалка» (рифмованная миниатюра) | Домашние животные, птицы, их детёныши. | стимуляция мышления: Игра «Кто где живёт?», «Детёныши» пространственные представления – перед-зад, верх-низ, стороны. | Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка + ухо-нос-хлопок |
7. 02.04.11 (5 неделя марта) | Шипящие звуки: звук Ч – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Назови ласково» | Весна. Календарь. Дикие животные весной. | стимуляция мышления: Игра «Противоположности» временные представления – месяцы года | Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок + пианино |
8. 16.04.11 (2 неделя апреля) | Шипящие звуки: звук Щ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Четвёртый лишний» | Дом. Посуда. Продукты питания. Мебель. | стимуляция мышления: Игра «Догадайтесь», «Обобщение» (вид, род) временные представления: дни недели | Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино + цепочка |
9. 30.04.11 (4 неделя апреля) | Соноры. Звуки Л ЛЬ– знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. игра «Загадки» | Возвращение перелётных птиц. Насекомые. | стимуляция мышления: Игра «Умозаключения» | Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино, цепочка +лягушка |
10. 14.05.11 (2 неделя мая) | Соноры. Звуки Р РЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др. КРИ «Рифмованная миниатюра», «Доскажи словечко». Скороговорки. | Животные жарких стран. | стимуляция мышления: Игра «В кого я хочу превратиться?», «Верно или не верно?» (суждения) | Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков. Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино, цепочка, лягушка |
11. 28.05.11 (4 неделя мая) | Родительское собрание. Беседа «Готовность ребёнка в школу. Речевые особенности детей 6-7 летнего возраста» |
Используемая литература:
1. Е. В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М: ЮВЕНТА, 20002. -96 с.
2. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР
СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 -528 с.
3. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичёва. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников.
Екатеринбург, АРД ЛТД, 1999. – 216 с.
- А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. Пособие для воспитателей и родителей для занятий с детьми от рождения до 7 лет М., Мозаика-синтез, 2006 - 152 с.
5. Е. П. Пименова Пальчиковые игры Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 - 222 с.
6.А. Е. Белая, В. И. Миляева. Пальчиковые игры. М., Аст, Астрель, 2003. - 46 с.
7. А. И. Максаков, Г. А. Туманова. Учите, играя. М., Просвещение, 1983. – 144 с.
8. Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь говорить правильно. Часть 1. М., Просвещение, 1993. – 224 с.
9. Ж. М. Флерова Логопедия Ростов н/Д, Феникс, 2001 -320 с.
10. О. В. Епифанова Автоматизация шипящих звуков Волгоград , Экстремум, 2006 -256 с.
11. М. Мальцева В. Костыгина Мой логопедический альбом Ярославль. Академия развития, Академия Холдинг, 2001 -48с.
12. О. А. Новиковская Логопедическая грамматика для малышей Пособие для занятий с детьми 4 – 6 лет.
СПб.; КОРОНА принт,2004. -80 с
13. З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
С-Петербург, Детство-Пресс, 2004. – 160 с.
14. О. И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С-Петербург, Регата, Литера, 2001. – 287 с.
15. Т. Г. Любимова Подумай и ответь. Задания по формированию понятийного аппарата у детей.
Чебоксары, изд. Клио, 1997. - 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...
Учебные памятки для учащихся начальной школы ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Гр...
Комплексная работа по подготовке детей к школе.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звук...
Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе
Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...
Приблизительное планирование работы специалиста в период школьных каникул. Для учителей-логопедов
Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и институтам усовершенствования учителей целесообразно орга...
На пороге школы. Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.
Статья учителя-логопеда с рекомендациями для родителей будущих первоклассников....
Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...