План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) по теме

Добрынина Эльвира Геннадьевна

 

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного образования. За короткий срок такие дети должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов. Учитель-логопед призван  провести квалифицированную диагностическую и профилактическую  работу, по выявлению и предупреждению речевых недостатков у будущих первоклассников. Предоставляю разработанный мною план работы по подготовке детей в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_logopeda_po_podgotovke_detey_k_shkole.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтапно – перспективный план логопеда по коррекционно-речевой работе в подготовительной к школе группе «Малышок»

Э. Г. Добрынина, учитель-логопед высшей категории МОУ «Яйская ООШ № 3»,  п.г.т.  Яя, Кемеровской обл.

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного образования. За короткий срок такие дети должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов. Учитель-логопед призван  провести квалифицированную диагностическую и профилактическую  работу, по выявлению и предупреждению речевых недостатков у будущих первоклассников. Предоставляю разработанный мною план работы по подготовке детей в школу.

Задачи:

  1. Осуществить общее логопедическое обследование для выявления уровня речевого развития детей подготовительной к школе группы, выявить детей с отклонениями речевого развития;
  2. Начать работу над формированием правильного звукопроизношения: познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, правильной артикуляцией часто нарушаемых звуков и др.;
  3. Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи детей;
  4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  5. Развивать связную речь (умение использовать правильные предложения, давать полные ответы, развитие умения строить диалог др.).
  1. Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, начать знакомство со способами образования новых слов, учить подбору синонимов, антонимов и др.;
  2. Развивать и совершенствовать  зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к  языковым явлениям;
  3. Совершенствовать и стимулировать  словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать;
  4. Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе;
  5. Развивать способность к запоминанию;
  6. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость, общую моторику;
  7. Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность;
  8. Прививать навыки контроля за своей и чужой  речью;
  9. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе и будущим логопедическим занятиям.

период,

дата проведения занятий

Работа над звуками (фонетика) и фонематическими процессами.

Лексико-грамматическая тема

Временные и пространственные представления. Стимуляция мышления, внимания, памяти.

Работа над артикуляционной, пальчиковой и общей моторикой

1. 15.01.11

(2 неделя января)

Беседа о правильной красивой речи.

Общее логопедическое обследование детей.

Заполнение таблицы «Экран звукопроизношения».

Сбор анамнестических данных  у  родителей.  

Знакомство с частями артикуляционного аппарата.

Времена года.  

Время года – Зима.

времена года.

Знакомство с названиями пальцев.

Мимическая гимнастика.

2. 22.01.11

(3 неделя января)

Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки С  СЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Что с чем?», «Что сделал Саня?»

Человек. Части тела.

левая и правая сторона. Ориентировка в частях и сторонах тела.

Знакомство с основным комплексом артикуляционной гимнастики.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок.

3. 05.02.11

(1 неделя февраля)

Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки З  ЗЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Комары»

Транспорт. Правила дорожного движения.

стимуляция мышления: Игра «Чем?»

временные представления – сутки.

Знакомство с  комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, замок + колечки.

4. 19.02.11

(3 неделя февраля)

Свистящие звуки: звук Ц – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ  и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

Произнесение чистоговорок и стихов.

Материалы и инструменты.

Профессии.

стимуляция мышления: Игра «Что из чего сделано?», «Кто?» (профессии, занятия)

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки + кулак-ребро-ладонь

5. 05.03. 11

(1 неделя марта)

Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Шипящие звуки: звук  Ш – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Маша шла…», «Измени словечко»

Мамин праздник.

Семья.

стимуляция мышления: Игра «Сравним?»

Игра «Весёлый человечек»

временные представления: вчера – сегодня - завтра

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки,  кулак-ребро-ладонь + лезгинка

6. 19.03.11

(3 неделя марта)

Шипящие звуки: звук  Ж – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Жужжалка» (рифмованная миниатюра)

Домашние животные, птицы, их детёныши.

стимуляция мышления: Игра «Кто где живёт?»,

«Детёныши»

пространственные представления – перед-зад, верх-низ, стороны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки,  кулак-ребро-ладонь, лезгинка +  ухо-нос-хлопок

7. 02.04.11

(5 неделя марта)

Шипящие звуки:  звук Ч –  знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Назови ласково»

Весна.

Календарь.

Дикие животные весной.

стимуляция мышления: Игра «Противоположности»

временные представления – месяцы года

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки,  кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок +  пианино

8. 16.04.11

(2 неделя апреля)

Шипящие звуки: звук Щ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Четвёртый лишний»

Дом. Посуда. Продукты питания. Мебель.

стимуляция мышления: Игра «Догадайтесь»,

«Обобщение» (вид, род)

временные представления: дни недели

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки,  кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино + цепочка

9. 30.04.11

(4 неделя апреля)

Соноры.  Звуки Л  ЛЬ– знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

игра «Загадки»

Возвращение перелётных птиц. Насекомые.

стимуляция мышления: Игра «Умозаключения»

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки,  кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино,  цепочка +лягушка

10. 14.05.11

(2 неделя мая)

 Соноры. Звуки Р  РЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.

КРИ «Рифмованная миниатюра», «Доскажи словечко». Скороговорки.

Животные жарких стран.

стимуляция мышления: Игра «В кого я хочу превратиться?»,

«Верно или не верно?» (суждения)

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки,  кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино,  цепочка, лягушка

11. 28.05.11

(4 неделя мая)

Родительское собрание. Беседа «Готовность ребёнка в школу. Речевые особенности детей 6-7 летнего возраста»

Используемая литература:

        1.  Е. В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.                           М: ЮВЕНТА, 20002.                         -96 с.

        2. Н. В. Нищева  Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР

                                                                                                        СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003        -528 с.

3.  Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичёва. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников.

Екатеринбург, АРД ЛТД, 1999.                – 216 с.                               

  1. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. Пособие для воспитателей и родителей для занятий с детьми от рождения до 7 лет                                                                                                                                 М., Мозаика-синтез, 2006                      - 152 с.

5.  Е. П. Пименова Пальчиковые игры                                                              Ростов-на-Дону, Феникс, 2007               - 222 с.

6.А. Е. Белая, В. И. Миляева. Пальчиковые игры.                                                              М., Аст, Астрель, 2003.                         - 46 с.

7. А. И. Максаков, Г. А. Туманова. Учите, играя.                                               М., Просвещение, 1983.                          – 144 с.

8. Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь говорить правильно. Часть 1.                М., Просвещение, 1993.                             – 224 с.

9. Ж. М. Флерова Логопедия                                                                         Ростов н/Д, Феникс, 2001                           -320 с.

10.  О. В. Епифанова   Автоматизация  шипящих звуков                                          Волгоград , Экстремум, 2006                     -256 с.

        11. М. Мальцева    В. Костыгина Мой логопедический альбом         Ярославль. Академия развития, Академия Холдинг,  2001          -48с.

        

        12. О. А. Новиковская  Логопедическая грамматика для малышей     Пособие для занятий с детьми  4 – 6  лет.

                                                                                                        СПб.; КОРОНА принт,2004.                        -80 с        

13. З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

С-Петербург, Детство-Пресс, 2004.           – 160 с.

14. О. И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно.                                        С-Петербург, Регата, Литера, 2001.             – 287 с.

15. Т. Г. Любимова   Подумай и ответь. Задания по формированию понятийного аппарата у детей.

                                                                                                Чебоксары, изд. Клио, 1997.                            - 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Учебные памятки для учащихся начальной школы ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат  понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Гр...

Комплексная работа по подготовке детей к школе.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звук...

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

Приблизительное планирование работы специалиста в период школьных каникул. Для учителей-логопедов

Июнь — самое удобное время для повышения профессио­нального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (го­родским) методическим кабинетам и институтам усовершен­ствования учителей целесообразно орга...

На пороге школы. Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.

Статья учителя-логопеда с рекомендациями  для родителей будущих первоклассников....

Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период  до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...