Логопедическое занятие № 1 для ребенка с РАС. Социализация ребенка с РАС через занакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Лешкова Наталья Владимировна

Логопедическое занятие для ребенка РАС (не говорящий) с учетом специфики развития данной категории детей, направленное на социализацию воспитанников и привитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_s_ras.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Данное занятие разработано с учетом специфики ребенка с РАС (ребенок не говорящий, начинает овладевать использованием отдельных звуков и слогов, звукосочетаний, контуров слов).

В течение учебного занятия ребенок должен пытаться повторять отдельные звуки, слова по требованию логопеда как может с учетом специфики его развития.

Тема урока:  «Знакомство с буквами   А, И, У и  усвоение глобального  чтения по определенной лексической теме»

Цель урока: социализация ребенка  с РАС через  знакомство с буквами  А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.

Логопедическое занятие с ребенком, имеющим  в анамнезе  РАС (расстройство аутистического спектра),  проводится при визуальной поддержке  - это РАСПИСАНИЕ  в виде пентаграмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пентаграмма, которую ученик убирает в коробочку, выполнив задание.

По мере усвоения ребенком требований педагога, оформления учебного пространства, времени проведения занятий и др. оформление карточек  изменяется: размер пентаграммы уменьшается, а надпись под картинкой занимает центральное положение.

Задачи

Оборудование

Действие

  1. 1.Обучение навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков

Колокольчик,

карточка «Логопед»

Карточка «Приветствие»

Громкое приветствие логопеда «Здравствуй, …»  с одновременным пожатием руки ребенка и показом карточки «Логопед»

«Занятие», - проговаривает   логопед и  звенит в колокольчик.

  1. 2.Развитие мелкой моторики;

Понимание и выполнение ребенком просьбы логопеда;

Социализация ребенка.

Шнурок , 6 крупных деревянных бусин разных цветов; корзина

Карточка «Пальчиковая гимнастика»

Ребенок нанизывает на шнурок по одной бусине. Логопед проговаривает цвет  той бусины, которую берет ребенок, акцентируя внимание ребенка на этом и требуя повторение название цвета.

  1. 3.Развитие артикуляционного аппарата;

Понимание просьбы логопеда и исполнение ее;

Социализация  ребенка

Картинный материал: «Слоненок»

«Бегемот»

«Лягушка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»;

Фланелеграф

Карточка «Артикуляционная гимнастика»

Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение и убрать картинку с фланелеграфа в корзину.

  1. 4.Знакомство с буквами;

              Понимание просьбы логопеда и исполнение ее;

              Социализация  ребенка;

              Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики

Разнофактурные буквы  А, И, У;

Пластилин, доска для лепки,  карточка с буквой   А;

Деревянные палочки, карточка с буквой  И; У

Корзина 2 шт.

Карточка  «Букварь».

Ребенок  достает из корзины разнофактурные буквы и с помощью (или самостоятельно, или только с поддержкой) логопеда обводит указательным пальцем (однократно) букву проговаривая ее.

Ребенок  выкладывает с помощью пластилина соответствующую букву проговаривая ее.

Ребенок выкладывает с помощью деревянных палочек соответствующую букву, проговаривая ее.

  1. 5.Развитие просодической стороны (сила голоса, интонации, темпа и т.п.);

        Закрепление  букв;

        Социализация ребенка

3 разноцветных бутылочки;

Объемные буквы А, И, У;

корзина

Карточка «Петь»

На дне каждой бутылочки лежит соответствующая буква.

Логопед вынимает букву из бутылочки, проговаривает ее и вновь кладет букву  в бутылку, проговаривая уже в бутылку. Бутылка работает как усилитель голоса.

Логопед просит повторить это же ребенку  (самостоятельно, с поддержкой,  с помощью)

  1. 6.Освоение глобального чтения по определенной лексической теме согласно календарно-тематическому плану;

Социализация ребенка;

Развитие мелкой моторики

3-4 картинки по лексической теме с соответствующими крупными надписями под ними;

Объемные буквы;

2 корзины

Карточка соответствует лексической теме.

Ребенок достает  подписанную картинку и выкладывает самостоятельно объемными буквами надписи, проговаривая сначала отдельные буквы, а затем и все слово целиком.

После того как слово выложено ребенок еще раз повторяет слово и показывает  пальцем на соответствующую картинку.

  1. 7.Развитие силы выдыхаемой воздушной струи и управление ею;

   укрепление    мышц щек, круговой мышцы губ;

  понимание требований логопеда;

социализация ребенка

Разнообразные дудочки,

ветрячки,

свистульки, воздушные шары,

трубочки,

свечи

Карточка «Дуть»

Ребенок дует с разной силой в предлагаемые логопедом предметы  (2 -3 выдоха)

  1.  8.Закрепление  у ребенка положительной рутины

конфета

Карточка с поощрением

Поощрение

  1. 9.Обучение навыкам социального поведения и воспитание коммун. Навыков

Колокольчик,

карточка «Класс»

Карточка «Прощание»

«Класс» Логопед звенит в колокольчик и показывает карточку «Класс»

 При работе с ребенком  Рас рекомендуется:

  • говорить четкие, краткие команды (однократно),  повтор команды  допустим только через  5 сек.;
  • использовать разные виды поощрений словесные (ярко интонированные),  жестовые, пищевые и др.;
  • знать вид поощрения для каждого ребенка индивидуально (определяется с помощью проведения дискретных проб).

С уважением, учитель-логопед  Н.В.Лешкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с ребенком после кохлеарной операции. тема «Осень».

Цели:Коррекционно-образовательные:-формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;-закрепить навык отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие:-учить правильному произнесению звука [ц];-раз...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим кохлеарный имплантат по теме: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 2 класса с предпосылками к дисграфии. Тема: «Предложение».

Тема: «Предложение».Цель: Уточнение понятия «предложение».Задачи:                  закрепить понятие «слово», ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет. Тема: Автоматизация звука [л\'].

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [л']....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...