Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим кохлеарный имплантат по теме: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.
методическая разработка (3 класс)
Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadya_zanyatie_2.docx | 308.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа - интерната № 2 Адмиралтейского района
г. Санкт – Петербурга
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком,
имеющим кохлеарный имплантат по теме:
Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.
Пояснительная записка к конспекту занятия
Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь.
В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом).
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей с глубокой потерей слуха. Данный конспект индивидуального логопедического занятия можно проводить с детьми, имеющими нарушения слуха.
Возраст ребенка – 11 лет
Диагноз: Двусторонняя тугоухость IV степени.
Состояние после кохлеарной имплантации.
Кохлеарный имплант поставили в 3,5 года
Тема: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.
Цель: - формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, слова действия.
- развивать фонематический анализ слов, опосредованное запоминание.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- расширить пассивный и активный словарь;
- учить ребенка составлять фразы из 3 - 4 слов с опорой на картинку;
- развивать понимание речи, умение отвечать на косвенные вопросы;
- учить ребенка различать и повторять вслед за взрослым разные грамматические формы слов.
2.Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие.
- развивать речевое дыхание и голос.
- развивать навыки речевого общения.
- учить вслушиваться в шепотную речь взрослого.
3.Коррекционно-воспитательные задачи: - формировать навык сотрудничества со взрослым;
- умение действовать по образцу, данному взрослым;
- стимулировать познавательную активность ребенка.
Оборудование: Демонстрационный картинный материал, фланелеграф.
Используемая литература: Р.М. Боскич, А.Г. Зикеев «Мы учимся говорить», Королева И.В. «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации».
Ход урока
1.Организационный момент.
- Поздоровайся – Здравствуйте.
- Аппарат работает? - Да.
- Ты хорошо меня слышишь? - Да
1.Работа над интонационной стороной речи (учится изменять силу голоса).
- Надя, развести опущенные руки в стороны и скажи а_(тихо),
развести руки в стороны от груди - А_(голос нормальной громкости), развести в стороны руки, поднятые над головой – А (громко);
-Еще раз повторим это упражнение, произнося слогосочетания с разной силой голоса
«па по пу»
«ма мо му»
2.Работа над словесным ударением.
Послушай, повтори, отхлопай ритм:
ТАта ТАтата
татаТА таТА
таТАта
3. Логопед: - Надя, посмотри на картинки и скажи, кто на них изображен?
- Надя: животные.
Пожалуйста, соотнеси изображения животных с их местом обитания.
Логопед: - На какие группы мы разделили этих животных? (Надя: на домашних и диких)
-Каких животных у нас получилось больше? (Надя: диких животных)
II Сообщение темы.
- Надя, разгадай, пожалуйста, ребус и тогда ты поймешь, о каком животном пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Логопед: молодец
- Надя, сегодня на занятии ты будешь учиться пересказывать рассказ с использованием предметных картинок. А рассказ у нас будет о ком?
(о оленях)
III Изучение темы.
- Логопед читает рассказ:
Рассказ об олене.
Олени живут в лесах, в тундре. Держатся олени небольшими стадами.
Взрослые олени защищают малышей от волков.
Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.
В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.
2. Работа над объяснением и значением слов по тексту
Логопед:
Тундра – это природная зона. Там нет леса. Там растут только мхи и лишайники.
Стадо - группа животных одного вида
Вожак - это животное, ведущее за собой стаю, группу. Он самый сильный, смелый.
Подчиняются - слушаются
3. Работа над содержанием текста.
- Ответь на вопросы:
- Где живут олени?
- Кого защищают олени от волков? И как?
- Кто главный в стаде у оленей?
- Сопоставь предложения с картинками.
Логопед: Надя, прочитай предложение и затем сопоставь их с картинкой.
- Самостоятельный пересказ по предметным картинкам на фланелеграфе.
Логопед: Перед тобой лежат картинки. Из них, ты должна собрать сюжет рассказа. И попробовать пересказать текст.
IV. Итог:
-Ты сегодня молодец! Очень хорошо занималась.
Тебе понравилось занятие? (Да)
- О ком мы сегодня говорили? (об оленях)
1) Я научилась пересказывать текст по опорным картинкам (умения по теме занятия) 2) Я старалась оценка от 0 до 5 3) Какую оценку я сама себе поставлю оценка от 0 до 5 |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с ребенком после кохлеарной операции. тема «Осень».
Цели:Коррекционно-образовательные:-формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;-закрепить навык отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие:-учить правильному произнесению звука [ц];-раз...
Методическая разработка "Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы"
Методическая разработка логопедического занятия для учащихся 2 классов с ОНРIII...
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...
Карта индивидуального развития ребенка с кохлеарным имплантом.
Программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования (формирование и развитие слухового восприятия и устной речи, на развитие познавательных проц...
Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»
Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...
1 класс «Речевая практика» Тема: Рассказывание сказки учащимся с опорой на предметные картинки (с помощью учителя).
1 класс «Речевая практика» Тема: Рассказывание сказки учащимся с опорой на предметные картинки (с помощью учителя)....
Презентация к уроку Речевая практика 1 класс "Рассказывание сказки «Колобок» учащимися с опорой на предметные картинки (с помощью учителя)."
Презентация к уроку Речевая практика 1 класс "Рассказывание сказки «Колобок» учащимися с опорой на предметные картинки (с помощью учителя)."...