«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».
статья по зож
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актульных задач современного образования-формирование здорового образа жизни младших школьников. Подготовка к зоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В 2017-18 учебном году набрала 1 класс и столкнулась с такой проблемой: учащиеся невнимательные, сонные, неряшливо одеты. В течение 1 четверти провели со школьным врачом обследования учащихся. Были сделаны выводы, что у 70% отклонения в здоровье: недостаток веса, плохое зрение, нарушение осанки. Проведя собрание, на котором родители ответили на вопросы анкеты, пришла к выводу, что они недостаточно осведомлены о правилах здорового образа жизни.
Диаграмма
Всю работу по данной проблеме разделила на этапы. Каждый этап включает в себя содержание и сроки реализации.
Iэтап - Подготовительный.Аналитико-диалогический:
- Мониторинг с целью выявления отклонений в состоянии здоровья.
- Анкетирование родителей.
II этап - Основной.Организационный:
- Организация учебных занятий.
- Внеурочная деятельность.
- Работа с родителями.
- Работа с психологом, врачом.
- Взаимодействие с педагогами школы.
IIIэтап - Заключительный.Результаты работы:
- Проекты.
- Участие в школьных и городских конкурсах.
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
- Выпуск молний, газет, листовок, памяток, буклетов.
- Мониторинг уч-ся.
- Анкеты для родителей
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов выпускник начальной школы имеет:
- знания о ценности своего здоровья и здоровья других людей
- знания о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей
- знания о важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
- знания о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье
- отрицательную оценку неподвижного образа жизни, нарушения гигиены
- понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека
- знания по соблюдению правил гигиены и здорового образа жизни
Целью работы над данной проблемой является:повышение эффективности процесса обучения у младших школьников за счет средств здоровьесберегающих технологий.
Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Задачи:
-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;
-добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
- воспитывать у учащихся любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности, осуществляю синтез с другими педагогическими технологиями по следующей структуре:
- Правильная организация урока:
-дозировка учебных нагрузок;
- чередование видов работы;
- проведение физминуток;
- проветривание;
- правильное освещение
2. Обстановка комфорта:
- эмоциональное равновесие учителя;
- использование терминологии с учётом сензитивности.
3. Применение личностно - ориентированного обучения;
4. Применение развивающих технологий:
-проблемное обучение;
-развитие творческого потенциала личности
Комплексное использование средств двигательной направленности, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Весь процесс обучения выстраиваю через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка.
Только при правильной организации учебной деятельности возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
С целью повышения уровня учебно – воспитательного процесса постоянно на уроках провожу физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вношу игровых ситуаций.
Включила в свою практику следующее:
- Организация обучения в режиме «динамических поз».
Этот прием необходим для сохранения правильной осанки у детей.
- Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Она направлена на сохранение остроты зрения у детей.
В начале учебного года при помощи медицинского работника проверяю зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяю рабочее место каждого ученика в классе. Каждую четверть учащихся пересаживаю на разные ряды, чтобы поменять угол видимости с доски.
Для профилактики простудных заболеваний использую закаливание и прогулки на свежем воздухе. Мы с ребятами ежедневно проводим подвижные игры на улице. Начиная с осени, привлекаю внимание детей к одежде: ведь она должна соответствовать сезону и не мешать выполнению активных движений во время игры.
Считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности. На данный момент в моем классе 100% успеваемость. Исследования школьного психолога показали, что уч-ся в школу идут с хорошим настроением.
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.
На протяжении четырех лет классные часы проводятся по следующим темам:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня,
- основы правильного питания;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- нравственное воспитание;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;
Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны : в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания.
(Приложение)
Систематически класс участвует в школьных мероприятиях по формированию здорового образа жизни: «День здоровья», «Малые олимпийские игры», «Самый спортивный класс», «Папа, мама, я-спортивная семья», «Спортивные эстафеты», где часто занимает призовые места. С удовольствием участвуем в городском конкурсе «Олимпионик» (Приложение…) Родители привлекаются к проведению классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах. (Приложение…) Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов.
В данном классе 84% учащихся посещают секции и кружки.
За время обучения в начальной школе возросло количество учащихся, посещающих различные кружки и секции Диаграмма
Хочется надеяться, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне учащихся. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-102199-1472150926.jpg)
Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"
В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553524-1419066405.jpg)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях современной жизни проблема здоровья детей приобретает глобальный характер- здоровье катастрофически падает. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-808685-1472220502.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1296115-1607266560.png)
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся начальной школы""
Здоровый образ жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-552988-1418908291.jpg)
СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-989587-1514124315.jpg)
Использование современных технологий для формирования здорового образа жизни у дошкольников
Использование современных технологий для формирования здорового образа жизни у дошкольников...