Конспект логопедического занятия по новым стандартам.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект логопедического занятия.
(план составления)
Тема ………………………………………………………..
Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение…., Формировать способность к……
Аспекты цели:(задачи)
1.Познавательный(коррекционно-обучающий)
-обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов
-учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
- на основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности
- на основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира
- создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.
- формирование умения аргументировать свой ответ.
2. Коррекционно- развивающий.
Основной принцип – воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребёнка с ОВЗ.
- развитие функций анализаторных систем
- развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,
- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию
- формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами
3. Развитие мыслительных процессов.
- Развитие сенсомоторной сферы
- Формирование пространственно-временных представлений
- Развитие произвольного внимания
4. Воспитывающий аспект
- Выработка умения обдумывать свои действия, осуществлять
решения в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.
- Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры
совместного положительного результата.
- Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.
- Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.
Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.
Использование специального оборудования: зеркало(настенное, ин.д)
Этапы занятия.
1. Организационный этап. Самоопределение в деятельности.
Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся
Содержание: Взаимное приветствие. Проверка готовности к занятию(внешний вид, организация рабочего места). Организация внимания.
Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.
Условия достижения положительных результатов: Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.
2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.
Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации.
Содержание: Сообщение темы. Формулировка цели изучения материала.
Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.
Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению.
Постановка учебной задачи
4.Этап усвоения новых знаний. решение учебной задачи.
Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.
Содержание этапа: Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
Условия достижения положительных результатов: Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.
5.Этап закрепления новых знаний. Первичное закрепление.
Дидактическая задача. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.
Содержание этапа: Закрепление и осмысление новых знаний и умений. Проверка понимания новых понятий. Закрепление нового материала на основе применения его на практике, в нестандартных ситуациях.
Условия достижения положительных результатов: Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.
Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление
6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия.
( чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,
какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)
Анализ логопедического занятия.
План.
- Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)
- Использование развивающих методов обучения
-Способы активизации познавательной деятельности учащихся
- Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)
- Осуществление оценивания и контроля.
Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности( театрализация, сказочное начало, путешествие).
Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).
Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК, и компьютерные игры, спецоборудование.
Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.
Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.
Логопед положительно оценил деятельность детей, что способствовало
мотивации учебной деятельности детей.
Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса (группа ФФН)
по теме «Различение звуков Ч и Ц и их букв».
· Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях
· Задачи:
Обучающие:
-уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц
-учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы
- совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза
Коррекционно- развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.
-Развивать объём и концентрацию внимания
-Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).
- Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.
Воспитательные:
-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.
-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.
Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,
памятки-алгоритмы.
1.Организационный этап
Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.
- Приветствие.
- Организация внимания.
2.Актуализация знаний, умении, навыков
Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.
Речевая разминка( артикуляционная гимнастика).
3.Этап подготовки учащихся к сознательному усоению. Введение в тему.
Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.
Беседа:
- Назовите первый слог в слоге ЧОК?
- Назовите первый слог в слове ЦОК?
-Как называется буква звука Ч?
- Как называется буква звука Ц?
- Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ Какие буквы чаще всего встречаются?
- Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?
Вывод и определение темы:
Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях .Для чего это нужно? Почему это важно?
4.Этап усвоения нового материала и новых способов действий
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
4.1Акустико-артикуляционные характеристика звуков Ч и Ц
-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц . Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?
- Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц
Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?
4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая струя воздуха прерывистая.
-На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)
Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.
- К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?
4.3Вывод с опорой на план ответа.
Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.
При произнесении этих звуков положение губ различно.
5.Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действий
5.1 В чём отличие звука от буквы?
Чтение слоговой таблицы( сначала сверху вниз, затем снизу вверх)
ЧА- АЧА ЦА- АЦА
ЧО- ОЧО ЦА-ОЦО
ЧУ- УЧУ ЦУ-УЦУ
ЧЕ- ЕЧЕ ЦЕ- ЕЦЕ
ЧИ- ИЧИ ЦИ- ИЦИ
5. 2 Беседа по прочитанному
-Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)
-Какую букву вы напишите?(Ч)
- Какой согласный во втором столбике?(Ц)
-Какую букву вы напишите(Ц)
Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц
5.3 Работа со словом.
Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.
- Упражнение «Зашифруй слово».
Послушайте слова и запомните их.
ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.
-Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)
-Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте
- Найдите слово в котором Ц стоит на 4 месте.
Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.
- Игра « Найди слово».
Дидактическая задача: развитие внимания, формирование операции звукового анализа и синтеза, активизация словаря.
Задание:
Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.
ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ
Назовите найденные слова.(куница, ручка)
Кто такая куница? Как она выглядит?
Что такое ручка? Какая может быть ручка?( у двери. У ребенка. Для письма).
Вывод: Слово ручка имеет много значений.
- Игра «Назови ласково».
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.
ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.
Какие буквы меняются местами в словах : птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)
Вывод: Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.
5.2 Работа со словосочетанием
Цель: развитие речемыслительной деятельности.
Прочитайте запись на доске.
ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,
ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА
Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.
5.3 Работа с предложением
Цель: смысловой и качественный анализ предложения
Прочитайте.
С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ ( ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)
Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).
Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.
Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?
Какой знак препинания поставим в конце предложения?)
6.Обобщение полученных знаний. Рефлексия.
Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.
- Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?
Назовите слово со звуком Ч. Назовите слово со звуком Ц
7. Итог
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.
- Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.
На следующем уроке мы будем изучать……………, и наши знания нам помогут двигаться дальше.
Прогнозируемые результаты:
Изучив данную тему, дети могут
Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.
Уметь: выделять и различать звуки Ч и Ц и их буквы на слух и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.
Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы из ряда букв.
Конспект занятия по автоматизации звуков в речи (1-2 кл).
Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.
Цель: формировать навыки правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.
Задачи:
· Обучающие
-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.
- учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.
- развивать навык звукового анализа и синтеза.
· Коррекционно-развивающие
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
-совершенствование речемыслительных процессов( анализ.синтез. обобщение. умозаключение)
- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.
· Воспитательные
Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.
2.1. Артикуляционная гимнастика.
Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе
- Чашечка
- Маляр красит потолок
- Вкусное варенье
- Желобок.
- Гусь рассердился.
2.2. Отработка произношения слогов перед зеркалом.
Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.
Ребёнок повторяет за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)
Логопед: Повтори чётко и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться
(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)
2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».
Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки
Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет( шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)
Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки
2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)
Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением и показом своих действий.
Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.
2.5. Характеристика звука [Ш].
Дидактическая задача: учит давать акустическую характеристику, пользуясь схемой.
3.Этап подготовки к сознательному усвоению.
Чтение рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.
4. Этап усвоения новых знаний .Работа над новым материалом.
Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
4.1. Чтение открытых слогов
Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.
Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)
4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».
Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,
Развитие фонематическогослуха.
Гру(ша), ка(ша), Ма(ша). Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)
4.3. Назови первый слог и первый звук в слове.
Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.
( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)
Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.
4.4. Назови место звука Ш в слове(начало, середина, конец)
Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .
Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.
4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.
Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.
Физкультминутка.
Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.
5. Этап закрепления
Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.
- Уточнение правильной артикуляции [Ш]
-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]
- Дать характеристику звука [Ш]
6. Подведение итогов.
Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.
- Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?
- Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?
Ресурсы: настенное зеркало, ПК, компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».
Прогнозируемые результаты.
После изучения данной темы ребёнок может
Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш, правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.
Уметь: правильно произносить звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,
слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.
Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.
Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiyans.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
(план составления)
Тема ………………………………………………………..
Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение…., Формировать способность к……
Аспекты цели:(задачи)
1.Познавательный(коррекционно-обучающий)
-обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов
-учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
- на основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности
- на основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира
- создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.
- формирование умения аргументировать свой ответ.
2. Коррекционно- развивающий.
Основной принцип – воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребёнка с ОВЗ.
- развитие функций анализаторных систем
- развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,
- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию
- формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами
3. Развитие мыслительных процессов.
- Развитие сенсомоторной сферы
- Формирование пространственно-временных представлений
- Развитие произвольного внимания
4. Воспитывающий аспект
- Выработка умения обдумывать свои действия, осуществлять
решения в соответствии с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.
- Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры
совместного положительного результата.
- Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.
- Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.
Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.
Использование специального оборудования: зеркало(настенное, ин.д)
Этапы занятия.
1. Организационный этап. Самоопределение в деятельности.
Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся
Содержание: Взаимное приветствие. Проверка готовности к занятию(внешний вид, организация рабочего места). Организация внимания.
Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.
Условия достижения положительных результатов: Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.
2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.
Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации.
Содержание: Сообщение темы. Формулировка цели изучения материала.
Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.
Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению.
Постановка учебной задачи
4.Этап усвоения новых знаний. решение учебной задачи.
Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.
Содержание этапа: Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
Условия достижения положительных результатов: Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.
5.Этап закрепления новых знаний. Первичное закрепление.
Дидактическая задача. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.
Содержание этапа: Закрепление и осмысление новых знаний и умений. Проверка понимания новых понятий. Закрепление нового материала на основе применения его на практике, в нестандартных ситуациях.
Условия достижения положительных результатов: Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.
Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление
6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия.
( чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,
какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)
Анализ логопедического занятия.
План.
- Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)
- Использование развивающих методов обучения
-Способы активизации познавательной деятельности учащихся
- Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)
- Осуществление оценивания и контроля.
Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности( театрализация, сказочное начало, путешествие).
Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).
Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК, и компьютерные игры, спецоборудование.
Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.
Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.
Логопед положительно оценил деятельность детей, что способствовало
мотивации учебной деятельности детей.
Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса (группа ФФН)
по теме «Различение звуков Ч и Ц и их букв».
- Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях
- Задачи:
Обучающие:
-уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц
-учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы
- совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза
Коррекционно- развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.
-Развивать объём и концентрацию внимания
-Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).
- Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.
Воспитательные:
-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.
-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.
Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,
памятки-алгоритмы.
1.Организационный этап
Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.
- Приветствие.
- Организация внимания.
2.Актуализация знаний, умении, навыков
Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.
Речевая разминка( артикуляционная гимнастика).
3.Этап подготовки учащихся к сознательному усоению. Введение в тему.
Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.
Беседа:
- Назовите первый слог в слоге ЧОК?
- Назовите первый слог в слове ЦОК?
-Как называется буква звука Ч?
- Как называется буква звука Ц?
- Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ Какие буквы чаще всего встречаются?
- Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?
Вывод и определение темы:
Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях .Для чего это нужно? Почему это важно?
4.Этап усвоения нового материала и новых способов действий
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
4.1Акустико-артикуляционные характеристика звуков Ч и Ц
-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц . Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?
- Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц
Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?
4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая струя воздуха прерывистая.
-На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)
Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.
- К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?
4.3Вывод с опорой на план ответа.
Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.
При произнесении этих звуков положение губ различно.
5.Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действий
5.1 В чём отличие звука от буквы?
Чтение слоговой таблицы( сначала сверху вниз, затем снизу вверх)
ЧА- АЧА ЦА- АЦА
ЧО- ОЧО ЦА-ОЦО
ЧУ- УЧУ ЦУ-УЦУ
ЧЕ- ЕЧЕ ЦЕ- ЕЦЕ
ЧИ- ИЧИ ЦИ- ИЦИ
5. 2 Беседа по прочитанному
-Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)
-Какую букву вы напишите?(Ч)
- Какой согласный во втором столбике?(Ц)
-Какую букву вы напишите(Ц)
Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц
5.3 Работа со словом.
Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.
- Упражнение «Зашифруй слово».
Послушайте слова и запомните их.
ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.
-Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)
-Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте
- Найдите слово в котором Ц стоит на 4 месте.
Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.
- Игра « Найди слово».
Дидактическая задача: развитие внимания, формирование операции звукового анализа и синтеза, активизация словаря.
Задание:
Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.
ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ
Назовите найденные слова.(куница, ручка)
Кто такая куница? Как она выглядит?
Что такое ручка? Какая может быть ручка?( у двери. У ребенка. Для письма).
Вывод: Слово ручка имеет много значений.
- Игра «Назови ласково».
Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.
ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.
Какие буквы меняются местами в словах : птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)
Вывод: Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.
5.2 Работа со словосочетанием
Цель: развитие речемыслительной деятельности.
Прочитайте запись на доске.
ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,
ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА
Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.
5.3 Работа с предложением
Цель: смысловой и качественный анализ предложения
Прочитайте.
С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ ( ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)
Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).
Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.
Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?
Какой знак препинания поставим в конце предложения?)
6.Обобщение полученных знаний. Рефлексия.
Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.
- Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?
Назовите слово со звуком Ч. Назовите слово со звуком Ц
7. Итог
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.
- Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.
На следующем уроке мы будем изучать……………, и наши знания нам помогут двигаться дальше.
Прогнозируемые результаты:
Изучив данную тему, дети могут
Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.
Уметь: выделять и различать звуки Ч и Ц и их буквы на слух и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.
Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы из ряда букв.
Конспект занятия по автоматизации звуков в речи (1-2 кл).
Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.
Цель: формировать навыки правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.
Задачи:
- Обучающие
-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.
- учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.
- развивать навык звукового анализа и синтеза.
- Коррекционно-развивающие
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
-совершенствование речемыслительных процессов( анализ.синтез. обобщение. умозаключение)
- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.
- Воспитательные
Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.
2.1. Артикуляционная гимнастика.
Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе
- Чашечка
- Маляр красит потолок
- Вкусное варенье
- Желобок.
- Гусь рассердился.
2.2. Отработка произношения слогов перед зеркалом.
Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.
Ребёнок повторяет за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)
Логопед: Повтори чётко и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться
(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)
2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».
Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки
Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет( шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)
Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки
2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)
Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением и показом своих действий.
Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.
2.5. Характеристика звука [Ш].
Дидактическая задача: учит давать акустическую характеристику, пользуясь схемой.
3.Этап подготовки к сознательному усвоению.
Чтение рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.
4. Этап усвоения новых знаний .Работа над новым материалом.
Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
4.1. Чтение открытых слогов
Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.
Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)
4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».
Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,
Развитие фонематическогослуха.
Гру(ша), ка(ша), Ма(ша). Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)
4.3. Назови первый слог и первый звук в слове.
Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.
( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)
Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.
4.4. Назови место звука Ш в слове(начало, середина, конец)
Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .
Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.
4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.
Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.
Физкультминутка.
Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.
5. Этап закрепления
Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.
- Уточнение правильной артикуляции [Ш]
-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]
- Дать характеристику звука [Ш]
6. Подведение итогов.
Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.
- Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?
- Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?
Ресурсы: настенное зеркало, ПК, компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».
Прогнозируемые результаты.
После изучения данной темы ребёнок может
Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш, правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.
Уметь: правильно произносить звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,
слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.
Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.
Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия по развитию речи В группе подготовительного к школе возраста «Зима. Новый Год!»
Цель: закрепить представления детей о зиме, о празднике Новый Год. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить: навык составления предложения по опорным словам и схемы пре...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект логопедического занятия по теме: "Новый год. Рождество".
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса Тема: Новый год. РождествоЦель: Уточнение, расширение и акт...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...