Конспект логопедического занятия по новым стандартам.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Морозова Татьяна Игоревна

Конспект логопедического занятия.

                                         (план составления)

 

Тема ………………………………………………………..

Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение….,     Формировать способность к……

Аспекты цели:(задачи)

1.Познавательный(коррекционно-обучающий)

-обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов

-учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс  и результат деятельности

- на основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности

- на основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира

- создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.

-  формирование умения аргументировать свой ответ.

 

2. Коррекционно- развивающий.

Основной принцип – воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребёнка с ОВЗ.

- развитие функций анализаторных систем

- развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию

- формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами

 

3. Развитие мыслительных процессов.

- Развитие сенсомоторной сферы

- Формирование пространственно-временных представлений

- Развитие произвольного внимания

 

4. Воспитывающий аспект

- Выработка умения  обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии  с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.

- Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного  положительного результата.

- Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.

- Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

 

Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.

Использование специального  оборудования: зеркало(настенное, ин.д)

 

Этапы занятия.

 

1. Организационный этап. Самоопределение в деятельности.

Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся

Содержание: Взаимное приветствие. Проверка готовности к занятию(внешний вид, организация рабочего  места). Организация внимания.

Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.

Условия достижения положительных результатов:  Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.

 

2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.

Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации. 

Содержание: Сообщение темы. Формулировка цели изучения материала.

Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.

Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению.

Постановка учебной задачи

4.Этап усвоения новых знаний. решение учебной задачи.

Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.

Содержание этапа: Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

Условия достижения положительных результатов:  Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.

 

 

5.Этап закрепления новых знаний. Первичное закрепление.

Дидактическая задача. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.

Содержание этапа:  Закрепление и осмысление новых знаний и умений. Проверка понимания новых понятий. Закрепление нового материала на основе применения его на практике, в нестандартных ситуациях.

 

Условия достижения положительных результатов:  Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.

Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление

 

 

6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия.

( чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,

какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)

 

 

 

                               Анализ логопедического занятия.

                                                План.

- Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)

- Использование развивающих методов обучения

-Способы активизации познавательной деятельности учащихся

- Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)

- Осуществление оценивания и контроля.

 

Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности( театрализация, сказочное начало, путешествие).

Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).

Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК,  и компьютерные игры, спецоборудование.

Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.

Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.

Логопед  положительно оценил деятельность детей, что  способствовало

мотивации учебной деятельности детей.

Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.

 

 

Конспект логопедического занятия  с учащимися 1 класса (группа ФФН)

 

по теме «Различение звуков Ч и Ц и их букв».

·        Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях

 

·        Задачи:

Обучающие:

 -уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц

-учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы

- совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

 

Коррекционно- развивающие:

- Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

-Развивать объём и концентрацию внимания

-Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

- Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

 

Воспитательные:

-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

 

Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,

памятки-алгоритмы.

1.Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и  психологической подготовки учащихся к занятию.

- Приветствие.

- Организация внимания.

2.Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.

Речевая разминка( артикуляционная гимнастика).

 

3.Этап подготовки учащихся к сознательному усоению. Введение в тему.

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Беседа:

- Назовите первый слог в слоге ЧОК?

- Назовите первый  слог в слове ЦОК?

 

                           

-Как называется буква звука Ч?

- Как называется буква звука Ц?

- Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ  Какие буквы чаще всего встречаются?

- Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?

Вывод и определение темы:

Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях .Для чего это нужно? Почему это важно?

 

4.Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

4.1Акустико-артикуляционные характеристика звуков Ч и Ц

-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц . Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?

- Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц

Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?

4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая  струя воздуха прерывистая.

-На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)

Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.

- К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?

4.3Вывод с опорой на план ответа.

Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.

При произнесении этих звуков положение губ различно.

 

5.Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача:   Обеспечение усвоения знаний и способов действий

5.1 В чём отличие звука от буквы?

Чтение слоговой таблицы( сначала сверху вниз, затем снизу вверх)

ЧА- АЧА                               ЦА- АЦА

ЧО- ОЧО                               ЦА-ОЦО

ЧУ- УЧУ                                ЦУ-УЦУ

ЧЕ- ЕЧЕ                                 ЦЕ- ЕЦЕ

ЧИ- ИЧИ                               ЦИ- ИЦИ

5. 2 Беседа по прочитанному

-Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)

-Какую букву вы напишите?(Ч)

- Какой согласный во втором столбике?(Ц)

-Какую букву вы напишите(Ц)

Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц

5.3 Работа со словом.

Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.

- Упражнение «Зашифруй слово».

Послушайте слова и запомните их.

ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.

-Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)

-Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте

- Найдите слово  в котором Ц стоит на 4 месте.

Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.

- Игра « Найди слово».

Дидактическая задача:  развитие внимания, формирование операции  звукового анализа и синтеза, активизация словаря.

Задание:

Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.

ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ

Назовите найденные слова.(куница, ручка)

Кто такая куница? Как она выглядит?

Что такое ручка? Какая может быть ручка?( у двери. У ребенка. Для письма).

Вывод: Слово ручка имеет много значений.

- Игра «Назови ласково».

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.

ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.

Какие буквы меняются местами в словах : птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)

Вывод:    Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.

5.2 Работа со словосочетанием

Цель: развитие речемыслительной деятельности.

Прочитайте запись на доске.

ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,

ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА

Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.

5.3 Работа с предложением

Цель: смысловой и качественный анализ предложения

Прочитайте.

С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ ( ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)

Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).

Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.

Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?

Какой знак препинания поставим в конце предложения?)

 

6.Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача:   выявить уровень усвоения учебного материала.

- Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите  слово со звуком Ч.   Назовите  слово со звуком Ц

7. Итог

Дидактическая задача: дать анализ и  оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

- Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать……………, и  наши знания нам  помогут двигаться дальше.

 

 

                              Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, дети могут

Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.

Уметь: выделять и различать звуки    Ч  и  Ц и  их буквы на слух  и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.

Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы  из  ряда букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

Конспект занятия по автоматизации звуков в речи (1-2 кл).

 

Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Цель: формировать навыки  правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.

Задачи:

·        Обучающие

-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.

- учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.

- развивать навык звукового анализа и синтеза.

·        Коррекционно-развивающие

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

-совершенствование речемыслительных процессов( анализ.синтез. обобщение. умозаключение)

- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.

·        Воспитательные

Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

 

                                      Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.

 

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

 

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе

- Чашечка

- Маляр красит потолок

- Вкусное варенье

- Желобок.

- Гусь рассердился.

 

2.2. Отработка произношения  слогов перед зеркалом.

Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.

Ребёнок повторяет  за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)

Логопед: Повтори чётко  и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться

(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)

2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».

Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки

Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет( шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)

Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки

2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)

Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением  и показом своих действий.

Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.

2.5. Характеристика звука [Ш].

Дидактическая задача: учит давать  акустическую характеристику, пользуясь схемой.

 

3.Этап подготовки к сознательному усвоению.

 

Чтение  рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по  рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.

 

4. Этап усвоения новых  знаний .Работа над новым материалом.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4.1. Чтение открытых слогов

Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.

Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)

 

4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».

Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,

Развитие фонематическогослуха.

Гру(ша), ка(ша), Ма(ша).  Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)

 

4.3. Назови  первый слог и первый звук в слове.

Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.

( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)

 Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.

 

4.4. Назови место звука Ш  в слове(начало, середина, конец)

Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .

Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.

 

4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.

Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

 

5. Этап закрепления

Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.

- Уточнение правильной артикуляции [Ш]

-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]

- Дать характеристику звука [Ш]

 

6. Подведение итогов.

Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

- Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?

- Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?

 

 Ресурсы: настенное зеркало, ПК,  компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».

 

Прогнозируемые результаты.

После изучения данной темы ребёнок может

 

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш,   правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.

 

 

Уметь: правильно произносить  звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,

слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.

Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.

 

Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiyans.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

                                         (план составления)

Тема ………………………………………………………..

Цель урока: Формировать представление о…, Формировать понятие о…,Формировать умение….,     Формировать способность к……

Аспекты цели:(задачи)

1.Познавательный(коррекционно-обучающий)

-обеспечить успешное усвоение знаний, понятий, терминов

-учить ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс  и результат деятельности

- на основе анализа фактов подвести учащихся к результатам деятельности

- на основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию целостной картины мира

- создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, проводить элементарный показ, планировать классифицировать, доказывать.

-  формирование умения аргументировать свой ответ.

2. Коррекционно- развивающий.

Основной принцип – воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребёнка с ОВЗ.

- развитие функций анализаторных систем

- развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря,

- формирование умений запоминать и воспроизводить информацию

- формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами

3. Развитие мыслительных процессов.

- Развитие сенсомоторной сферы

- Формирование пространственно-временных представлений

- Развитие произвольного внимания

4. Воспитывающий аспект

- Выработка умения  обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии  с заданными правилами. Проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнёру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.

- Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры

совместного  положительного результата.

- Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.

- Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Ресурсы: пособия, схемы, таблицы, игра(игры) , презентация, ПК, TR, TV+DVD.

Использование специального  оборудования: зеркало(настенное, ин.д)

Этапы занятия.

1. Организационный этап. Самоопределение в деятельности.

Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Психологическая подготовка учащихся

Содержание: Взаимное приветствие. Проверка готовности к занятию(внешний вид, организация рабочего  места). Организация внимания.

Фиксация отсутствующих.Проверка состояния классного помещения.

Условия достижения положительных результатов:  Сдержанность, собранность учителя, его последовательность в предъявлении требований, организация внимания всех учащихся.

2. Актуализация знаний. Воспроизведение детьми необходимых и достаточных знаний для введения нового. Завершается проблемой.

Дидактическая задача: Организовать и целенаправить деятельность учащихся. Постепенный логический переход к введению новой информации.  

Содержание: Сообщение темы. Формулировка цели изучения материала.

Показ практической значимости изучаемого материала. Мотивация детей на его изучение. Постановка учебной проблемы или формулирование её детьми.

Условия достижения положительных результатов: Активизация познавательной деятельности детей, понимание детьми практической значимости материала.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению.

Постановка учебной задачи

4.Этап усвоения новых знаний. решение учебной задачи.

Дидактическая задача: Создать условия для изучения фактов и явлений. Добиться усвоения детьми способов, путей и средств. которые привели к данному обобщению, добиться от учащихся методов воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретённых знаний создать условия для выработки необходимых умений и навыков.

Содержание этапа: Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

Условия достижения положительных результатов:  Использование планов, схем, наглядных пособий актуализация личного опыта учащихся, словарная работа.

5.Этап закрепления новых знаний. Первичное закрепление.

Дидактическая задача. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Выработка соответствующих навыков и умений.

Содержание этапа:  Закрепление и осмысление новых знаний и умений. Проверка понимания новых понятий. Закрепление нового материала на основе применения его на практике, в нестандартных ситуациях.

Условия достижения положительных результатов:  Припоминание, оперирование знаниями, решение творческих и практических задач.

Вопросы учителя, направленные на дополнение, уточнение, исправление

6. Подведение итогов. Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия.

( чему учились, какие знания и умения помогли выполнить задания,

какие занятия были трудными, над чем следует поработать, как работала группа, как работал каждый)

        Анализ логопедического занятия.

        План.

- Реализация цели занятия и ее аспектов (т.е.задач – успешно реализованы или нет)

- Использование развивающих методов обучения

-Способы активизации познавательной деятельности учащихся

- Результативность занятия(качество работы учителя-логопеда и успешность усвоения материала детьми)

- Осуществление оценивания и контроля.

Урок построен логически и методически грамотно, этапы урока прослеживаются чётко. Цель урока достигнута (не достигнута).Аспекты цели реализованы полностью(частично).Логопед владеет различными методами мотивации учащихся к учебной деятельности( театрализация, сказочное начало, путешествие).

Логопед использовал различные развивающие методы обучения (наблюдение, моделирование, проблемная ситуация, творческие задания).

Для активизации учебной деятельности учитель использовал схемы. речевые игры, пособия, ПК,  и компьютерные игры, спецоборудование.

Для продуктивного усвоения учебного материала на практике логопед использовал сравнение, исправление ошибок, доказательство правильности ответа.

Этап рефлексии помог ребёнку(детям) понять, чему он научился и над чем следует поработать, что далось легко, а что трудно и почему.

Логопед  положительно оценил деятельность детей, что  способствовало

мотивации учебной деятельности детей.

Большое значение уделялось логопедом созданию на занятии атмосферы доброжелательности и психологического комфорта для детей, что способствовало повышению эффективности логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия  с учащимися 1 класса (группа ФФН)

по теме «Различение звуков Ч и Ц и их букв».

  • Цель: Совершенствовать навык дифференциации звуков Ч и Ц и их букв в слогах, словах и предложениях

  • Задачи:

Обучающие:

 -уточнить знания обучающихся о согласных звуках Ч и Ц

-учить различать звуки Ч и Ц с опорой на разные анализаторы

- совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие:

- Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

-Развивать объём и концентрацию внимания

-Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

- Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Воспитательные:

-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Оборудование(ресурсы) индивидуальные зеркала.игрушки. буквенное табло, слоговые таблицы, линейки, картинный иллюстративный материал,

памятки-алгоритмы.

1.Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и  психологической подготовки учащихся к занятию.

- Приветствие.

- Организация внимания.

2.Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Ч и Ц.

Речевая разминка( артикуляционная гимнастика).

3.Этап подготовки учащихся к сознательному усоению. Введение в тему.

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Беседа:

- Назовите первый слог в слоге ЧОК?

- Назовите первый  слог в слове ЦОК?

        

-Как называется буква звука Ч?

- Как называется буква звука Ц?

- Посмотрите на табло: ЧЧЦСНОЧЧЦЦ РДЖ  Какие буквы чаще всего встречаются?

- Если вы догадались, то скажите, какие звуки будут главными на этом занятии?

Вывод и определение темы:

Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч И Ц и их буквы в слогах, словах и предложениях .Для чего это нужно? Почему это важно?

4.Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

4.1Акустико-артикуляционные характеристика звуков Ч и Ц

-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ч. а потом Ц . Обратить внимание на положение губ. Положение одинаковое или разное?

- Поднесите тыльную часть руки ко рту. Произнесите звук Ч, а потом Ц

Как выдыхаете воздух: плавно или прерывисто? Какой вывод можно сделать по нашим наблюдениям?

4.2Вывод: Положение губ при произнесении Ч и Ц различно. Выдыхаемая  струя воздуха прерывистая.

-На какие две большие группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)

Вспомните о том, что при произношении звуков воздух может проходить беспрепятственно. а может и встречать препятствия на своём пути.

- К какой группе относятся звуки Ч и Ц? Почему?

4.3Вывод с опорой на план ответа.

Итак, звуки Ч и Ц согласные, глухие Ч всегда мягкий, Ц всегда твёрдый.

При произнесении этих звуков положение губ различно.

5.Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача:   Обеспечение усвоения знаний и способов действий

5.1 В чём отличие звука от буквы?

Чтение слоговой таблицы( сначала сверху вниз, затем снизу вверх)

ЧА- АЧА        ЦА- АЦА

ЧО- ОЧО        ЦА-ОЦО

ЧУ- УЧУ        ЦУ-УЦУ

ЧЕ- ЕЧЕ        ЦЕ- ЕЦЕ

ЧИ- ИЧИ        ЦИ- ИЦИ

5. 2 Беседа по прочитанному

-Какой согласный звук в первом столбике?(Ч)

-Какую букву вы напишите?(Ч)

- Какой согласный во втором столбике?(Ц)

-Какую букву вы напишите(Ц)

Вывод: У звука Ч буква Ч, у звука Ц буква Ц

5.3 Работа со словом.

Цель: развитие фонематического слуха, самоконтроля, произвольности внимания, памяти и совершенствование звукового анализа и синтеза слов.

- Упражнение «Зашифруй слово».

Послушайте слова и запомните их.

ЧЁРНЫЙ, ПТИЦА, ЦИФРА, ДОЧЕНЬКА, ПТЕНЕЦ.

-Как вы думаете, какой дежурный звук в слове? Напишите этот звук в тетрадь. Какой по счёту этот звук? Рядом со звуком напишите цифру.(например, ЧЁРНЫЙ – Ч1)

-Найдите слово, где звук Ч стоит на 1,2,3 месте

- Найдите слово  в котором Ц стоит на 4 месте.

Вывод: Различать звуки нам помогают знания о них.

- Игра « Найди слово».

Дидактическая задача:  развитие внимания, формирование операции  звукового анализа и синтеза, активизация словаря.

Задание:

Прочитайте запись. Постарайтесь узнать в ней слова со звуками Ч и Ц.

ОДКУНИЦАЯВАРУЧКАНЫПИ

Назовите найденные слова.(куница, ручка)

Кто такая куница? Как она выглядит?

Что такое ручка? Какая может быть ручка?( у двери. У ребенка. Для письма).

Вывод: Слово ручка имеет много значений.

- Игра «Назови ласково».

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка за счёт образования новых слов.

ПАЛЕЦ.ПТЕНЕЦ, СЕСТРИЦА, ОГУРЕЦ.

Какие буквы меняются местами в словах : птенец- птенчик, огурец-огурчик и т.д.)

Вывод:    Мы учились различать звуки Ч и Ц и правильно выбирать буквы Ч и Ц.

5.2 Работа со словосочетанием

Цель: развитие речемыслительной деятельности.

Прочитайте запись на доске.

ДЛИННОУХИЙ ОГУРЕЦ, ЗЕЛЁНЫЙ ЗАЯЦ,ДОБРАЯ БЕЛОЧКА,

ПУШИСТАЯ ДЕВОЧКА

Правильно ли составлены словосочетания? Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетради любое словосочетание. Подчеркните в словах букву Ц и Ч.

5.3 Работа с предложением

Цель: смысловой и качественный анализ предложения

Прочитайте.

С ЮГА ПРИЛЕТЕЛИ ( ВОРОБЬИ.ЧИЖИ, ГРАЧИ,ГОЛУБИ, СКВОРЦЫ)

Составьте предложение, выбрав подходящее по смыслу слово(скворцы, грачи).

Почему вы выбрали эти слова? Докажите. Что вы сделали правильный выбор.

Сколько слов в предложении?. С какой буквы пишем предложение?

Какой знак препинания поставим в конце предложения?)

6.Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача:   выявить уровень усвоения учебного материала.

- Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите  слово со звуком Ч.   Назовите  слово со звуком Ц

7. Итог

Дидактическая задача: дать анализ и  оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

- Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать……………, и  наши знания нам  помогут двигаться дальше.

        Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, дети могут

Знать: правильную артикуляцию звуков Ч и Ц, их акустическую характеристику.

Уметь: выделять и различать звуки    Ч  и  Ц и  их буквы на слух  и при письме, находить сходство и различие между ними, доказывать правильность своего ответа.

Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, навыками чтения и выделения слова как смысловой единицы  из  ряда букв.

        

Конспект занятия по автоматизации звуков в речи (1-2 кл).

Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах с открытыми слогами.

Цель: формировать навыки  правильного произношения звука [Ш] в открытых слогах и словах.

Задачи:

  • Обучающие

-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука.

- учить произносить звук с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализатор.

- развивать навык звукового анализа и синтеза.

  • Коррекционно-развивающие

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

-совершенствование речемыслительных процессов( анализ.синтез. обобщение. умозаключение)

- учить запоминать необходимую информацию и правильно её воспроизводить.

  • Воспитательные

Воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.

                                      Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дидактическая задача: обеспечить учащимся рабочую обстановку, настроить детей на речемыслительную деятельность, организовать их внимание. Приветствие.

 

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности и подготовка к усвоению нового материала.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Дидактическая задача: подготовить речевой аппарат к активной работе

- Чашечка

- Маляр красит потолок

- Вкусное варенье

- Желобок.

- Гусь рассердился.

2.2. Отработка произношения  слогов перед зеркалом.

Дидактическая задача: автоматизация произношения с опорой на различные анализаторы.

Ребёнок повторяет  за логопедом слоги перед зеркалом ( по подражанию)

Логопед: Повтори чётко  и внятно слоги со звуком Ш. Смотри на меня, а потом в зеркало, чтобы не ошибаться

(ша-ша-ша; шо-шо-шо; шу-шу-шу; ши-ши-ши; ше-ше-ше)

2.3. Игра « Речевые и неречевые звуки» (Компьютерная игра «Игры для Тигры».

Дидактическая задача: учить выделять и различать речевые и неречевые звуки

Давай послушаем звуки и ответим, какие звуки являются речевыми, а какие нет( шелест листьев, шум прибоя, мама просит не шуметь- шшш, масло шипит на сковородке, ребёнок перед зеркалом отрабатывает правильное произношение звука Ш.)

Вывод: есть звуки природы, бытовой шум и речевые звуки

2.4. Правильное произношение звука( положение губ, языка, воздушная струя)

Дидактическая задача: закрепление навыков правильного произношения звука Ш, с пояснением  и показом своих действий.

Вывод: Правильное произношение звука Ш очень важно, т.к. учимся произносить слова и слоги чётко и понятно.

2.5. Характеристика звука [Ш].

Дидактическая задача: учит давать  акустическую характеристику, пользуясь схемой.

3.Этап подготовки к сознательному усвоению.

Чтение  рассказа В. Драгунского «Трудная буква». Беседа по  рассказу о необходимости работы над правильным произношением. Вывод. Определение темы.

4. Этап усвоения новых  знаний .Работа над новым материалом.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

4.1. Чтение открытых слогов

Дидактическая задача: отработка навыка слитного слогового чтения.

Прочитай слоги чётко и понятно.( Схема.)

4.2. Игра « Добавь слог и получи слово».

Дидактическая задача: формирование интереса к языковым явлениям,

Развитие фонематическогослуха.

Гру(ша), ка(ша), Ма(ша).  Пи(шу), но(шу) уку(шу). Пи(ши), у(ши), мы(ши)

4.3. Назови  первый слог и первый звук в слове.

Дидактическая задача: учить различать понятия ЗВУК и СЛОГ.

( шайба, шоколад, шутка, широкий, шептать)

 Вывод: Слог- это часть слова. Слог может состоять из 1,2,3звуков. Слова состоят из слогов и звуков.

4.4. Назови место звука Ш  в слове(начало, середина, конец)

Дидактическая задача: учить выделять нужный звук в слове, развитие фонематических процессов, мыслительных операций .

Шапка, кошка, шалаш, камыш, шпага, шишка.

4.5. Сделать звуко- буквенный анализ слова [шишка]. Составить с ним предложение.

Дидактическая задача: совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, формировать представление о слове как о единице предложения.

Физкультминутка.

Дидактическая задача: повышение работоспособности и активизация познавательной деятельности. Профилактика переутомления. Короткий отдых.

5. Этап закрепления

Дидактическая задача: Развитие речемыслительной деятельности, концентрация внимания.

- Уточнение правильной артикуляции [Ш]

-Для чего нужно правильное произношение звука [Ш]

- Дать характеристику звука [Ш]

6. Подведение итогов.

Дидактическая задача: дать анализ и самооценку своей деятельности, наметить перспективу последующей работы.

- Чему учились? Какие знания и умения помогли нам выполнить задание?

- Как вы сегодня работали? Над чем ещё следует поработать?

 Ресурсы: настенное зеркало, ПК,  компьютерная игра «Игры для Тигры» картинки. схемы, рассказ В.Драгунского «Трудная буква».

Прогнозируемые результаты.

После изучения данной темы ребёнок может

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении Ш,   правильное произношение звука Ш как изолировано так и в слогах открытого типа, и в словах с открытыми слогами.

Уметь: правильно произносить  звук Ш , открытые слоги со звуком Ш,

слова с открытыми слогами. Выделять звук Ш из разных позиций в слове.

Давать акустическую и артикуляционную характеристику звука с опорой на схему.

Владеть: навыками слогового и звуко- буквенного анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по развитию речи В группе подготовительного к школе возраста «Зима. Новый Год!»

  Цель: закрепить представления детей о зиме, о празднике Новый Год.  Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить: навык составления  предложения по опорным словам и схемы пре...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия по теме: "Новый год. Рождество".

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса Тема: Новый год. РождествоЦель: Уточнение, расширение и акт...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема: "Новый год"

Как показывает практика, дети часто путают свистящие и шипящие звуки. Особенно это ярко выражено у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). В конспекте данного занятия представлены методы и ...