Использование средств ИКТ на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
статья по информатике по теме
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические задачи, обусловленные иными возможностями ребенка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными особенностями. Умственная отсталость у детей проявляется в резком интеллектуальном отставании от сверстников. Ребенок намного хуже усваивает учебный материал, не понимает разъяснений учителя, у него не формируется учебная деятельность, отсутствует критическое отношение к своим возможностям, дети имеют разные формы нарушения речи. Знание программы коррекционной школы помогают мне не дублировать преподносимый детям материал, а делать его более индивидуализированным и адресным . Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать обучение осознанным, опираюсь в работе на нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии, одной из которых является ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sredstv_ikt.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тропина Лариса Леонидовна,
учитель начальных классов, учитель-логопед,
высшая квалификационная категория.
Муниципальное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями развития.
Специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа –интернат № 4 (VIII вида)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.
«Мы должны стремиться не корректировать дефект,
а работать с ребёнком, который имеет дефект.
Изучать ребёнка, воспитывать и обучать»
Владимир Селивёрстов,
заведующий кафедрой дошкольной
дефектологии Московского
педагогического государственного университета.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеют как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические задачи, обусловленные иными возможностями ребенка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными особенностями. Умственная отсталость у детей проявляется в резком интеллектуальном отставании от сверстников. Ребенок намного хуже усваивает учебный материал, не понимает разъяснений учителя, у него не формируется учебная деятельность, отсутствует критическое отношение к своим возможностям, дети имеют разные формы нарушения речи. Знание программы коррекционной школы помогают мне не дублировать преподносимый детям материал, а делать его более индивидуализированным и адресным . Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать обучение осознанным, опираюсь в работе на нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии, одной из которых является ИКТ.
Мною выработаны определённые направления работы по использованию средств ИКТ
на уроках чтения, письма и развития речи, логопедических занятиях с целью максимальной
коррекции связной речи младших школьников, развития их познавательной активности,
коррекции психических процессов.
1 направление Использование стандартного набора программ Windows
Программа Paint (рисование) - позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;
Работа с текстовым редактором word for Windows. Данная программа позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном виде, что даёт возможность последовательно проработать его со многими детьми. При работе в любой момент задание может быть усовершенствовано, внесены коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.
Программа «Звукозапись» - система звукозаписи и воспроизведения компьютера
операционной системы Windows. Для логопеда данная программа – инструмент для отслеживания динамики коррекционной работы по исправлению недостатков произношения конкретного ученика и создания базы данных речевых показателей в целом с целью последующего анализа и сравнения. Работа с микрофоном, наушниками с прослушиванием своего голоса через колонки компьютера вызывает у детей живой интерес, способствует созданию положительной мотивации для дальнейшей работы по исправлению речевых нарушений.
Работа в программе Movie Maker:, которая обрабатывает видео – кадры, фотографии,
позволила мне создавать ЦОРы непосредственно при подготовке к занятиям путём применения педагогического дизайна.
Так, в серии занятий по развитию речи по теме «Осень» я использовала созданные мной видеоролики «Осенние листья», «Любимый Мончегорск», которые, благодаря соответствующему музыкальному оформлению, создали у ребят лирическое настроение, побудили их к творческой деятельности.
Использование в работе электронных презентаций, созданных в программе Power Point, эффективно как в индивидуальной коррекционной работе по преодолению фонетических дефектов у обучающихся (на этапах постановки звуков, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, введении их в спонтанную речь), так и при подгрупповых формах работы.
Работая над созданием презентации, стараюсь делать её многофункциональной. Например, с целью проведения первичного логопедического обследования детей мною была создана презентация « Материал для обследования состояния устной речи обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида». Данную презентацию применяю не только в целях диагностики и уточнения речевого диагноза, но и на индивидуальных занятиях с обучающимся , при изучении нового материала, на подгрупповых занятиях с обучающимися при закреплении, повторении изученного материала.
Программа Power Point , позволяет создать презентации разнопланового содержания
Опираясь в работе по развитию связной речи младших школьников на методику В.К.Воробьёвой, с помощью электронных презентаций я организую подготовительную работу (пример: занятие по теме: « В зимнем лесу», в ходе которого дети активно привлекаются к работе с тренажёром «Звуко –буквенный анализ слов»). В индивидуальной игровой форме проходят тесты по темам «Звуки», «Слово», «Предложение».
Процесс подачи материала на логопедическом занятии более индивидуализированный, чем на уроке в классе, поэтому вышеперечисленные программы активно используются в индивидуальной работе на логозанятиях.
Классно –урочная форма работы позволяет активно использовать технологии мультимедиа. с использованием электронных презентаций, выполненных в программе Power Point.. Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить обучающемуся информацию об окружающем его мире. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Принцип детской электронной презентации «обучаюсь, играя!» Легко и ненавязчиво начинается процесс усвоения азбуки, чтение, развитие связной речи. Дети очень полюбили электронные «Коррекционные минутки», проведение которых стимулирует их познавательную активность, «физминутки для глаз»
Интересные и занимательные традиционные формы работы в сочетании с использованием компьютерных технологий воспринимаются детьми сначала на уровне игры. Обучающиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой идёт процесс развития навыков связной речи и личности ребёнка. Так, например, решив принять участие в конкурсе «Планета –наш дом» , объявленным Городской детской библиотекой, мы с ребятами провели в течение 10 дней экологические наблюдения за изменениями в природе (с 18.05-28.05.2011) .Во время экскурсий и прогулок по территории школы и ближайшим окрестностям я, как учитель и логопед, создавала речевые ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями . Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащалась в непринужденной обстановке. Дети учились способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, при этом развивались умения высказываться в форме небольшого рассказа. Продуктом и результатом наших наблюдений стала электронная презентация «Пробуждение природы».
Нет необходимости перечислять или показывать те или иные видеоролики, презентации, Их создание – процесс творческий. Каждый педагог подходит к этой работе индивидуально, с личным опытом работы, собственным знанием и видением материала
В коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, помимо собственных презентаций, я активно использую авторские презентации, видеоклипы, слайд шоу с сайтов viki.rdf.ru, «Логобург», «Loqozavr. ru» и др.
Мною составлен подробный «Перечень цифровых образовательных ресурсов», в который вошли и мои авторские ЦОРы, и презентации, видеоклипы, созданные другими авторами. В настоящее время я продолжаю работу по созданию и накоплению презентаций, видеоклипов.
2 направление.
Другим направлением логопедической работы по использованию средств ИКТ считаю организацию работы обучающихся с помощью готовых программных продуктов ( ГПП).
Со многими из них можно познакомиться в школьной медиатеке. Созданная с использованием современных мультимедиа-технологий, медиатека предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Использование электронных информационных объектов медиатеки активизирует образное мышление обучающихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает все условия для наиболее полной реализации коррекционно – развивающего обучения.
Одной из программ , которую я успешно использую в работе с детьми, является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004 ). Данная программа представляет системный подход к коррекции нарушений речи, создана с учётом закономерностей и специфических особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии, дислалии, ринолалии, заикания, общего недоразвития речи, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, добиваться хороших результатов коррекции речи.
Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для Тигры»:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль.
Большой объём упражнений, предлагаемых программой , позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей.
Прекрасная анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.
С 2010 -2011 учебного года апробирую в работе по обучению обучающихся чтению, письму и развитию речи, развитию связной речи, на логопедических занятиях компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере". Руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта.
- «Компьютерный практикум для начальной школы»
«Математика 1-4 класс» авторы Крылова А.В., Варченко В.И.
«Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И,
«Окружающий мир 1-4 класс» авторы Прохатилова И.А,, Жадобко Е.Б., Варченко В.И.
- «Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе»
«Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;
- «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.
Очень важно, как отмечает В.И.Варченко, что практикум имеет широкую область
применения, его могут использовать не только учителя начальных классов и информатики, но и логопеды, психологи , родители.
3 направление. Использование возможностей локальной сети Интернета.
Возможности специальной коррекционной школы, в которой я работаю, позволяют в ходе индивидуальных логопедических занятий работать в режиме «Он –лайн»..Например, выходить на сайт «Logozavr. Ru», .разработчики которого и являются авторами лицензированных вышеперечисленных компьютерных практикумов, помогать детям проходить «Уроки мудрой совы» и тем самым делать процесс усвоения новых знаний увлекательным.
Опыт работы по использованию средств ИКТ был предоставлен мной в виде публикации статей в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Участие в Фестивале не только предоставляет мне площадку для публикаций. Это бесценный опыт дистанционного профессионального общения с коллегами. Полученные по окончании Фестиваля подарочные диски с материалами участников также пополняют мою личную медиатеку .
Большую помощь, профессиональную поддержку в поиске материалов по развитию связной речи учащихся нахожу в Международной «Сети Творческих Учителей» через общение с коллегами, изучение представленного на сайте материала.
Внедряя в практику работы ИКТ, я исхожу из принципа «не навредить» здоровью ребёнка, забочусь о снижении неблагоприятных воздействий на организм и соблюдаю рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере.
Современное занятие трудно представить себе без использования информационно – коммуникационных технологий. Практика работы показывает, насколько тесно взаимосвязаны и перекликаются логопедические занятия, уроки чтения, письма и развития речи. Электронные презентации, видеоролики, компьютерные программы и игры в сочетании с традиционными методами обучения в моей практике стали представлять собой единый программно – методический комплекс, способствующий эффективной коррекционной работе по обучению чтению, письму и развитию связной речи детей с ограниченными возможностями развития.
Литература
Королевская Т.К. «Видимая речь – 3»/Т. К, Королевская//Дефектология.-1998.-№ 5.-с.63-65
Королевская Т.К.Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски./ Т.К.Королевская// Дефектология. – 1998. - № 1.с. 47-55
Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. -№ 5.
Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.-1994.-№ 6.
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. –Пермь,2005
Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры»/З.А.Репина, Л.Р.Лизунова// Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).-с.285-287
Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы/ Ж.А.Тимофеева // Дефектология.-1997.-№ 2.-с.41-49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".
Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости согласных"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи (с презентацией) в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Мягкий знак на конце слова для обозначения мягкости соглас...
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...
Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.
Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проб...
Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.
Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы, но и пу...
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пособие предназначено для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по русскому языку. В сборник вошли к...
- Мне нравится (1)